Воскресенье Вечности (Последнее воскресенье церковного года)

Да будут чресла ваши препоясаны и светильники горящи. (Св. Евангелие от Луки 12:35)

Псалом 125:1-6

Откровение Иоанна Богослова 21:1-7

 Евангелие от Матфея 25:1-13

Проповедь. Св. Евангелие от Матфея 25:1-13

Тогда Небесное Царство будет подобно десяти девушкам, которые, взяв свои лампы, вышли встречать жениха. 2. Пять из них были глупыми, а другие пять умными. 3. Глупые девушки взяли лампы, но не взяли для них масла. 4. А умные вместе с лампами взяли и масло в кувшинах. 5. Жених задержался, и они все стали дремать и заснули. 6. Около полуночи раздался крик: «Жених идет! Выходите встречать его!» 7. Девушки проснулись и стали поправлять свои лампы. 8. Глупые сказали умным: «Дайте нам немного масла, наши лампы гаснут». 9. «Нет, – ответили те, – если мы поделимся с вами маслом, то не хватит ни вам, ни нам. Пойдите лучше к торговцам и купите».

(Св. Евангелие от Матфея 25:1-9)

Благодать и милость вам от Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, да пребудут со всеми вами.

Подошёл к своему завершению литургический год. По традиции венчаемый «воскресеньем вечности» или «воскресеньем мертвых» с традицией вспоминать своих умерших. Ибо мы не знаем ни дня, ни часа, когда придёт Сын Человеческий.

В притче о десяти девах есть ещё один обобщающий момент (в 5 стихе):

Все уснули…  Жизнь похожа на сон или смерть, но перед всеобщим воскресением все пробудятся.

Что есть мертвые для нас Св. Евангелие от Матфея 25:1-13?  Вид разлагающейся плоти или ее части многих приводит в замешательство.  Как эти тлеющие мозги могли создать прекрасные шедевры, чем они отличаются от других? Анатомия человека, вообще противоречивая штука, с одной стороны, вызывает восторг, с другой, - омерзение и стыд, который прячется за всевозможными ритуалами, старающимися передать смысл конца жизни.

Но я вспомнил ещё один красивый ритуал и традицию церкви на конфирмацию, говорящий – о начале ответственной жизни в Христовой Церкви. Кто же те, к кому Христос обращается - не спать? Это Церковь Христа.   Белые одежды, зеленые ветви и первые обеты, первое причастие, то, что сопутствует жизни вечной. Поэтому будет вполне по-христиански не делить живых и мертвых, или относиться к мертвым тоже с уважением (как к живым).

Христос не уважает смерть, но сострадает умершим, и поэтому в канун Своего воскресения Иисус Христос провозглашает свободу в аду (сошедшего во ад) всем праведникам, ожидавшим Евангельскую весть, а это ещё одно свидетельство, что мертвые в состоянии слушать. Именно так произойдет всеобщее воскресение, и мертвые услышат голос Божий.

Имея отношения с Христом Иисусом, мы связаны со страданием, но не разложением плоти (неизменным атрибутом смерти), где Христос, там отступает тление и это выглядит прекрасно, как сходящий с неба новый Иерусалим, о котором мы слышали из откровения Иоанна Богослова, как невеста перед своим женихом, так и Церковь перед Христом.  Так будет и так есть, так говорит Святое Писание и об умерших во Христе братьях и сестрах.

Страдания также бывают разные.

В старые времена даже была такая профессия «плакальщица на похоронах». Это действительно помогает, выплеснуть свои эмоции даже самым «чёрствым» людям, но что общего с состраданием? Страдание, связанное с утратой, сложно компенсировать – «слезами горю не поможешь», или «как-то нужно жить дальше», это тоже большинству уже хорошо знакомо, это сочувствие… Сострадание  - это взять часть утраты (боли) на себя или компенсировать утрату… - «жаждущему дам даром от источника жизни». Так сострадает нам Христос, и такое сострадание дает надежду и превосходящую разумение радость.

Страдания страданиям-рознь.  Не все страдания заканчиваются.

В финале притчи неразумные девы страдают дальше даже вопреки своим мольбам к окружающим, но разумные радуются, следуя за женихом. Почему так происходит, об этом также говорит Иисус, потому что те были ленивы и беспечны - одно дело создавать впечатление «девы», совсем другое дело быть. Так и истинные (ответственные) христиане последуют в воскресенье вечности за Женихом, а всех, кто кичился, ждет вечная скорбь.  Разумный тот, кто всегда готов к встрече, а также блаженны те, кто пробудится от Слова Божьего (без разницы), побеждающие - кого усыновил Бог, все они христиане. Но быть христианином и называться таковым - это разные вещи.

Возлюбленные во Христе, братья и сестры. В канун нового года Христос обращается к верным с призывом: - «Да будут чресла ваши препоясаны и светильники горящи», эти слова из Евангелия ко всем, слышащим Слово Божие, без разницы.  Мы же, в готовности, будем ожидать Спасителя нашего Иисуса Христа и будущего века.  Аминь.