29 сентября- Св. Архангела Михаила и всех святых ангелов

17 Семьдесят учеников возвратились с радостью и говорили: Господи! и бесы повинуются нам о имени Твоем.

18 Он же сказал им: Я видел сатану, падшего с неба, как молнию;

19 се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам;

20 однако ж тому не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах. ( Лк. 10:17-20)

Возлюбленные в Господе! Дорогие сёстры и братья!

Установленный церковью День Святого Михаила (29 сентября) находится в тесной связи со старинным германским обычаем отмечать праздником окончание уборки урожая. Изображение архангела, начиная с IX века, неизменно присутствует на боевых знамёнах. Существует легенда, что победа при Лехфельде в 955 году была одержана благодаря вмешательству Архангела на немецкой стороне. Также и в католической церкви праздник святого Михаила отмечается 29 сентября. В Средние века он считался обязательным, но с XVIII века утратил статус торжества. В годы контрреформации Архангел Михаил даже стал символом воинствующего католицизма. Именно святой Михаил поручил Жанне Д’Арк осуществить её миссию — короновать Карла VII. В других церквях празднование Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных бесплотных сил установлено 21 ноября (это произошло в начале IV века на поместном Лаодикийском соборе, бывшем за несколько лет до Первого Вселенского Собора). Эта дата привязана к Рождественскому посту. Поэтому за воскресенье перед постом - на Михаила - гостей ждет стол, накрытый всякими мясными блюдами. И, наконец, еще одна дата – 19 сентября. В этом году в этот день в Киеве недалеко от памятника Владимиру Великому открыли памятник Архангелу Михаилу. 19 сентября произошло по легендам первое чудо в Колоссах, связанное с архангелом. В Колоссах был храм, посвящённый архангелу Михаилу, построенный одним из жителей города в благодарность за исцеление его дочери водами целебного источника, располагавшегося на том месте. В этом храме в течение 60 лет служил пономарем Архипп Херотопский, прославившийся своей добродетельной христианской жизнью. Язычники, питая злобу к Архиппу, решили уничтожить храм и убить Архиппа. Для этого они соединили в один поток две горные реки и направили его на храм. Архипп начал молиться архангелу Михаилу о предотвращении бедствия, и тогда появился святой Михаил и, ударив жезлом по горе, открыл в ней широкую расселину, куда устремились воды потока и храм остался неприкосновенным. Город, где совершилось это чудо, стал называться Хоны (расселина, отверстие). (Для размышлений: возможно, фамилия «Хонин» тесно связана с Михаилом)

 Согласно еврейской традиции, Михаэль — один из четырёх ангелов (Михаэль, Гавриэль, Уриэль и Рафаэль), стоящих перед престолом Господа и охраняющих четыре стороны света. Среди семи ангелов еврейской мифологии лишь двое названы в Ветхом Завете: Михаэль и Гавриэль. В Соборном послании Иуды рассказывается: «Михаил Архангел, когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда, но сказал: „да запретит тебе Господь“» (Иуд. 1:9). Это единственное место в канонических текстах, где Михаил назван архангелом. Указание на роль Михаила в битве добра и зла повлияло на многие эсхатологические христианские труды. Религиозная традиция стала приписывать Михаилу не только победу над сатаной, но и роль судьи на Страшном суде, на который он призовёт души трубным гласом. Михаил, исходя из приписываемой ему роли на Страшном суде, стал почитаться как защитник душ умерших. Архангел Михаил один из немногих ангелов, который упоминается в Ветхом и Новом Заветах, и конкретно его называют победителем Сатаны. В православии его называют Архистратигом, что означает глава святого воинства Ангелов и Архангелов. Архангел Михаил считается покровителем таких государств как Израиль, Ватикан, Германия и, конечно же, вся Украина и город Киев в частности.  В соответствии с народными верованиями многих народов Михаил появляется преимущественно на горных вершинах, то есть в тех местах, где в годы язычества обитали верховные боги.

По церковному преданию, Бог в начале времён сотворил огромное количество ангелов, и установил между ними иерархию, при которой нижние чины подчиняются высшим. Во главе всех ангелов стоял Денница — самый сильный, умный, красивый и приближённый к Богу ангел. Но Денница возгордился своим высоким положением, перестал выполнять Божьи повеления и всех остальных ангелов стал подстрекать к бунту против Бога. И тогда один из ангелов проявил верность Богу, и громко возгласив: «Кто как Бог?» или «Кто равен Богу?» (по-еврейски «Ми ка Эль?», по-русски звучит как «Михаил»), во главе сохранившего верность Богу большинства ангелов, вступил в сражение и, с помощью Божьей, низверг Денницу (который стал называться дьяволом и сатаной) с другими падшими духами — бесами или демонами с Неба. С тех пор святое (верное Богу) ангельское воинство возглавляют два архистратига: архангел Михаил и архангел Гавриил. Что касается сегодняшнего текста, то в нём вышеизложенные стихи хотя и говорят о дальнейшем расширении служения уже не двенадцати учеников, а семидесяти, но также упоминают историю с падшим ангелом.

Иисус не зря избирает вначале 12 , а затем 70 учеников. Число семьдесят было у иудеев символическим. Оно обозначало абсолютную полноту (духовная тройка плюс материальная четверка умноженные на десять). Это число старейшин, которые должны были разделить с Моисеем бремя правления и руководства народом в пустыне. Также синедрион, церковный собор иудеев, состоял из семидесяти членов. (Если же сравним семьдесят учеников Иисуса с двумя руководящими органами, то увидим подобные обязанности.) Иисус также использует в ответе Петру цифру семьдесят, как абсолютное прощение своему ближнему при его полном раскаянии. Кроме того считали, что число народов всего мира также семьдесят. Лука был человеком обширных взглядов и можно предположить, что он думал о том дне, когда каждый народ земли будет знать и любить Господа. Так вот, когда семьдесят учеников радостно вернулись назад с одержанной ими во имя Иисуса победой, Иисус сказал им: "Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию". Смысл этого понять нелегко. Его можно толковать двумя способами. Он может обозначать, что силы тьмы и зла побеждены; крепость сатаны пала и теперь грядет Царствие Божие, благодаря проповеди Евангелия во всех народах. Но равным образом Иисус мог и предупреждать против гордыни, после того как семьдесят похвастались, что не только люди, но и бесы им подчиняются. Ведь по писанию именно гордыня была причиной восстания против Бога, в результате которого Архангел Михаил и его воинство низвергли сатану с небес, где он когда-то был предводителем ангелов.

Вполне возможно, что Иисус говорил семидесяти ученикам, чтобы они воздержались от гордыни: ибо как однажды глава ангелов подпал гордыне и был низвергнут с небес, так и ученики Христа могут быть наказаны. Иисус несомненно продолжал предупреждать своих учеников против гордости и самоуверенности. Им действительно была дана власть, но их величайшая радость должна была состоять в том, что их имена написаны на небесах благодаря принятию Сына Божьего и следованию за ним. Не следует радоваться своей власти над духами, а должно радоваться тому, что сами спасены.

Это единственный случай, когда Господь велел Своим ученикам не радоваться. Успех в христианском служении будет достигнут, если мы будем помнить о нашем бесконечном долге перед Богом и Его Сыном. Можно с безопасностью радоваться спасению по благодати.
И мир Божий, который превыше всякого ума, да сохранит сердца наши и помышления наши во Христе Иисусе. Аминь.