24 ноября Воскресение вечности

31 Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут.

32 О дне же том, или часе, никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец.

33 Смотрите, бодрствуйте, молитесь, ибо не знаете, когда наступит это время.

34 Подобно как бы кто, отходя в путь и оставляя дом свой, дал слугам своим власть и каждому своё дело, и приказал привратнику бодрствовать.

35 Итак, бодрствуйте, ибо не знаете, когда придёт хозяин дома: вечером, или в полночь, или в пение петухов, или поутру;

36 чтобы, придя внезапно, не нашёл вас спящими.

37 А что вам говорю, говорю всем: бодрствуйте. (Мк. 13,31-37)

Возлюбленные в Господе!

Тринадцатая глава Евангелия от Марка – одна из самых трудных для понимания современного читателя во всем Новом Завете. Это потому, что она, как никакое другое место в Библии, отражает мышление иудеев и насквозь пропитана иудейской историей и иудейским мировоззрением. Иисус использует в ней образы и понятия хорошо знакомые иудеям того времени, но кажущиеся странными многим современным читателям и даже вовсе неизвестные нам. Не зря сегодня мы уделяем ей столько внимания, потому что она говорит нам о Втором пришествии Иисуса Христа. Но с пониманием Второго пришествия связаны известные трудности, потому что люди либо вовсе его отвергают, либо считают, что это та доктрина христианской веры, которая помогает Церкви удерживать народ в страхе. Поэтому тем более мы должны тщательно поразмыслить над этой проблемой, чтобы нам выработать здравый и правильный взгляд на неё.

Иудеи никогда не сомневались в том, что они избранный Богом народ, и что однажды они займут подобающее им место в истории человечества. Они давно оставили мысль о том, что смогут завоевать это место обычными человеческими средствами, и были уверены, что Бог, в конце концов, непосредственно вмешается и наступит день Господа. Они считали также, что перед наступлением этого дня Господа будет время ужаса и страданий, мир будет потрясен до основания, а затем… будет суд. Потом наступит новый мир, новый век и новая слава. Иудеи и не помышляли об исправлении и преобразовании этого мира. Они думали о воссоздании заново всей системы. Своего рода революция.
Что касается высказываний Иисуса о будущем, то они затрагивают различные аспекты. Это и пророчество о разрушении Иерусалима; и предостережение о грядущих гонениях; и предупреждения об ужасах и опасностях последних дней; и предостережения о Втором пришествии; и, наконец, предостережение быть наготове в заключительной части 13 главы, которую мы рассматриваем. И дух в них не запугивания, но предупреждения или предостережения. Ошибочно считать, что все предсказанное здесь Иисусом должно было произойти еще при Его жизни. Но Иисус был прав, ибо сказанное им не относиться ко Второму пришествию, потому что Он сам в следующем предложении говорит, что не знает, когда этот день наступит. А относится это предложение к предсказанному Иисусом падению Иерусалима и разрушению Храма, что исполнилось в полной мере. Иисус говорит, что Он не знает ни дня ни часа Своего Второго пришествия, потому что Он беспрекословно полагался на волю Божию. Это является серьезным предупреждением тем группам или так называемым «церквям», которые вырабатывают точные даты и планы на Второе пришествие Христа. Это подлинное богохульство с нашей стороны задаваться вопросами и исследовать там, где даже Господь наш не претендовал на это.
Если люди живут под знаком вечности, если они постоянно ждут непосредственного вмешательства Бога, если они живут в ожидании Второго пришествия, если лишь один Бог знает всему сроки – в таком случае необходимо быть в постоянной готовности. Мы похожи на людей, которые знают, что Господин их придет, но не знают когда. Мы живем под знаком вечности, но это не значит, что надо жить и ждать в страхе и в нервном расстройстве. Мы должны изо дня в день выполнять свою работу так, чтобы не имело никакого значения, когда Он придет. Это возлагает на нас важную задачу: жить каждый день так, чтобы Бог мог всегда посмотреть на нашу жизнь, а мы безбоязненно в любой момент готовы встретиться с Ним лично. Тогда вся наша жизнь станет подготовкой к встрече с Царем.
Все мы слышали о причинно-следственных связях: если ветви смоковницы становятся мягкими и пускают листья, то можно быть уверенным, что скоро наступит лето; если человек кому-то нахамил, то навряд ли он получит в ответ благодарность. Что касается израильского народа, который был втянут в войну и доведен до безумия лжехристами и лжепророками, то он навлек на себя недовольство римлян. Особенно после того как те увидели, что евреи преследовали своего Учителя, как предавали Его смерти, и тем самым наполняли меру своих беззаконий. Сами ученики избегут грядущего бедствия, но следующее поколение, воспитанное ими, доживет до времени разрушения Храма и увидит это бедствие. Христос сказал об этом не для того, чтобы испугать их: это было провозглашением определенных намерений Божьих. «Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут» (ст. 31), и каждое из этих предсказаний будет исполнено с точностью. Но точное время определено только в планах Божьих и не открыто даже словом Божьим ни людям на земле, ни Ангелам небесным. А в настоящее время и люди и ангелы держатся в неведении относительно точного времени, чтобы и те и другие занимались своими текущими делами. Наш долг, несмотря на все несчастия, даже и в отношении конца света, бодрствовать и молиться. Для того и сокрыты от нас все сроки, чтобы мы всегда были на страже (ст. 33). Мы должны остерегаться того, что может сделать нас неготовыми к пришествию Господа, что может затруднить наш отчет и смутить наш дух. Мы должны бодрствовать, ожидая Его пришествия, чтобы оно не было для нас неожиданным, когда бы это ни случилось, и молиться о необходимой благодати для подготовки к нему. Мы не знаем, когда наступит это время, поэтому будем стараться каждый день быть готовыми к этому.

Заканчивая проповедь, Иисус приводит в пример притчу, в которой Господин, уходя, оставил своим слугам поручение, за которое каждый в отдельности сам за себя должен будет дать Ему отчет (ст. 34). Поэтому мы постоянно должны быть на страже, ожидая Его возвращения. Наш Господь непременно вернется, и вернется как Хозяин дома, чтобы потребовать у Своих слуг отчета за их труд и произведенные ими усовершенствования. Он очень мудро держит нас в неизвестности, чтобы мы всегда были готовы к встрече с Ним. Мы не знаем, когда Он придет, в какое именно время, поэтому, когда бы ни пришел Господь, мы должны стараться, чтобы Он не нашел нас самоуверенными, спящими, не стоящими на страже, потворствующими своей лени, не думающими о деле, не помышляющими о приходе Господина и не готовыми встретиться с Ним.
Вначале мы отметили насколько трудная для понимания 13 глава, но всё-таки мы можем почерпнуть из нее некоторые истины. Действительно, только Божий человек может проникнуть в тайны истории: только Иисус предвидел судьбу Иерусалима, хотя всем остальным она была неведома. Поэтому подлинный государственный деятель должен быть Божиим человеком. Чтобы направлять страну, человек должен быть направляем Богом. Лишь человек, хорошо знающий Бога, может вникнуть в часть планов и предначертаний Божиих. Кроме того, мы узнаём, что во Втором пришествии заключены моменты, которые мы забываем или которыми пренебрегаем на свой страх и риск. Ведь оно облечено в образы и картины эпохи, в которой жил Иисус и поэтому бессмысленно длительно рассуждать о них или ссылаться на них в наше время, коль скоро Иисус сам не вдавался в это во время своего пребывания на земле. И, наконец, мы узнаём, что самое неразумное – это забыть Бога и погрязнуть в мирском. Мудрый человек никогда не забывает, что он должен быть в любой момент быть готов к тому, что Господь призовет его. Мы можем быть уверены в том, что история развивается к определенной цели, где она получит свое божественное завершение. Кто живет, помня это, испытает не страх, а вечное блаженство.

И мир Божий, который превыше всякого ума, да соблюдёт сердца и помышления ваши во Христе Иисусе, Господе нашем! Аминь.