13 декабря 2020 - 3 Адвент

Псалом – 85:2-8

Ветхий Завет – Ис. 40:1-11

Чтение из Нового Завета – 1 Кор. 4:1-5

Евангелие – Лука 1:67-79

Текст для проповеди - Мф. 11:2-10:

2 Иоанн же, услышав в темнице о делах Христовых, послал двоих из учеников своих

3 сказать Ему: Ты ли Тот, Который должен прийти, или ожидать нам другого?

4 И сказал им Иисус в ответ: пойдите, скажите Иоанну, что слышите и видите:

5 слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают и нищие благовествуют;

6 и блажен, кто не соблазнится о Мне.

7 Когда же они пошли, Иисус начал говорить народу об Иоанне: что смотреть ходили вы в пустыню? трость ли, ветром колеблемую?

8 Что же смотреть ходили вы? человека ли, одетого в мягкие одежды? Носящие мягкие одежды находятся в чертогах царских.

9 Что же смотреть ходили вы? пророка? Да, говорю вам, и больше пророка.

10 Ибо он тот, о котором написано: «се, Я посылаю Ангела Моего пред лицом Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою».

Возлюбленные в Господе!

Дорогие сёстры и братья!

 У каждого из нас при прочтении Библии возникает масса вопросов. Неудивительно, когда проблемы восприятия и тем более понимания появляются при изучении Ветхого Завета. Именно об этом говорил Иисус Христос, обвиняя фарисеев и книжников в том, что они знают истину, но скрывают её от народа, не раскрывая смысл Писания. Поэтому Иисус и называет себя «светом, который явился миру», чтобы открыть завесу и дать людям «истину и жизнь». Но, удивительнее всего то, что непонимание сегодняшним слушателем Иисуса как света и истины возникает даже при прочтении Нового Завета. И это не просто рассуждения, это реальный факт: кто может чётко и ясно объяснить слова Иисуса Христа «блажен, кто не соблазнится о Мне»? Фраза построена таким образом, что остаётся непонятным: соблазниться Христом это хорошо или плохо?

С одной стороны, здорово, что Слово Божие изучают с большим интересом и оно не потеряло свою актуальность, но, с другой, «ревность о Боге» не даёт покоя по поводу того, что фарисеи и книжники русскоговорящих церквей через 2.000 лет после рождения Христа, не удосужились перевести и преподать Евангелие чисто и ясно, как того требовал Господь. Ведь после первого литературного перевода Библии на русский язык в 1876 году никто из иерархов русской церкви до сих пор не поставил вопрос о пересмотре старого перевода хотя бы в связи с новыми археологическими находками в Кумранской долине в 1946 году. Исключением, которое подтверждает лицемерие иерархов, является отец Александр Мень, который пытался донести Слово в чистоте и ясности и тем самым пробудить воистину христианский дух у верующих, но умер мученической смертью, как настоящий ученик и пророк Христа. Именно Мень, говоря о нравственности, целях и идеалах интеллигенции 19 века, заметил, что «к сожалению, в своей значительной части русская интеллигенция была далека от христианства и стала поворачиваться к нему в начале ХХ века, когда было уже поздно». Насколько прав был отец Александр мы можем видеть сегодня сами, когда русская интеллигенция забыла о том, что такое милосердие, и полностью поддерживает агрессивную политику своей страны.

Мы не зря взяли этот пример, потому что он ярко показывает, насколько Слово Божие живо и действенно. Ведь для того чтобы понять, что же значит «блажен, кто не соблазнится о Мне», мы должны посмотреть на жизнь первого прижизненного Иисусова пророка Иоанна Крестителя, который должен был приготовить путь Господу. Деятельность Иоанна закончилась трагически. Иоанн не привык приукрашивать истину, о ком бы там ни шла речь, и он не мог спокойно смотреть на порок. Он говорил бесстрашно и предельно ясно, и это лишило его безопасности. Ирод Антипа, четвертовластник Галилеи, посетил однажды своего брата в Риме и во время этого визита совратил его жену. Возвратившись домой, он бросил свою первую жену и женился на своей невестке. Иоанн публично строго осуждал Ирода. Было вообще небезопасно осуждать восточного деспота, и Ирод ему отомстил: Иоанн был брошен в темницу крепости Махерон в горах неподалеку от Мертвого моря. Для многих это было бы ужасно, но для Иоанна Крестителя это было ужасно вдвойне. Он был дитя пустыни, всю свою жизнь он прожил на свободе, а теперь он был заключен в четыре узкие стены подземной камеры. Для такого человека, как Иоанн, это должно было быть и физической, и душевной пыткой. Потому не приходится удивляться, а еще менее критиковать его за то, что в его сознании встал вопрос: «Является ли Иисус Мессией?».  Ведь он был так уверен в том, что Иисус, у которого были типичные приметы Мессии, Которого иудеи так страстно ждали, и есть Тот, Который должен прийти.

Вопрос, который Иоанн передал Иисусу через своих учеников («Ты ли Тот, Который должен прийти, или ожидать нам другого?»), был задан не только ради самого Иоанна, у которого перед смертью не должно было остаться никаких сомнений, но также ради его учеников. Вполне возможно, что, когда Иоанн говорил в тюрьме со своими учениками, они спрашивали его, действительно ли Иисус Тот, Который должен прийти, и Иоанн отвечал на это: "Если у вас есть какие-то сомнения, пойдите и посмотрите, что делает Иисус, и ваши сомнения кончатся". Поэтому, когда кто-то начинает спорить с нами об Иисусе и ставить под сомнение Его всемогущество, лучше всего не приводить множество аргументов, а сказать: "Отдай Ему свою жизнь и убедись, что Он может из нее сделать". Высшими доводами в пользу Христа будут не интеллектуальные рассуждения, а испытать на себе Его изменяющую силу.

 Вполне возможно, что Иоанн был нетерпелив по отношению к Иисусу, потому что он связывал с Ним совершенно иные ожидания. Человек, ожидающий дикого гнева, всегда будет разочарован в Иисусе, а человек, ищущий любви, никогда не будет обманут в своих надеждах. Иисус и сегодня делает то, что Он делал в Галилее. В Нем открываются глаза тех, кто был слеп в истинном понимании самого себя, о своих собратьях и о Боге. В Нем обретают силу, чтобы оставаться на правильном пути. В Нем очищаются те, которые были нечисты от болезни греха. В Нем начинают слышать те, которые были глухи к голосу совести и Бога. В Нем воскресают к новой и прекрасной жизни те, которые были мертвы и бессильны во грехе, и в Нем самые бедные наследуют любовь Божью.

Именно к Иоанну было обращено предостережение: "Блажен, кто не соблазнится о Мне"; и это было сказано, потому что Иоанн уяснил только часть истины. Иоанн проповедовал весть о Божественной святости и Божественном наказании; Иисус же проповедовал Евангелие Божественной святости и Божественной любви. И вот Иисус говорит Иоанну: «Может быть, Я делаю не то, что ты ожидал от Меня. Но силы зла побеждаются не грубой силой, а беззаветной любовью».

Иногда человек разочаровывается во Христе, потому что Иисус противоречит нашему представлению. И доказательством всеобъемлющей любви Божией, является тот факт, что Иисус высоко ценил Иоанна и восторженно говорил о нем, что «из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя». Затем Он добавляет потрясающее слова: «Но меньший в Царствии Божием больше его». В этом содержится всеобщая истина: с Иисусом пришло в мир нечто совершенно новое. Пророки были великие люди и их вести были драгоценны, но с Иисусом появилось нечто еще более великое и еще более прекрасное. Это новая весть не о возмездии «зуб за зуб, око за око», а весть о великой любви Бога, который отдал Сына Своего, чтобы никто не погиб, и чтобы мы имели жизнь вечную. И блажен, кто не будет сомневаться и тем более разочаровываться во Христе.

И мир Божий, который превыше всякого ума, да сохранит сердца наши и помышления наши во Христе Иисусе. Аминь.