25 октября - 20 вс. по Св. Троице

1 Иисус, продолжая говорить им притчами, сказал:

2 Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего

3 и послал рабов своих звать званых на брачный пир; и не хотели прийти.

4 Опять послал других рабов, сказав: «скажите званым: вот, я приготовил обед мой, тельцы мои и что откормлено, заколото, и всё готово; приходите на брачный пир».

5 Но они, пренебрегши то, пошли, кто на поле своё, а кто на торговлю свою;

6 прочие же, схватив рабов его, оскорбили и убили их.

7 Услышав о сём, царь разгневался, и, послав войска свои, истребил убийц оных и сжёг город их.

8 Тогда говорит он рабам своим: «брачный пир готов, а званые не были достойны;

9 итак, пойдите на распутья и всех, кого найдете, зовите на брачный пир».

10 И рабы те, выйдя на дороги, собрали всех, кого только нашли, и злых и добрых; и брачный пир наполнился возлежащими.

11 Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду,

12 и говорит ему: «друг! как ты вошёл сюда не в брачной одежде?» Он же молчал.

13 Тогда сказал царь слугам: «связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов»;

14 ибо много званых, а мало избранных.
(Мф. 22:1-14)

Возлюбленные в Господе!

Дорогие сестры и братья!

Иисус Христос в своих притчах всегда брал за основу примеры из повседневной жизни. Поэтому учение Христа ясно и понятно для всех времен и народов. То, что рассказано в первой притче о брачном пире и во второй о человеке в не брачной одежде, соответствует нормальным иудейским обычаям и показывает откровенное пренебрежение к ним. Евангелист Матфей сгущает краски по сравнению с похожей притчей у евангелиста Луки. У Луки гости находят отговорки или оправдываются, чтобы не идти на пир. У Матфея брачный пир, устроенный для сына царя, вызвал пренебрежение (ст. 6) и безразличие (ст. 5) приглашенных, причем с явным отрицательным отношением к царю. Кроме того, они унизили и убили царских посланников – это немыслимое оскорбление царского великодушия.

Первый и конкретный смысл заключался в том, чтобы довести до ума слушателей то, что уже было сказано в притче о злых виноградарях. Это было еще одно обвинение и осуждение иудеев. Много веков тому назад они были приглашены Богом быть Его избранным народом, но, когда Сын Божий пришел в мир, и они получили приглашение следовать за Ним, они с презрением отказались от этого. Более того, Христос и все его ученики (кроме самого младшего Иоанна) были преданы мученической смерти. В результате приглашение Божье было послано на распутья и на дороги к язычникам, которые и не мечтали о таком благодеянии со стороны Бога-Царя, а именно приглашения на брачный пир в Царствии Божием.
С одной стороны, эти слова показывают великодушие и терпение Бога по отношению к тем, кто умышленно и даже с презрением отвергает Его, а Он продолжает приглашать на брачный пир даже после того, как Его милосердие было отвергнуто и попрано. Но, с другой, безграничное терпение Божие имеет предел. Бог судит отвергнувших и сжигает их город. Суд, который описал Иисус, предвосхитил разрушение Иерусалима в 70 году по Р.Х., в котором даже мощный каменный храм сгорел дотла во время пожара, произошедшего тогда. А ведь все могло быть иначе, если бы приглашенные иудеи не закостенели в своих 613 законах, описанных в Ветхом Завете, которые они обязаны были исполнять и которые стояли у них уже поперек горла. Ведь Господь Бог все это видел, видел их помышления и сердца. Поэтому решил изменить духовную основу существования еврейского народа. Бог приглашает на праздник, радостный как свадебный пир. Он приглашает нас радоваться. Поэтому ошибается и совершенно извращает сущность христианства тот, кто думает, что христианство требует покончить со светлой радостью и счастливой жизнью и залезть в пещеру. Христианин приглашен торжествовать, и если он отказывается от приглашения Бога, то он отказывается от радости и возвращается, как пес на свою блевотину, к тупому исполнению законов кем-то когда-то неизвестно для какой-то чужой древней жизни принятых.

Во все времена и во всех странах люди занимались хорошими по своей сути, будничными делами, управляя своим хозяйством. Проблема состоит в том, что человек легко может погрузиться в свои каждодневные дела мира сего настолько, что он забывает о вечности; иной настолько  занимается видимыми вещами, что забывает о вещах невидимых. Человек так прислушивается к требованиям мира сего, что не может услышать приглашающий голос Христа. Трагедия жизни часто заключается в том, что хорошее материальное исключает из нее более прекрасное духовное. Человек может быть настолько занят заработком на жизнь, организацией и устройством жизни, что забывает самую жизнь. Поэтому людям, а точнее массе, легче жить в законе по плоти, чем в свободе по духу. Одинаковая одежда, одинаковые прически и маршевая музыка – самое великое счастье. В коммунистическом и посткоммунистическом обществе тупых исполнителей намного больше, чем свободных творческих личностей. Благодать Божия состоит в том, что мы еще не исчезли, несмотря на отрицательную пропорцию. Люди не понимают того, что не могут быть одни и те же законы для слепых и для глухих, для толстых и для худых, для умных и для глупых, для здоровых и для больных, для старых и для молодых. Поэтому и существуют пенсионный фонд и министерство молодежи и спорта. Т.е. каждый имеет личное предназначение Божие в определенное время и в определенном месте, хотим ли мы того или нет. Бог не спрашивает согласия. Он приглашает каждого исполнить свой долг в этой жизни, и если человек не соглашается, то приходит плач и скрежет зубов. Но на призыв Христа следует смотреть не с точки зрения, как мы будем наказаны, если не встанем на Его путь, а с точки зрения того, что мы потеряем в таком случае. Те, кто не придет, действительно будут наказаны, но подлинная трагедия заключается в том, что они лишили себя радости брачного пира. Отказавшиеся от приглашения Христа будут еще страдать от сознания упущенных сокровищ, и тем дополнят свои страдания. В конечном итоге, Божье приглашение – это милосердное приглашение. Все приглашенные с дорог и с распутий не имели на это никакого права, они и в своей фантазии никогда не могли ожидать такого приглашения на брачный пир царского сына, еще менее могли они заслужить это. Оно снизошло на них от щедрого гостеприимства и открытого сердца царя. Это иллюстрирует доступность Евангелия для всех без исключения.

Все без исключения были приглашены на праздник. Фактически все гости были приглашены с «дорог», и поэтому никто из них не мог прийти в надлежащей одежде. Этим подразумевается, что брачные одежды для гостей давал сам царь. Таким образом, человек, на котором не было надлежащего наряда,  должен рассматриваться не как простой нарушитель праздничного обычая, а как тот, кто умышленно отверг брачную одежду, великодушно предоставленную ему царем. Эта обида для царя была большей, нежели то оскорбление, которое нанесли ему люди, вообще отказавшиеся прийти, так как он совершил эту дерзость в непосредственном присутствии царя. По‑видимому, это образ тех, кто отождествляет себя с Царствием лишь для вида, кто претендует на то, чтобы называться христианами, но принадлежит к церкви чисто номинально и всё ещё отвергает одежды праведности, предлагаемые Христом, желая достичь своей собственной праведности. Не желая признать свою духовную несостоятельность, они отказываются принять лучшие одежды, которые им милостиво предлагает Царь, – и, таким образом, они виновны в совершении ужасного греха против Его доброты. Это завышенное самомнение и чистой воды эгоизм.

Наконец, притча заканчивается теми знаменательными словами, которые уже встречались нам выше: Много званых, а мало избранных (ст. 14). Если из всего множества званых на брачный пир вы отделите всех тех, которые легкомысленно отнеслись к приглашению и открыто предпочли ему что-то другое; затем отделите тех, кто исповедует веру, но нрав и поведение которых постоянно противоречат их исповеданию; отделите всех лицемеров и ханжей, то обнаружите, что избранных очень мало. Много званых на брачный пир, но мало избранных для брачной одежды, то есть к спасению через освящение Духом. Это тесные врата и узкий путь, которые немногие находят.
«Много» тех, кто слышит призыв к вере и покаянию, являющемуся неотъемлемой частью Евангелия, но «мало» тех, кто откликается на него. Те, кто внимает этому призыву, являются «избранными». Также такой призыв называют «действенным» или «внутренним зовом». Действенный призыв является сверхъестественным способом, которым действует Бог. Здесь мы видим всеобщий призыв, и он обращен ко всем, кто слышит проповедь Евангелия, – в этом проявляется великая доступность Евангелия для каждого. Таким образом, здесь присутствует соответствующий баланс между ответственностью человека и Божьим владычеством: те «званые», которые отвергают приглашение, делают это сознательно, по своей воле, и потому их исключение из Царствия Божьего совершенно справедливо. «Избранные» входят в Царствие Божие только потому, что Бог по Своей милости избрал их и привлек к Себе.

И мир Божий, который превыше всякого ума, да соблюдет сердца и помышления ваши во Христе Иисусе. Аминь.