11 октября 2020 г. Восемнадцатое воскресенье по Святой Троице.

«И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего» (1Ин 4: 21).

Псалом недели: Пс  121

литургический цвет: зеленый

Апостол: Рим 14: 17-19

Евангелие:  Мк 12: 28-40

Проповедь:  Мк 12: 34-40

Благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа! Аминь.

Мф 22: 34 А фарисеи, услышав, что Он привел саддукеев в молчание, собрались вместе. 35 И один из них, законник, искушая Его, спросил, говоря: 36 Учитель! какая наибольшая заповедь в законе? 37 Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: 38 сия есть первая и наибольшая заповедь; 39 вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; 40 на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки.

Это Евангелие Христово, да благословит его Господь в наших сердцах. Аминь.

Возлюбленные во Христе братья и сестры!

Очень тяжело, порой даже невозможно общаться с человеком, который желает слышать только то, что хочет. Сложно вести диалог или дискуссию с человеком, огульно откидывающим любые аргументы, противоречащие его собственной теории или мнению. Невозможно находиться возле самовлюбленного человека. Человека, не готового к конструктивному разговору, но ведущего свой монолог в самолюбовании.

Христос, в Своем служении, постоянно сталкивался с подобными людьми, с подобными трудностями. Новый Завет изобилует историями столкновений, словесных богословских баталий и откровенной ненависти к силе апостолов и самого Иисуса Христа.

Господь постоянно сталкивался с мудрствованиями фарисеев и их невежеством, со странными заблуждениями саддукеев. И последние методично старались уловить Христа в ереси или богохульстве, чтобы расправиться с Ним, убрать Его со своего порочного пути тщеславия.

Вот и в сегодняшней истории из Евангелия от Марка Иисус Христос столкнулся с саддукеями и книжниками. Эта история по счету четвертая в Евангелии от Марка, где фарисеи и книжники задавали подобные каверзные вопросы. У евангелиста получился целый блок споров с фарисеями:

- Вопрос о власти Иисуса                Mк 11: 27-33

- Вопрос о подати                             Mк 12: 13-17

- Вопрос о воскресении мертвых    Mк. 12: 18-27

- Вопрос о наибольшей заповеди   Mк. 12: 24-40

- Вопрос о Христе                             Mк. 12: 41-46

В нашей сегодняшней истории, в вопросе о наибольшей заповеди, Иисус сурово уничтожил аргументы противников. Посрамленные саддукеи отступили. Спор о воскресении мертвых захлебнулся.

Враждующие с саддукеями фарисеи не преминули воспользоваться паузой и заполнили ее своим ехидным вопросом с двойным дном: «Учитель! какая наибольшая заповедь в законе»?

Как будто иудей от рождения, наставленный в законе Моисеевом, не знает первой заповеди Десятисловия!

Как будто Предвечный Бог, Логос, принявший человеческую плоть, не сможет ответить на такой простой вопрос!

Что хотел книжник? Какой скрытый смысл таится в его вопросе? Он хотел покрасоваться? Хотел показать свою напускную праведность? Показать свою образованность? Или же он был искренним?

Господь Иисус Христос, податель Духа Святого, ответил всеобъемлющими словами, известными каждому правоверному иудею:

ШЕМА ИЗРАЭЛЬ! = Слушай Израиль!

Эти слова из Пятой книги Моисея, Второзакония, записанные в 6 главе, сразу после изложения Десятисловия. (5 глава книги Второзакония). И сразу после призыва ШЕМА ИЗРАЭЛЬ, Христос свидетельствует: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь»; И сразу продолжает свидетельство строками из книги Левит (3 Моисея), из 19 главы: «возлюби ближнего твоего, как самого себя»;

Это свидетельство Христа Господа мы с вами называем Двойной заповедью любви. В Своей неизреченной любви Господь дает нам эту заповедь как залог вечной жизни христианина в повседневности. И этой двойной заповедью любви Христос посрамил фарисея так же, как до этого, несолоно хлебавши, с поникшими лицами, отошли саддукеи.

Фарисей посрамлен. Ему не удалось унизить Христа и возвыситься за счет Него. Законнику ничего не оставалось, как только повторить за Иисусом из Назарета первую заповедь Десятисловия слово в слово, не отступая от текста ни на йоту, и признать свое поражение.

В своем поражении фарисей принял условия диалога, он услышал аргумент, который не мог опровергнуть без обвинения в безбожии. Иисус увидел готовность фарисея к принятию аргументов и увидел кое-что еще. Иначе Господь не сказал бы фарисею слова ободрения: «Не далеко ты от Царства Божия».

Фарисей увидел путь Христа. Фарисей наставлен и не исключено, что вскоре после этой встречи он последует Христу распятому и воскресшему из мертвых.

Этот диалог Христа с фарисеем особенно важен для нас с вами. Мы так же можем увидеть путь, которым надлежит идти. Этот путь – любовь к Богу и ближнему. Любовь без лицеприятия. Любовь без зависти и гордыни. Любовь без раздражения и бесчинства. Любовь в истине, в доверии, надежде и прощении.

А что касается любителей покрасоваться, похвастаться своими мудростью, начитанностью, то оставьте их в покое.

Не поддавайтесь искушению и не уподобляйтесь им.

Но просите Святого Духа в молитве, чтобы ваше ежедневное служение любви к Богу и ближнему было чистым и благоугодным. Чтобы своим служением вы прославляли Бога и шли стезей правды, указанной Иисусом Христом.

И мир Божий, который превыше всякого ума, да соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе. Аминь.

Пастор Андрей Кузнецов. г. Одесса.