15 ноября 2020 - Предпоследнее Воскресенье церковного года

Изречение из 2 Кор. 5:10а: «…ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово»
Псалом – 50:1-6, 14-15,23

Ветхий Завет – Иова 14:1-6 (7-12), 13-17

Новый Завет – Рим. 14:(1-6) 7-13

Евангелие – Мат. 25:31-46

31 Когда же придёт Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей,

32 и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов;

33 и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую.

34 Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: «приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира:

35 ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня;

36 был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне».

37 Тогда праведники скажут Ему в ответ: «Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили?

38 когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели?

39 когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе?»

40 И Царь скажет им в ответ: «истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне».

41 Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: «идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его:

42 ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня;

43 был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня».

44 Тогда и они скажут Ему в ответ: «Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе?»

45 Тогда скажет им в ответ: «истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне».

46 И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную.

 (Мф. 25:31-46)

Возлюбленные в Господе!

Дорогие сестры и братья!

Притча об овцах и козлах является одной из самых ярких притч, когда-либо рассказанных Иисусом Христом, и урок из нее совершенно ясен: Бог будет судить нас по нашему отношению к человеческим нуждам. Он будет судить нас не по накопленным нами знаниям или по приобретенной нами славе, не по накопленному нами состоянию, а единственно по оказанной помощи нашим ближним. А именно, мы должны помогать в простых вещах. То, что выбрал Иисус, – дать голодному поесть, дать жаждущему напиться, принять странника, посетить больного, прийти к сидящему в тюрьме, – это может сделать каждый. Это не требует расхода сотен тысяч гривен или занесения своего имени в историю неординарными поступками; нужно оказывать простую помощь людям в их ежедневных делах. Нет другой такой притчи, которая бы самым простым людям самым простым способом открывала путь к славе.

Эта помощь не должна быть основана на каком-нибудь расчете. Люди, оказывавшие помощь, не думали о том, что они оказывают помощь Иисусу Христу; они оказывали помощь потому, что иначе просто не могли действовать. Это была естественная, инстинктивная реакция любящего сердца, без всякого расчета. Тогда как те, которые не оказали помощи, говорили: "Если бы мы знали, что это Ты, мы бы с радостью помогли Тебе; но мы думали, что это какой-то простой человек, которому не стоит помогать". Многие действительно готовы оказать помощь, если услышат хвалу, благодарности, если это станет известно всем. Но это вовсе не оказание помощи, а ублажение своего честолюбия. Такая помощь никак не связана с щедростью, это замаскированный эгоизм. Бог хвалит за помощь, которая оказана исключительно для того, чтобы помочь.

Иисус показывает нам прекрасную истину: оказывая такую помощь, мы оказываем помощь Ему, а если помощь не была оказана, то она не была оказана Ему. Как это понимать? Если мы действительно хотим обрадовать Отца Небесного, если мы хотим побудить его к проявлению чувства благодарности, лучше всего оказать помощь его творению. Бог – великий Отец, и лучший способ обрадовать сердце Божье – помочь Его чадам, нашим согражданам.

Два человека доподлинно увидели истинность этой притчи. Один из них был Франциск Ассизский. Он был богат, благородного происхождения, храбр, но он был несчастлив; он чувствовал, что в его жизни чего-то не достает. Однажды он ехал верхом и встретил прокаженного, отвратительного и отталкивающего с самой ужасной из всех болезней. Что-то толкнуло Франциска сойти с коня и обнять этого ужасного страдальца; и в его руках лицо прокаженного преобразилось в лицо Христа. Другой был Мартин из Тура. (11 ноября мы празднуем день Святого Мартина и делаем латерне - фонарики). Мартин был римский воин и христианин. Однажды зимою он въезжал в город и его остановил нищий, просивший милостыню. У Мартина не было денег, а нищий посинел от холода и дрожал, и тогда Мартин дал ему то, что у него было: он снял свой солдатский плащ, поношенный и потертый, разрезал его надвое и одну половину отдал нищему. В ту ночь ему приснился сон. Он видел небеса, ангелов и среди них Иисуса, на Котором была надета половина солдатского плаща. Один из ангелов спросил Его: "Господи, почему Ты носишь этот потрепанный, старый плащ? Кто дал его Тебе?" И Иисус ответил: "Его дал Мне Мой раб Мартин". Когда мы познаем щедрость, которая без всякого расчета помогает самым простым людям в самых простых вещах, мы познаем радость от помощи Самому Иисусу Христу.

Иисус Христос есть великий Пастырь. Сейчас Он пасет Свое стадо, подобно пастырю, но вскоре отделит тех, кто Его, от тех, кто не Его. Благочестивые – это овцы: они невинны, кротки, терпеливы, полезны; нечестивые – это козлы: более низкий род животных, они непривлекательны и непокорны. В течение всего дня - на протяжении всей своей жизни - овцы и козлы пасутся на одном и том же пастбище, но на ночь они загоняются в разные помещения. Отделив их таким образом друг от друга, Христос поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую. Он окажет благочестивым честь, а нечестивые же восстанут на вечное поругание. Здесь не сказано, что Он поставит богатых справа от Себя, а бедных – слева, образованных и благородных – справа, а необразованных и презренных – слева, нет, но по правую Его руку будут поставлены благочестивые, а по левую – нечестивые. Все прочие деления и различия будут тогда упразднены. Великое разделение людей на святых и грешников, на освященных и неосвященных будет утверждено навеки, и именно оно определит положение человека в вечности. Нечестивые владели сомнительными благословениями, богатствами и славой – таковой будет и их участь.

Что касается добрых дел, здесь упомянутых, то это такие дела, которые мы обычно называем делами милосердия по отношению к бедным. Среди тех, кто будет стоять по правую сторону, окажутся и те многие, кто никогда не был в состоянии накормить голодных или одеть нагих, но сам питался и одевался за счет милосердия других. Только один пример искреннего послушания приводится здесь, но даже он учит нас тому, в общем, что вера, действующая любовью, есть все во всем в христианской жизни. Покажи мне веру твою из дел твоих. «Ничто так не поспособствует доброму отчету в будущем, как плоды праведности в добром хождении в настоящем» - говорят мудрые люди.

Перечисленные здесь добрые дела подразумевают наличие трех качеств, которыми должен обладать каждый спасенный человек. Первое, это самоотречение и презрение к этому миру. Блага этого мира должны цениться нами ровно настолько, насколько мы можем употребить их на добрые дела. Следующее качество, это любовь к братьям. Это – вторая из двух наибольших заповедей, исполнение закона и превосходная подготовка к миру вечной любви. Мы должны доказать эту любовь своей готовностью творить добро и сообщать его другим; добрые пожелания без добрых дел больше похожи на насмешки. Те же, кому нечего дать, должны выражать ту же любовь каким-нибудь другим путем. И третье, это почитание Иисуса Христа. Здесь награды удостаивается вспоможение бедным ради Христа, из любви к Нему и с верой в Него. Доброе дело делается совершенным тогда, когда мы служим им Господу Христу, что возможно, как для тех, кто трудится ради собственного пропитания, так и для тех, кто трудится для поддержания своих ближних. Бог примет те добрые дела, которые были сделаны во имя Господа Иисуса Христа.

И мир Божий, который превыше всякого ума, да соблюдет сердца и помышления ваши во Христе Иисусе. Аминь.