27 декабря1е воскресенье по Рождеству

Псалом – 71:1-3. 12. 14-18

Ветхий Завет – Ис. 49:13-16

Чтение из Нового Завета – 1 Ин. 1:1-4

Евангелие (Текст для проповеди) – Лука 2:25-38 (39-40)

25 Тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святой был на нём.

26 Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня.

27 И пришёл он по вдохновению в храм. И, когда родители принесли Младенца Иисуса, чтобы совершить над Ним законный обряд,

28 он взял Его на руки, благословил Бога и сказал:

29 Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром,

30 ибо видели очи мои спасение Твоё,

31 которое Ты уготовал пред лицом всех народов,

32 свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля.

33 Иосиф же и Матерь Его дивились сказанному о Нём.

34 И благословил их Симеон, и сказал Марии, Матери Его: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, –

35 и Тебе Самой оружие пройдет душу, – да откроются помышления многих сердец.

36 Тут была также Анна пророчица, дочь Фануилова, от колена Асирова, достигшая глубокой старости, прожив с мужем от девства своего семь лет,

37 вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь.

38 И она в то время, подойдя, славила Господа и говорила о Нём всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме.

39 И когда они совершили всё по закону Господню, возвратились в Галилею, в город свой Назарет.

40 Младенец же возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости, и благодать Божия была на Нём.

Возлюбленные в Господе!

Дорогие сёстры и братья!

          В первую очередь мы от всего сердца поздравляем наше дорогое семейство Халус – Анику и Богдана – с рождением сына, которого назвали Лукьяном. Сегодняшнее чтение из Евангелия от св. Луки связывает рождение Иисуса Христа и Лукьяна настолько тесно, что стираются все временные рамки, как будто между этими двумя событиями отсутствуют 2.000 лет, которые их разделяют. И это не удивительно, потому что рождение любого ребёнка заставляет нас вспоминать наше детство и наших родителей, анализировать нынешнюю ситуацию в семье и стране, ну и, конечно же, планировать будущее новорождённого. Это всё представлено в песне Симеона. Вся история еврейского народа – ветхозаветное славное и трагическое прошлое, ужасное Иродово настоящее и будущее Божье – прошли перед глазами старца, когда он наконец-то встретил Спасителя.

У родителей «нашего» Лукьяна прекрасные имена – Аника и Богдан. Они так же как Анна и Симеон с маленьким Иисусом, держат на руках своего сына и размышляют над его и своей судьбой. Никто не сомневается в том, что Лукьян будет достойным сыном и обязательно станет канцлером Германии и спасителем Украины (свой человек обязательно поможет). Или кто-то сомневается??? Почему Симеон не сомневался в Иисусе как в Избавителе и Спасителе от страха, горя и смерти. Ведь в своей жизни он держал на руках сотни детей, но почему-то именно этот ребёнок стал самым важным событием в его жизни? А потому что не по собственному хотению, а по воле Духа Святого происходило всё в его жизни. И то, что Симеон не поверил в слова пророка Исаии о том, что Дева родит Сына, и то, что теперь он держал на руках это абсолютное Чудо, в которое он не верил, - показывает нам путь духовного становления человека от неверия к вере и необыкновенную радость при встрече с Тем, кто есть Истина, Путь и Жизнь. Парадоксально, но перед смертью Симеон особенно радуется жизни, потому что он понимает, что во Христе это жизнь вечная.

Вся сознательная жизнь Симеона была посвящена поискам истины. Примечательно то, что, несмотря на сильно возросшее ожидание Мессии и на многочисленные ветхозаветные пророчества, которые говорили о Его пришествии, все же только очень маленькая группа людей ясно понимала важность и трепетно ожидала Рождества Христа. Одни получили ангельское послание, другие личное откровение, чтобы для них было ясным исполнение пророчеств. Но основная масса еврейского народа уже приспособилась к завоевателям, тем более что их лидеры – священники, фарисеи и книжники – стали прислуживать оккупантам. Языческие традиции, основанные на «хлебе и зрелищах», стали вытеснять из сознания высокие патриотические идеалы, основанные на Законе Божием. Поэтому Симеон, наполненный Духом Святым, и говорит: «се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, – 35 и Тебе Самой оружие пройдет душу, – да откроются помышления многих сердец». Ведь Иисус является камнем преткновения для тех, кто отвергает Его; те же, кто принимает Его, возвышаются. Что же касается пререканий, которые Симеон упомянул как словесные оскорбления, брошенные Христу, то выражение фактически заключало в себе больше, чем отвержение Израилем, – это ненависть, приведшая к распятию Мессии. И насколько не была бы огромной личная печаль Марии, которую она переживет, когда увидит своего Сына умирающим в агонии, но, несомненно, это было необходимо, чтобы открыть потрясающую истину об отступничестве иудеев.

Всё это будет потом, а пока, приведенный в храм Духом Святым, Симеон увидел Младенца и, взяв Его на руки, вознес хвалу и славу Богу (у Луки – это неизменная реакция благочестивых людей на откровение о Мессии, а у диктаторов – это пародия на величие и святость). Слова Симеона звучат как псалом благодарения Богу за то, что Он исполнил Свое обещание и, вот, посылает Израилю спасение. Три гимна благодарения и хвалы, записанные Лукой в первых двух главах его Евангелия, построены на осознании глубокой значимости рождения Иоанна и Иисуса для спасения как Израиля, так и всего человечества. Симеон прямо говорит, что Иисус станет Спасителем не только евреев, но и язычников. Идея спасения «язычников» вообще многократно подчеркивается в Евангелии от Луки. Слова, сказанные Симеоном, изумили Марию и Иосифа не потому, что он открыл им нечто до сих пор им неизвестное, а скорее потому, что этот «посторонний» человек так много знал об их Младенце. В известном смысле – больше их самих, так как им не было открыто, что будущее служение Его предназначено для всего мира, а не только для евреев.

Образование детей связано не только с государственной системой, какой бы хорошей она ни была. В первую очередь это духовное воспитание личности. Именно об этом говорил наш земляк из Харьковской губернии, закончивший Полтавский педагогический институт, великий украинский педагог Антон Макаренко, который согласно позиции ЮНЕСКО, отнесён к четырём педагогам, определившим способ педагогического мышления в XX веке. Когда Макаренко жил в Киеве, к нему на консультацию пришла молодая пара, чтобы расспросить педагога о воспитании ребёнка. Макаренко спросил, есть ли у них дети, а после утвердительного ответа о том, что ребёнок родился только две недели назад, сказал: «Вы опоздали ровно на две недели!» Одной из причин, почему Макаренко, так же, как и Довженко забрали в Москву, была та, которую озвучил педагог: «Мы не производим механизмы (колония производила электроинструменты), мы воспитываем личности».

Анна является прекрасным примером воспитания такой личности, которая остаётся таковой до самого преклонного возраста. Она постоянно присутствовала в храме во время богослужения и всегда могла присоединиться ко всякому доброму делу, совершаемому в нем. Анна полностью посвящала себя молитвенному служению (постилась два раза в неделю, постоянно жила жертвенной жизнью), а в то время, когда обычно люди едят, пьют, спят, она упражнялась в благочестии. Она не только соблюдала часы молитвы, но молилась день и ночь, то есть всегда была в молитвенном настроении. Этим она служила Богу, и именно это придавало ценность и превосходство ее постам и молитвам. Фарисеи часто постились и подолгу молились, но этим служили себе, своей гордости и алчности, а эта добрая женщина не только делала доброе, но делала его из добрых принципов и с добрыми целями; она служила Богу, и целью ее постов и молитв была слава Божия. Как отрадно видеть престарелого христианина, который пребывает в молитвах, который не устает делать добро и не считает себя выше этих занятий, но находит в этом все больше и больше радости и видит все больше и больше нужды, пока он не достигнет неба. Те, что усердны и верны в использовании дарованного им света и средств, получат еще большие откровения. Анна, наконец, с избытком вознаграждается за свое многолетнее служение в храме, встретившись с Сыном Божиим.

          Евангелист Лука заканчивает историю с Симеоном и Анной тем, что «40 Младенец же возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости, и благодать Божия была на Нём». Иисус исполнялся премудрости, не благодаря каким-либо преимуществам в обучении и воспитании (Гарвардским и Оксфордским университетам), а благодаря действию Духа Святого: все, что Он говорил и делал, было сказано и сделано мудро не по возрасту. Часто дети обнаруживают испорченность своей природы, потому что в их сердцах вместе с пшеницей разума растут и плевелы греха необузданных страстей. Иисус же ясно обнаруживал, что благодать Божия была на Нем, и ничего другого не было в Нем (пшеница прорастала без плевел). Иисус был возлюбленным Божиим и пребывал в Его благоволении, Бог любил Его, хранил Его и особо заботился о Нем.

Мы молимся о том, чтобы дети Аники и Богдана Халус, а вместе с ними и все наши дети были ведомы Духом Святым. Чтобы Бог так же их любил, хранил и заботился о них через Иисуса Христа, нашего Господа.

И мир Божий, который превыше всякого ума, да сохранит сердца наши и помышления наши во Христе Иисусе. Аминь.