23 апреля 2017 г.

Первое воскресенье после Пасхи. QUASIMODOGENITI. (Как новорожденные младенцы. 1 Петра 2:2).

Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому. (1 Пет 1:3).

Псалом недели:  Пс 114: 3,8-9; 115:4.

Литургический цвет: белый.

Послание: 1 Пет 1:3-9.

Евангелие: Ин 20: 19-29.

Проповедь: Ин 21: 1-14.

 

Благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа! Аминь.

1 После того опять явился Иисус ученикам Своим при море Тивериадском. Явился же так: 2 Были вместе Симон Петр, и Фома, называемый Близнец, и Нафанаил из Каны Галилейской, и сыновья Зеведеевы, и двое других из учеников Его. 3 Симон Петр говорит им: иду ловить рыбу. Говорят ему: идем и мы с тобою. Пошли и тотчас вошли в лодку, и не поймали в ту ночь ничего. 4 А когда уже настало утро, Иисус стоял на берегу; но ученики не узнали, что это Иисус. 5 Иисус говорит им: дети! есть ли у вас какая пища? Они отвечали Ему: нет. 6 Он же сказал им: закиньте сеть по правую сторону лодки, и поймаете. Они закинули, и уже не могли вытащить сети от множества рыбы. 7 Тогда ученик, которого любил Иисус, говорит Петру: это Господь. Симон же Петр, услышав, что это Господь, опоясался одеждою, - ибо он был наг, - и бросился в море. 8 А другие ученики приплыли в лодке, - ибо недалеко были от земли, локтей около двухсот, - таща сеть с рыбою. 9 Когда же вышли на землю, видят разложенный огонь и на нем лежащую рыбу и хлеб. 10 Иисус говорит им: принесите рыбы, которую вы теперь поймали. 11 Симон Петр пошел и вытащил на землю сеть, наполненную большими рыбами, которых было сто пятьдесят три; и при таком множестве не прорвалась сеть. 12 Иисус говорит им: придите, обедайте. Из учеников же никто не смел спросить Его: «кто Ты?», зная, что это Господь. 13 Иисус приходит, берет хлеб и дает им, так же и рыбу. 14 Это уже в третий раз явился Иисус ученикам Своим по воскресении Своем из мертвых.

Да благословит любящий и милосердный Господь эти слова в наших сердцах! Аминь.

Возлюбленные Христом братья и сестры!

Вот уже неделю, как праздничное настроение царит в наших сердцах. Еще не сгладилась острота грандиозных переживаний, испытанных в праздник Светлого Христова Воскресения. «Христос Воскрес!» Эти приветственные возгласы еще долго будут звучать при встрече христиан, до праздника Вознесения Христова. Мы еще долго будем под впечатлением покаянного времени Великого Поста и осознания факта, что Сын Божий умер за меня.

Однако, все меняется. Меняются наши настроения, меняются каждодневные заботы. Острота восторга праздника Пасхи сойдет на нет. Наши помыслы обратятся к повседневным заботам о хлебе насущном. То же самое случилось и с учениками Христа, которые еще недавно пережили горе от смерти Учителя и радость от встреч с Ним по Его воскресению. Праздники не будут длиться вечно. Нужно думать и о насущном хлебе.

Чтобы не умереть с голоду, Симон Петр решает вернуться к своему обыденному промыслу – рыбалке. В этом деле он мастер, ученики же, следуют за ним, гонимые тем же чувством голода. Чтобы не испортить одежду морской водой, они раздеваются и начинается лов. Сеть раз за разом опускается в воду. Как только вода успокаивается, на ней появляется лунная дорожка. Свежий морской ветерок играет на мускулах семерых мужчин, разгоряченных дневным зноем. Работа тяжела и приятна одновременно. Надежда на улов и хорошую пищу движет рыбаков вперед.

Сеть раз за разом опускается в воду, и раз за разом вытаскивается пустой. Надежда на насыщение изнуренных тел тает с каждым подъемом. Приятность ветерка испаряется, начинаются озноб и раздражение. В чем же дело? Почему ничего не получается? Мы же ученики Сына Божьего!

Перечитывая историю чудесного лова у евангелиста Иоанна можно заметить одну деталь. Иоанн ни слова не сказал о совместной молитве перед началом лова. Рыбаки понадеялись на профессионализм Петра и братьев Зеведеевых. Положились на собственные силы. Но нет! Ничего не возможно без благодати, без помощи Господа. Ученики быстро забыли слова молитвы, которой учил их Иисус: «Хлеб наш насущный дай нам на сей день…»

Разочарованные, голодные мужчины собирают сети и правят лодку к берегу. Остается чуть больше ста метров, как они видят фигуру человека у берега и слышат слова: «есть ли у вас какая пища?» Что это? Издевательство? Или же знание? И откуда этот человек взял, что после пустых сетей в течение ночи, в ней будет хоть что-то?

Но что делать, голод – сильный стимул. Если не поесть сейчас, то грядущий день будет не веселым. Да и не особенно-то и поспишь с пустым желудком…

И вот, сто пятьдесят три больших рыбины в сети. Этого больше чем достаточно для семерых мужчин. Хватит еще и на пропитание братьям и на продажу. Внутренние голоса сменили гнев на милость. Надежда не оказалась напрасной. Иоанн узнает Господа не столько по внешнему виду, сколько по Его манере держаться и говорить – спокойно, проникновенно… Он делится своим открытием с Петром, а тот, на радостях, прыгает в море и плывет навстречу Иисусу, чтобы повидаться с Ним, припасть к Его ногам в третий раз после множества волнений Пасхальных дней.

Как же обворожительно пахнет печеная рыба и прижаренный хлеб! Аж живот подводит спазмом. На углях аппетитная рыбка и свежий благоухающий хлеб! Иисус снова насыщает людей, как делал это дважды, при насыщении четырех и пяти тысяч. Снова преломление хлеба привычным движением руки, снова благословение и приглашение к трапезе! Что может быть лучше для жаждущего!

Ученики обступили Иисуса, на лицах смесь радости, недоумения, предвкушения беседы за трапезой. Он уже третий раз является к ним и ведет беседу о будущем, о вечном. Впереди троекратный вопрос к Петру: «любишь ли ты Меня?» и троекратное повеление пасти паству Господа.

Впереди пророчество о будущем Симона Петра. Впереди вопрос Петра об Иоанне, любимом ученике Иисуса, которому умирающий на кресте Голгофы препоручил заботу о Марии, матери Господа. Впереди наставления о будущем христианства, о Церкви Христовой.

В недалеком будущем Вознесение и Святая Пятидесятница, сошествие Святого Духа, рождение Церкви. Впереди многие сотни километров миссионерских путешествий, гонения, смерти и осознание важности следования поручению Божьего Сына.

И за будничными заботами о плоти, не будут забыты радостные переживания Воскресения Господа и Его Вознесения. Не будет забыта трапеза на берегу моря Тивериадского с ароматной печеной рыбой и благоухающими хлебами.

Евангелист Иоанн искренне надеялся, что читатели его истории так же не будут забывать о радости спасения, дарованной Иисусом Христом. Не будут забывать в молитвах возносить хвалу и благодарение Небесному Отцу за все благодеяния, что Он свершает в жизнях Своего возлюбленного стада. Иоанн надеялся, что Евангелие Иисуса Христа будут воспринимать не иначе, как Новорожденные младенцы, что праздничное настроение не испарится за обыденными попечениями о плоти.

Аминь.

п. Андрей Кузнецов, Дом Марфы и Марии, Киев.