Христианская этика, или нравственное учение христианства, определяет моральные ориентиры человеческого поведения. Поведение человека основывается на христианском представлении о природе и предназначении человека, его отношении с Богом. Христианскую этику можно назвать теорией христианского действия.

Выражается этика христианства в христианском этосе, определённом стиле жизни, многообразном по своим проявлениям и присущим как индивидуумам, так и большим социальным группам христиан.

При сохранении неизменными базовых ценностей, каждая эпоха и различные христианские конфессии предлагают своё понимание конкретных путей воплощения христианских этических принципов в жизнь. Дальнейшему выявлению, обнаружению смысла нравственного учения христианства могут способствовать изменение социальной действительности, умонастроений и систем ценностей, усвоение философского наследия античности, развитие богословия.

Христианская этика, или нравственное учение христианства, определяет моральные ориентиры человеческого поведения. Поведение человека основывается на христианском представлении о природе и предназначении человека, его отношении с Богом. Христианскую этику можно назвать теорией христианского действия.

Выражается этика христианства в христианском этосе, определённом стиле жизни, многообразном по своим проявлениям и присущим как индивидуумам, так и большим социальным группам христиан.

При сохранении неизменными базовых ценностей, каждая эпоха и различные христианские конфессии предлагают своё понимание конкретных путей воплощения христианских этических принципов в жизнь. Дальнейшему выявлению, обнаружению смысла нравственного учения христианства могут способствовать изменение социальной действительности, умонастроений и систем ценностей, усвоение философского наследия античности, развитие богословия.

Говоря о морали христиан, давайте отметим, что же не является стандартом для христиан. 

1. Субъективное мнение человека (Прит. 14:12: "Есть пути, которые кажутся человеку прямыми; но конец их - путь к смерти". 1 Кор. 10:12: "Посему, кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть").

2.  Совесть (Деян. 23:1: "Павел, устремив взор на синедрион, сказал: мужи братия! я всею доброю совестью жил пред Богом до сего дня". Хотя мы знаем, что сначала Павел гнал последователей Христа.). Важно, чтобы у человека была чистая совесть, но она не является стандартом, по которому должен жить человек. Также важно не поступать против своих убеждений, ибо это грех (Рим. 14:23).

3. Искренность (Деян. 26:9,10: "Правда, и я думал, что мне должно много действовать против имени Иисуса Назорея. Это я и делал в Иерусалиме: получив власть от первосвященников, я многих святых заключал в темницы, и, когда убивали их, я подавал на то голос"). Часто думают, что если человек искренен, то этого вполне достаточно, чтобы быть угодным Богу. Одной искренности слишком мало, и Павел до обращения был хорошим примером тому.

4. Традиции и предания людей (Мар. 7:6-8: "Он сказал им в ответ: хорошо пророчествовал о вас, лицемерах, Исаия, как написано: люди сии чтут Меня устами, сердце же их далеко отстоит от Меня, но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим. Ибо вы, оставив заповедь Божию, держитесь предания человеческого, омовения кружек и чаш, и делаете многое другое, сему подобное").

5. Чувства (4 Цар. 5:10-14: "И выслал к нему Елисей слугу сказать: пойди, омойся семь раз в Иордане, и обновится тело твое у тебя, и будешь чист. И разгневался Нееман, и пошел, и сказал: вот, я думал, что он выйдет, станет и призовет имя Господа Бога своего, и возложит руку свою на то место и снимет проказу; разве Авана и Фарфар, реки Дамасские, не лучше всех вод Израильских? разве я не мог бы омыться в них и очиститься? И оборотился и удалился в гневе. И подошли рабы его и говорили ему, и сказали: отец мой, если бы что-нибудь важное сказал тебе пророк, то не сделал ли бы ты? а тем более, когда он сказал тебе только: `омойся, и будешь чист'. И пошел он и окунулся в Иордане семь раз, по слову человека Божия, и обновилось тело его, как тело малого ребенка, и очистился". Деян. 9:1,2: "Савл же, еще дыша угрозами и убийством на учеников Господа, пришел к первосвященнику и выпросил у него письма в Дамаск к синагогам, чтобы, кого найдет последующих сему учению, и мужчин и женщин, связав, приводить в Иерусалим").

6.  Большинство (Исх. 23:2: "Не следуй за большинством на зло, и не решай тяжбы, отступая по большинству от правды". 1 Пет. 3:20: "некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению, во дни Ноя, во время строения ковчега, в котором немногие, то есть восемь душ, спаслись от воды").

7. Внешнее (материальное) благополучие в жизни. (Пс. 72:2-9,27: «А я - едва не пошатнулись ноги мои, едва не поскользнулись стопы мои, - я позавидовал безумным, видя благоденствие нечестивых, ибо им нет страданий до смерти их, и крепки силы их; на работе человеческой нет их, и с прочими людьми не подвергаются ударам. Оттого гордость, как ожерелье, обложила их, и дерзость, как наряд, одевает их; выкатились от жира глаза их, бродят помыслы в сердце; над всем издеваются, злобно разглашают клевету, говорят свысока; поднимают к небесам уста свои, и язык их расхаживает по земле… Ибо вот, удаляющие себя от Тебя гибнут; Ты истребляешь всякого отступающего от Тебя»).

Как насчет двойной морали (буду поступать так, как того требует ситуация, что, в конечном итоге, так, как мне выгодно)? Это ситуационная этика. Бог желает, чтобы Его дети были тверды в вере и всегда держались слова истины. 1 Кор. 15:58: "Итак, братия мои возлюбленные, будьте тверды, непоколебимы, всегда преуспевайте в деле Господнем, зная, что труд ваш не тщетен пред Господом". 1 Кор. 16:13,14: "Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды. Все у вас да будет с любовью". Поступал ли Павел так, как было выгодно ему, или как того требовало слово Божие? Деян. 24:24-27: "Через несколько дней Феликс, придя с Друзиллою, женою своею, Иудеянкою, призвал Павла, и слушал его о вере во Христа Иисуса. И как он говорил о правде, о воздержании и о будущем суде, то Феликс пришел в страх и отвечал: теперь пойди, а когда найду время, позову тебя. Притом же надеялся он, что Павел даст ему денег, чтобы отпустил его: посему часто призывал его и беседовал с ним. Но по прошествии двух лет на место Феликса поступил Порций Фест. Желая доставить удовольствие Иудеям, Феликс оставил Павла в узах". У нас нет полной информации, но очевидно, что Павел не дал денег, чтобы «решить свои проблемы».

Поведение христиан должно отличаться в лучшую сторону от поведения мира, ибо Бог требует святости: "Как послушные дети, не сообразуйтесь с прежними похотями, бывшими в неведении вашем, но, по примеру призвавшего вас Святого, и сами будьте святы во всех поступках. Ибо написано: будьте святы, потому что Я свят. И если вы называете Отцем Того, Который нелицеприятно судит каждого по делам, то со страхом проводите время странствования вашего, зная, что не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца, предназначенного еще прежде создания мира, но явившегося в последние времена для вас" (1 Пет. 1:14-20).

Итак, у нас, как христиан, также есть мораль и принципы, которым мы должны следовать. Но эти моральные принципы должны основываться только на слове Божием, которое пришло от благого и справедливого Бога, а не на изменчивых правилах, установленных людьми. Давайте же будем послушными детьми Божьими и хорошим примером в поведении для окружающих нас людей при любых обстоятельствах.

Вступили в силу законы против домашнего насилия

Вступил в силу Закон Украины «О предотвращении и противодействии домашнему насилию» от 7 декабря 2017 года № 2229-VIII.

12 января также вступают в силу нормы о дополнительных обстоятельствах, отягчающих наказание за преступления в отношении супругов или бывших супругов или другого лица, с которым виновный находится (находился) в семейных или близких отношениях, сообщает Институт религиозной свободы.

Принятие Закона, по мнению правительства, позволит имплементировать международные стандарты противодействия насилию, обеспечить комплексный подход к предотвращению любых форм насилия в отношении женщин, профилактику насилия и расширит круг лиц, подпадающих под действие действующего законодательства.

Закон № 2229-VIII вводит дополнительные меры, направленные на создание мер и защитных механизмов борьбы со всеми формами насилия по признаку пола: домашнее насилие, сексуальное насилие, преследование, сексуальные домогательства, принудительные браки, увечья женских гениталий, принудительные аборты, принудительная стерилизация. Этими изменениями будет обеспечено соответствие законодательства Украины современным европейским стандартам в этой сфере.

Также предусматривается совершенствование работы служб поддержки пострадавших от насилия, в том числе государственных телефонных "горячих линий", и сбора упорядоченных по категориям соответствующих статистических данных.

С 11 января 2019 года вступят в силу остальные изменения, которые предусматривает другой принятый Закон Украины «О внесении изменений в Уголовный и Уголовный процессуальный кодексы Украины с целью реализации положений Конвенции Совета Европы о предотвращении насилия в отношении женщин и домашнего насилия и борьбу с этими явлениями» от 6 декабря 2017 года № 2227-VIII.

Указанные законодательные изменения позволяют на практике реализовать основные положения Стамбульской Конвенции.

Напомним, что при принятии этих законов парламентарии учли позицию Всеукраинского Совета Церквей и религиозных организаций. Накануне голосования ВСЦиРО обратился к руководству Верховной Рады и парламентских фракций с просьбой принять законопроекты № 4952 и № 5294, направленные на противодействие домашнему насилию, в доработанной редакции, исключающей противоречивую терминологию.

Институт религиозной свободы, Киев

www.irs.in.ua