РАСПОРЯДОК СЛУЖЕНИЙ И МЕРОПРИЯТИЙ В ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКОЙ ОБЩИНЕ СВ.ПАВЛА

 

17.11.2019 - воскресенье

Предпоследнее воскресенье церковного года

Другие оттенки затрагивает вступительный псалом 49. Здесь больше проявляется спасительный, освободительный аспект Последнего Суда: "с Сиона, который есть верх красоты, является Бог".
Таким образом, настроение этого воскресенья колеблется между надеждой и отчаянием, и стих на неделю еле связывает всё это вместе. Молитвы тоже сосредоточены больше на нашей ответственности перед Богом, возможно, имея в виду и "народный день скорби", который отмечается в Германии в этот день.

В рамках "декады мира" можно отмечать предпоследнее воскресенье церковного года и как "воскресенье мира". Тогда чтения:
Михей 4:1-4
1 Тимофею 2:1-4 (или Филиппийцам 4:6-9)
Матфей 5:1-10 (11-12) (или Матфей 16:1-4 или Иоанн 14:27-31а).

 День покаяния и молитвы

"Возможно, она еще принесёт плода" - притча о смоковнице в Евангелии от Луки содержит остаток надежды для этого неблагодарного растения. Как это понимается, показывает первая часть чтения - поэтому опускать ее ни в коем случае не рекомендуется: "если не покаетесь, все так же погибнете".
Похожим образом это формулирует и Павел в тексте из послания, где жёстко осуждает "упорство и нераскаянное сердце", говоря "не разумеешь ли ты, что благость Божия ведёт тебя к покаянию?"
Что такое это покаяние - конкретику приводит текст из Ветхого Завета. Жёсткая критика культа, звучащая в этом, указывает одновременно на то, что такое "покаяние" не может ограничиваться литургическими и духовными стараниями. "Научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетённого, защищайте сироту, вступайтесь за вдову".

С первых времен Церкви существуют дни покаяния и молитвы, которые отмечались постом и совместной молитвой - часто по актуальным поводам: в лице бед и угроз всё население призывалось к покаянию и молитве. В римско-католической церкви в некоторых местах сохранился обычай поститься по средам и пятницам (хотя бы в постные времена). Среда считается тем днем, когда Иисус был предан, а в пятницу Он был распят. Из этих дней возникли большие посты перед большими праздниками. У нас сохранились лишь адвент и Великий Пост перед Пасхой.

Протестантская Церковь переняла практику дней покаяния, введя еженедельные дни покаяния и молитвы по вторникам. Такие дни (с богослужением на весь день) не пользовались особой популярностью, так что в эпоху просвещения было легко сократить эту практику среди протестантов до минимума. Теперь у нас в качестве церковного дня покаяния и молитвы сохранился лишь день в середине предпоследней недели церковного года. Однако общины могут свободно отмечать свои собственные дни молитвы.
На богослужении поётся литания, и не поётся "Аллилуйя".
Литургический цвет всех дней покаяния и молитвы - фиолетовый.

 Последнее воскресенье церковного года

Перикопы воскресенья вечности глядят в будущее, находящееся за пределами наших представления.
Чтение из послания (Откровение 21:1-7) сильный текст с мощными образами. Наконец всякое страдание, всякая разлука закончены: новый Иерусалим спускается на землю, Бог ставит свою скинию у людей. Вряд ли можно найти еще более жгучее, мощное, ликующее описание конца - если только не мерить по ветхозаветному чтению, чьи образы, возможно, еще ближе к жизни и поэтому еще более трогают нас: "Не будут трудиться напрасно и рождать детей на раннюю смерть..." И здесь в великую перемену, в всеобъемлющее примирение вовлекается всё творение: "волк и ягнёнок будут пастись вместе, и лев, как вол, будет есть солому..."
А вот чтение из Евангелия - притча о девах - привносит во все это ликование более серьезные тоны. Намечается большой праздник - было бы глупо пропустить его из-за собственной инертности, нежелания знать, упёртости и недальновидности. Стих на недели хорошо подводит из этого итоги с помощью двух образов.

Последнее воскресенье церковного года можно отмечать двумя образами: как воскресенье вечности или как день поминовения усопших. Вполне возможна и комбинация того и другого. Евангелическая богослужебная книга предполагает отдельное дополнительное раннее или вечернее богослужение для поминовения усопших в тех общинах, в которых это принято.
Поминовение усопших членов общины существовало с самого начала христианства. Но когда дни памяти мучеников и великих людей начали вытеснять память о неизвестных, то для них был установлен особый день (на востоке в 4 веке, на западе в 7 веке), из которого развился День Всех Святых.
Такой день протестантская Церковь отвергла, так как почитание святых, как оно практиковалось в эпоху Реформации, не соответствовало Священному Писанию: святым молились, и их просили о заступничестве, им приписывали функции защитников и посредников, что ни требуется, ни описывается в Священном писании. Однако память о святых осталась разрешенной и даже рекомеднуемой. Эпоха Просвещения не знала, что делать с таким днём, и его праздновали все меньше. Вместо него король Фридрих Вильгельм III приказом от 17.11.1816 ввел в Пруссии день памяти мёртвых (усопших), и другие церкви быстро перенимали его, так как община не допустила бы, чтобы поминовение мёртвых (и падших на войне) совсем исчезло из богослужебной жизни.

В принципе, день поминовения усопших можно отметить в любой день. На такой день существуют отдельные перикопы и молитвы.
Напрашивается, в т.ч. и на основе традиции, именно последнее воскресенье церковного года. Понятно, что его чтения тоже очень уместны для того, чтобы поднять ожидания, сетования, страхи, надежды и вопросы, связанные с воскресеньем поминовения усопших.
Можно представить себе и проведение этого дня в День Всех Святых, 1 ноября.
Смысл дня поминовения усопших в том, что мы остаёмся связанными с умершими в одной общине верующих. Возможно прочтение списка всех прихожан, умерших за прошедший год, но оно не должно быть центром богослужения, а совершаться как последствие вести о том, что мы все имеем вечную жизнь во Христе. Подходящий момент для него - это, например, после проповеди и до просительных молитв, в которых еще особо упомянутся родные. Литургический цвет дня поминовения усопших, если устроить его среди недели - чёрный (или отсутствие парамента). Но если отмечать этот день в воскресенье, то используется цвет, соответствующий церковному году (в случае последнего дня церковного года - зеленый) или же белый как знак того, что Христос, имеющий власть над смертью, знает всех усопших и ведёт их к жизни.

 1 воскресенье Адвента - начало церковного года

Первое воскресенье адвента стоит под знаком евангельского текста о торжественном въезде Иисуса в Иерусалим. Он придаёт этому дню определенную торжественность.
В это воскресенье еще поётся "слава в вышних Богу", которое потом умолкнет до Рождества.
Как чтение из Ветхого Завета, так и вступительный псалом говорят о Царе из дома Давидова, Который принесёт правду и справедливость. Текст из послания к Римлянам 13:8-12 (13-14) подчеркивает иной аспект: "ночь прошла, а день приблизился".

С первого воскресенья адвента начинается новый церковный год - по традиции, с этого дня начинаются новые литургические книги. Однако по содержанию и оформлению воскресенья адвента тесно связаны с последними воскресеньями церковного года и продолжают тему конца времён и пришествия Господа.

 2 воскресенье Адвента

После того, как в первое воскресенье адвента на первый план выдвигалась власть Господа, то теперь тема второго воскресерья адвента обращает внимание на аспект искупления и избавления. Приблизился "конец истории", а это значит - конец несправедливости, насилия, страдания и смерти. Тематика второго пришествия Христа и тематика Суда определяют характер этого воскресенья, что выражается в обоих новозаветных чтениях. Ветхозаветное чтение - часть покаянной и просительной молитвы Божьего народа, молящего и вопиющего - как и во вступительном псалме - о том, чтобы ЯВИЛСЯ Бог, их спаситель.
Во всём этом пришествие Христа рассматривается и ожидается не как угрожающая катастрофа, а как желанное, долгожданное, страстно просимое избавление.
Начиная с этого воскресенья, в адвент не поётся "Слава в вышних Богу".