РАСПОРЯДОК СЛУЖЕНИЙ И МЕРОПРИЯТИЙ В ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКОЙ ОБЩИНЕ СВ.ПАВЛА

 

 16 воскресенье после Троицы

"Мы - люди, протестующие против смерти!" - Так сформулировал Кристоф Блумхардт. Ни в одной другой истории Тот, Кто есть воскресение и жизнь, не противостоит смерти так жёстко, как в чтении из Евангелия на это воскресенье. Чтение из послания хорошо сочетается с этими пасхальными оттенками; не только потому, что оно провозглашает Христа, "разрушившего сметь и явившего жизнь и нетление", но и потому, что оно противостоит "духу боязни", источающему смерть и тление, если дать ему волю.
Скорее осторожными - и поэтому подходящими для погребальных речей - словами ветхозаветное чтение хвалит благость Бога, обновляющуюся каждый день и никого навечно не предающую смерти.

 Праздник Урожая

С пятого века Церковь празднует день благодарения за урожай. Это один из немногих праздников, которые прямо связывают естественный год с церковным годом. Зачастую этот день совпадал с днём архангела Михаила (29 сентября), так как в этот день задумывались о том, как действуют ангельские силы и как их сила проявляется в природе. Другие реформаторские календари связывали этот праздник с днем Варфоломея (24 августа), воскресеньем после дня св. Эгидия (1 сентября) или после дня св. Мартина (11 ноября). В некоторых регионах еще есть отголоски этих старых традиций. Но потом этот день перенесли на воскресенье после дня архангела Михаила. В странах/местностях, в которых время урожая расходится с этим временем, имеет смысл не ориентироваться по дню архангела Михаила, а праздновать во время/после урожая.

Ветхозаветное чтение ставит день благодарения за урожай под знак готовности делиться. При этом речь идет не только о хлебе, но и - как показывает этот текст - о ночлеге, одежде, о справедливости, об ответственности за других людей вообще. С этим связано великое обетование: "и ты будешь, как напоенный водою сад и как источник, которого воды не иссякают". Поэтому новое чтение для дня урожая, которое уже встречалось нам в 15-е воскресенье после Троицы (Матфей 6:25-34), имеет смысл толковать в контексте этого чтения: если мы так делимся всем необходимым для жизни в горизонте Царства Божьего и его праведности, то мы освобождаемся от всякой боязливой, эгоистичной заботы о завтрашнем дне.
Чтение из Послания тоже говорит о том, чтобы делиться жизненно необходимым - апостол Павел собирает пожертвования для общины в Иерусалиме.
Если выбрать старое чтение из Евангелия - притчу о безрассудном богаче (Лука 12:[13-14]15-21), то мы усиливаем акцент на моменте покаяния и ожидания последних времён, которые, как кажется на первый взгляд, хуже сочетаются с радостным настроением дня благодарения за урожай. Но нелься забыть о том, что и ветхозаветное чтение по сути является призывом к покаянию.

 17 воскресенье после Троицы

Евангелие на этот день расскажывает о женщине, вера которой превозмогла даже Иисуса. Любая психологизация и педагогизация - мол, Иисус лишь хотел испытать эту женщину и т.д. - лишает этот текст величия и смысла. Потому что в этом тексте зафиксировано, насколько невыразимо труден был этот шаг через предел - в том числе и для Иисуса. И он показывает нам, "хананеянкам" и "хананеянам", цену нашего искупления.
Чтение из Послания тоже держится этой темы, говоря об источнике и пути веры, побеждающей мир: вера от слышания, а слышание от Слова Христова.
Таким образом, можно сказать, что в вере этой женщины Иисус преодолевает Сам Себя. Согласно ветхозаветному чтению, это основано на воле и решении Бога: "Я сделаю Тебя светом народов, чтобы спасение Моё простёрлось до концов земли"

 День Апостола и Евангелиста Луки

Предание изображает этого евангелиста так:
Единственный евангелист, произошедший не из иудеев, Лука из Антиохии был врачом. Он отличался греческим образованием, острым умом и наблюдательностью. Прежде чем апостол Павел пришел в Антиохию, Лука уже был членом небольшой тамошней христианской общины.
На втором миссионерском путешествии Павел взял Луку с собой (это следует из изменения формы рассказа в Деяниях: вместо третьего лица теперь употребляется первое лицо множественного числа). Видимо, Луку не арестовали в Филиппах с Павлом и Силой (Деяния 16). Скорее всего, он там остался.
На третьем миссионерском путешествии Павел берёт Луку с собой в Иерусалим. После того, как Павла там арестовали, должно быть, Лука отправился в Кесарию - по крайней мере, он там был, когда Павлу предстояло плыть в Иерусалим осенью 61 года. Ему как врачу, должно быть, было не трудно проситься на корабль с Павлом, чтобы лечить его.
Дальше предание сообщает, что после мученической смерти Павла (о которой в Деяниях не сообщается) Лука отправился в Греции, где основался в Фивах и еще совершал несколько миссионерских путешествий. Уже невозможно установить, где возникли его писания. Долгое время считалось, что Павел присутствовал при их написании, т.к. в некоторых местах видно его влияние.
Рассказы Луки очень живые, что отличает его как античного историка.
Согласно преданию, он умер в возрасте 84 лет в греческой местности Беоция.
Символ евангелиста луки - телец, так как его Евангелие начинается с рассказа о священническом служении Захарии, приносившего жертвы.
Тема и заголовок его повествования в Евангелии и в Деяниях - распространение Евангелия, как и говорится в конце книги Деяний: Павел проповедовал Царствие Божье и учил о Господе Иисусе Христе со всяким дерзновением невозбранно. (Деяния 28:31)

 18 воскресенье после Троицы

Как красная нить двойная заповедь любви к Богу и к брату проходит через воскресенья после Троицы. Это начинается с чтения из послания на первое воскресенье, из которого взят стих на эту неделю. Это продолжается в 4-е воскресенье, в 10-е воскресенье (где уже встречается чтение из Евнагелия на сегодняшний день) и в 13-е воскресенье (с чтениями из первого послания Иоанна 4:7-12 и из Евангелия - о добром самарянине). Сегодня как бы подводятся итоги по этой теме. Из Ветхого Завета читается декалог, десять Заповедей с введением, без которого не могут обойтись и христиане: "Я - Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из рабства". Иисус его подтверждает, а Павел применяет к конкретной ситуации в общине: "итак будем искать того, что служит к миру и к взаимному назиданию".

 19 воскресенье после Троицы
Прощение грехов, спасение и внезапное выздоровление стоят в центре и своеобразно связаны друг с другом в сегодняшнем тексте из Евангелия, истории об исцелении расслабленного. Это очень контрастирующая история - беспокойная толпа, разобранная крыша, спор с книжниками, внезапное "восстание" исцеленного, уходящего вместе с постелью. Резки и те события, которые предшествуют обновлению завета, о котором говорит ветхозаветное чтение. И здесь собственно "чудо" состоит в том, что Бог прощает Своему народу злодеяние и грех (ст. 9). И, наконец, автор чтения из послания знает, что "ветхий человек истлевает в обольстительных похотях". Его указания "новому человеку" являются одновременно советами для действительно цельной, исцеленной жизни. С этим хорошо сочетается и вступительный псалом: "блажен кому отпущены беззакония и чьи грехи покрыты".