Церковный год

В мире существует много различных способов, которыми можно измерить время: секунда, минута, час, день, неделя, месяц, год. Даже если мы остановим свое внимание на годе как промежутке времени, столкнемся с великим разнообразием: календарный, лунный, учебный год.
Всем известно,что календарный год начинается 1 января и заканчивается 31 декабря, а, вот, церковный год начинается на четыре недели раньше – первым воскресеньем Адвента и заканчивается Воскресеньем вечности или Днем поминовения усопших.
Церковный год делится на три цикла, определяющиеся великими христианскими праздниками: Рождеством, Пасхой и Троицей (не путать с Пятидесятницей!). Величайшим праздникам предшествует время подготовки и духовного обновления верующих: перед рождественскими праздниками идет Адвент (лат. 'приход'), перед Пасхой – Страстное время, время поста.

В церковном году существуют переходящие и непереходящие, т.е. отмечающиеся в определенные и неизменные дни, праздники. Даты переходящих праздников зависят от исчисления Пасхи. По решению 1 Никейского Собора в 325 г. христианская Пасха празднуется в ближайшее воскресенье после первого весеннего полнолуния, следующего за началом календарной весны (21 марта). Таким образом, Пасха может отмечаться в период с 22 марта по 25 апреля.
Все прочие переходящие праздники зависят от даты Пасхи:
Пепельная среда (46 дней до Пасхи),
Страстная Пятница (2 дня до Пасхи),
Вознесение Христово (39 дней после Пасхи),
Пятидесятница (49 дней после Пасхи).

Церковный год тесно связан с историей спасения. В нем можно встретить праздники, посвященные четырем временам года и восходящим к древнейшим временам истории человечества. Праздник урожая и День покаяния и молитвы, которые нам знакомы сегодня, отражают эту старую периодизацию.
Напоминание о пути Бога с народом израильским в Ветхом Завете тоже находит свое отражение в церковном году. Христианская Пасха неразрывно связана с иудейской Пасхой (исходом из Египта). Страстное время или время поста, длящееся 40 дней, напоминает нам о 40 годах, проведенных народом израильским в пустыне. К Пасхе можно начать готовиться и за 70 дней. Об этом свидетельствует воскресенье, носящее название Septuagesimae (семьдесят). В течение 70 лет израильтяне находились в вавилонском пленении.
Но больше всего церковный год характеризуется праздниками, связанными с Христом. Рождество – Христос становится человеком. Пасха – Христос воскресает. Вознесение – Христос становится Господом всех господ и сидит одесную Бога.
Церковный год, однако, вводит нас и в историю христианства. Пятидесятница – праздник церкви. Святой Дух идет в мир с вестниками, несущими Евангелие. Так в церковном году мы отмечаем 31 октября – День Реформации. 31 октября 1517 года Мартин Лютер прибивает к дверям дворцовой церкви в Виттенберге свои 95 тезисов.
И в конце концов, в заключение церковного года наши взгляды устремляются на завершение этого мира в вечном Царствии Божьем. Последнее воскресенье церковного года так и называется Воскресеньем вечности.

Литургические цвета

На протяжении церковного года алтарь и церковную кафедру украшают параментами (покровами) разных цветов. Каждому воскресному и праздничному дню соответствует свой литургический цвет, отражающий суть этого дня. В лютеранской церкви принято использовать пять цветов:

белый – цвет чистоты, света и победы, цвет великих Христовых праздников, например, Рождества, Богоявления, Чистого четверга, Пасхи и Вознесения;

фиолетовый – цвет покаяния и поста, например, Адвента и Страстного времени;

красный – цвет огня, духа, церкви и крови, цвет Пятидесятницы, Дня апостолов Петра и Павла, Дня Реформации, а также таких праздников общины, как конфирмация, освящение церкви, ординация;

черный – цвет смерти и скорби, цвет Страстной пятницы и Страстной субботы;

зеленый – цвет надежды и ожидания, роста и созревания, цвет времени Богоявления, времени Троицы и Праздника урожая.

 

Важнейшие церковные даты 2020 года.

01 01 2020

Новый год, День обрезания и наречения имени Господня

Чтения 

Лук. 4,16-21 или Лук. 2,21

Иак. 4,13-15.(16-17) или Гал. 3,26-29

Иоан. 14,1-6 или Быт. 17,1-8

В древней Церкви был обычай трехдневного поста с богослужениями покаяния в начале нового года. Римляне языческой веры в третьем веке праздновали с 17-24 декабря "сатурналии", заканчивающиеся бурным праздником в честь "непобедимого солнца" (см. Рождество). Христианская Церковь также отмечала Рождество Господа в течение семи дней, но заканчивая не оргией, а покаянием и обращением к Богу, имеющему власть над временем.
По хронологии на 1 января попадается день, в который Младенец был обрезан и наречён Иисусом. Это событие начали литургически отмечать только в шестом веке - сначала в Испании и Галлии, позже и в Риме.
Мартин Лютер тоже очень ценил именно этот смысл Нового года. Он высказывался против того, чтобы "с кафедры раздавать новый год", тем более что истинное начало года для Лютера - Рождество.Однако в течение 17 века этот смысл был утерян в протестантской церкви за счет Нового года, тем более что Новый год, день нового начала, является, вероятно, самым важным светским праздником.
Литургический свет - белый, так как Новый год - не отдельный праздник, а день, входящий в рождественское время.
Уместнее всего - праздновать Новый год в церкви именно как день обрезания и наречения имени Иисуса. Если же праздновать его как день Нового года, то читается текст из послания Иакова о том, что не мы держим в руке свое будущее, а один лишь Бог. Из него взяты известные слова "если угодно будет Господу и живы будем". Также эта тема присутствует  и в ветхозаветном чтении, в котором Божьи порядки являются ключом к тому, чтобы Бог был с Иисусом Навином во всём, что он будет делать. Еще раз подчеркивается, что человек может много чего придумать, но Бог направит его шаги. Таким образом мы хоть и не марионетки, но будет полезно осознать, что мы в своих стараниях не одни. Сюда присоединяется и мотив имени Иисуса - связанное с Его обрезанием, - имени, в котором преклонятся все колени.

05 01 2020

2 воскресенье после Рождества
Чтения 
Лук. 2,41-52
1 Иоан. 5,11-13
Иоан. 1,43-51

Второе воскресенье после Рождества отмечается только, если между 1 и 6 января попадается еще одно воскресенье. Оно находится между Рождеством, Новым годом и Богоявлением и использует мотивы, встречающиеся в эти дни. Евангелие на второе воскресенье после Рождества говорит уже о подростковом возрасте Иисуса: двенадцатилетний Иисус во храме не только напугал родителей, но и вызвал восхищение среди ученых Своего народа. Главная мысль в том, что Иисус - Сын Божий: "или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?" Чтение из Ветхого Завета - Исаия 61:1-3(4.9)11.10 - тот текст, который Иисус относит к себе в Своей первой проповеди в Назарете: "Он послал Меня исцелять сокрушённых сердцем..." Чтение из послания еще раз подчеркивает, что вечная жизнь есть только через Иисуса Христа, Сына Божьего. Богослужение пронизано одновременно мотивом воплощения (Рождество) и света во тьме (Богоявление).

06 01 2020

Богоявление, Крещение Господне
 Чтения
Мат. 2,1-12
Еф. 3,2-6
Иоан. 1,15-18

Если на Рождество мы размышляем о том, что Бог стал человеком и таким образом уничижил Себя, то на праздник Богоявления мы подчеркиваем, что это действительно Царь, Господь, Бог обращается к людям в Иисусе и воздвигает Свое царство над миром: волхвы приходят, чтобы поклоняться "родившему Царю иудейскому"; они приносят Ему царские подарки. Глас с неба во время крещения Иисуса произносит адопционную формулу - это означает передачу власти, воцарение. Евангельские чтения на воскресенья, следующие после Богоявления, будут освещать разные аспекты полноты власти Иисуса. С самого начала с этим праздником связан мотив света. С ним связана идея миссионерства - звезда указывает путь к Иисусу языческим волхвам. Чудесная звезда богоявления приносит свет, ясность и радость и в жизнь отдельного верующего. Истоки этого праздника - в Египте, где Церковь противопоставила свой собственный праздник празднику одной гностической секты, которая видела в крещении Иисуса истинное зачатие и рождение Христа. Гностики в свою очередь использовали (примерную) дату языческого праздника, в который египтяне отмечали рождение Айона, бога солнца, черпая воду из Нила. Христианский же праздник египетской Церкви был посвящен как рождению, так и крещению Иисуса до тех пор, пока не перенимали 25 декабря как дату Рождества от западной Церкви, а 6 января осталось днем Крещения Иисуса. В западной Церкви же главной темой этого праздника стало поклонение волхвов. У Матфея не уточняются число или, тем более, имена волхвов, но позже стали считать, что их было трое по количеству их даров. Еще позже их стали называть царями и придали им имена: Бальтазар, Мельхиор и Каспар. Таким образом 6 января все больше приобрело характер праздник в честь святых ("трех святых царей"). Чтения на этот день поддерживают память о поклонении волхвов и о том, что приход язычников с дарами был уже предсказан в Ветхом Завете. Послание также говорит о том, что язычники стали сонаследниками и были присоединены к Божьему народу.
Собственно крещение Иисуса рассматривается поближе в первое воскресенье после Богоявление.
Литургический цвет Богоявления - белый.

12 01 2020

1 воскресенье после Богоявления

 Чтения
Мат. 3,13-17
Рим. 12,1-3.(4-8)
Мат. 4,12-17

На характер воскресений между Богоявлением и началом пасхального круга еще влияет свет праздника Богоявления, так что в определенном смысле их можно назвать "временем Богоявления". Их число варьирует от одного - если Пасха очень ранняя, а именно приходится на 22 или 23 марта - до шести в случае, если Пасха приходится на 22-25 апреля. Литургический цвет этих воскресений (кроме последнего) - зелёный.

В первое воскресенье после Богоявления - как и в католической Церкви - в центре стоит крещение Иисуса, которое раньше также отмечали в сам день Богоявления. Из Евангелия, соответственно, читается Матфей 3:13-17, что раньше было вторым евангельским чтением на день Богоявления.
Ветхозаветный текст - Песнь о Рабе Божьем, Исаия 42:1-4(5-9). Мы можем читать глас с неба, звучащий при крещении Иисуса, как краткое содержание этой Песни. В ней уже говорится и о дальнейшей деятельности и вести Мессии, которым оказался Иисус. Своей вестью Он изменил мир, призвав людей: покайтесь, вернитесь, обратитесь к Богу, Который через Иисуса изгладил ваши грехи.
Близко к этому и чтение из Послания, которое также призывает нас понимать крещение как обновление. Все остальные тексты проприя также говорят о теме крещения.

19 01 2020

2 воскресенье после Богоявления
Чтения
Иоан. 2,1-11
Рим. 12,(4-8).9-16
Исх. 33,17-23

Предыдущее воскресенье было посвящено крещению Иисуса, т.е. Его "введению в должность" или, лучше сказать" Его "призванию к служению". И уже в это, второе воскресенье, на первый план выдвигается его деятельность "Подателя радости". Это связано не столько с тем, что люди, выбравшие чтения, посчитали жизнерадостность самым важным, сколько с тем, что в Евангелии от Иоанна открытыми словами говорится, что чудо на свадьбе в Кане было первым чудом Иисуса. Таким образом оно представляет собой начало и торжественное открытие Его деятельности, откровение Его славы (см. Богоявление), полноты власти Сына Божьего.
Ветхозаветное чтение находится в несколько напряженном отношении к этой теме. Моисею можно всего лишь смотреть "в спину" Божьей славы; Бог милостиво запрещает ему увидеть Его лицо непосредственно.
Молитвы акцентируют мотив превращения: недостатка в полноту, скорби в радость, ссоры в мир. Лозунг на неделю предлагает провести (неоднозначную) параллель между превращением воды в вино и соотношением Закона и Евангелия.
Мотив радости, традиционно связанный с образами вина, виноградной лозы, свадьбы, должен звучать и в хоралах.
Он затрагивается и в Послании, в котором, однако, главная тема - Закон Христов.
В следующие воскресенья тоже говорится преимущественно о чудесах Иисуса, и они показывают Его каждый раз в другом свете, а в конечном итоге - как Хозяина всего творения.

25 01 2020

 День обращения Апостола Павла
Чтения
Мат. 19,27-30
Деян. 9,1-19а
Мат. 19,27-30

В тот час под Дамаском произошло нечто имеющее уникальное значение для христианской Церкви: Савл, фарисей, безупречный по Закону, преследовавший христианскую общину среди иудеев - он получает призвание и становится апостолом язычников, возвещающим Евангелие.
Апостол Павел родился как Савл в иудейской семье в г. Тарсе на юго-востоке Малой Азии. Он имел римское гражданство. Его воспитали строго в вере отцов. Ветоятнее всего, его родители пользовались греческом переводом Ветхого Завета, Септуагинтой (=LXX), так как греческий был повсеместным обиходным языком, и Павел всегда цитирует Писание по LXX Особенно его привлекал фарисеизм, так что он еще в юности пришел в Иерусалим и учился у знаменитого Гамалиила. Он научился раввинскому искусству толкования Писания, занимался Писанием на языке оригинала, древнееврейском, и к тому же выучил арамейский, язык Иисуса. Должно быть, при земной жизни Иисуса Павел уже услышал о Нем как о великом чудотворце и целителе, но его никак внутренне не тронула христианская весть.  Как он относился к растущей христианской общине, мы знаем из рассказа о смерти Стефана: Савл одобрял его казнь. (Деяния 8:1) Павел хотел сохранить в чистоте учение и предание Божьего народа. Поэтому он отправился в Дамаск, снабженный полномочием от синедриона, чтобы арестовать христиан и привести их в Иерусалим на допрос. Но когда Павел по пути встретил Господа в видении, он ослеп. Анания, христианин из Дамаска, исцелил Павла от слепоты, возложив на него руки. Правда, Анания сделал это не из любви к Павлу, а из любви к Господу, требующему этот поступок от него. О Павле он многое знал из рассказов других и боялся его (Деяния 9:1-18). На примере Павла мы видим, насколько конкретно и с какой властью Бог может вмешиваться в жизнь этого мира. Самому большому гонителю Он не дал погибнуть, а сделал из него борца за Евангелия среди народов.

26 01 2020

3 воскресенье после Богоявления
Чтения
Мат. 8,5-13
Рим. 1,16-17
Иоан. 4,46-54

Иди туда! Иди туда" Так же, как римский офицер отдает команды своим солдатам, так у Сына Божьего есть власть над силами болезни и смерти. К знамению превращения добавляется знамение исцеления. И в исцелениях тоже - именно в них! - открывается слава Сына Божьего. Кроме того, тексты этого воскресенья показывают нам внимание Иисуса к язычникам, не-иудеям. Тексты для проповеди в этот день исключительно близки к теме, хотя ветхозаветный текст, конечно, не может говорить об Иисусе. Но и этот текст говорит о том, как Бог обращает внимание на язычников. В чтении из Послания Павел говорит об оправдании иудеев и язычников по вере и этим формулирует то высказывание, что стало ключевой точкой теологического мышления для Лютера и для реформации.

02 02 2020

Сретение Господнe
Чтения 

 Лук. 2,22-24.(25-35)

Евр. 2,14-18
Лук. 2,22-24.(25-35)
Текст проповеди: Через сорок дней после рождения Господа христианская Церковь отмечает день Его посвящения в храме (как первенца, Лука 2:22-24). С 8 века общины совершали в этот день большие процессии со свечами. В римско-католической Церкви в этот день также освящают свечи. Протестантская Церковь переняла этот день, потому что дата засвидетельствована в Евангелии и потому, что из этого дня тоже явствует, что Иисус с самого рождения был человеком, подчиненным Закону. Рассказ о сретении связан с пророческими словами, которые произносят старица Анна и старец Симеон (см. 1 воскресенье после Рождества). Симеон видит, что во встрече с Младенцем исполнилось обетование Бога, данное ему лично - что он не умрёт, пока не увидит Спасителя. Он славит Бога за то, что увидел свет язычников, уготованный Богом в славу израильского народа. Он предугадывает путь спасения через великую жертву Иисуса и поэтому пророчествует молодой матери: и Тебе Самой оружие пройдет душу (Лука 2:35); он знает, что Иисус вызовет большого протеста в Своем народе Израиле. Анна - сама пророчица и уже давно не отходила от храма, где она служила Господу молитвой и постом. Она тоже видит в Младенце "спасение Иерусалима" и говорит об этом народу (Лука 2:36-40). Этот день предоставляет нам, протестантским христианам, возможность задуматься о месте Марии в тех событиях, которые Бог производит с людьми. Она - не просто женщина среди многих; она избрана быть матерью Сына Божьего, так что уже очень рано ей были приданы титулы "Богоматерь" и "Богородица". Мы сделаем правильно, почитая ее память и не забывая о ней из страха перед неправильным человекопоклонством. Само Евангелие напоминает нам о ней, в том числе именно стоящей под Крестом, где Господь поручает любимому ученику заботу о ней. Литургический цвет Сретения - белый, так как это праздник в честь Христа.

09 02 2020

 3 воскресенье перед Страстным временем - Septuagesimae

Чтения 

Мат. 20,1-16
1 Кор. 9,24-27
Лук. 17,7-10

"Бегите так, чтобы получить венец" - возможно, выбор этого "спортивного" чтения из Послания, а также чтение из Евангелия о работниках в винограднике, связан с тем, что в древней Римской церкви в это воскресенье были выбраны и представлены епископу те, кому предстояло в Пасху креститься.
С воскресения Septuagesimae начинается подготовка к Великому Посту. Название указывает на период в 70 дней. Эти 70 дней заканчиваются воскресеньем Quasimodogeniti после Пасхи, а значит, содержат в себе и светлую неделю. Это показывает, что подготовка к Великому Посту, как и сам Пост, существует не для того, чтобы человек мучил себя, а скорее для того, чтобы в страданиях распознать Бога. Тема "награда и благодать" исходит из чтения из Евангелия - притчи о работниках в винограднике. Главная суть - различение награды и благодати: награду зарабатывают, ее размер можно вычислить. Благодать ни заработать, ни вычислить невозможно. В целом в это воскресенье начинается тема следования за Иисусом, которая будет определять и следующие воскресенья вплоть до Пасхи. Литургический свет воскресений перед Страстным временем - зелёный. По старой традиции уже с этого воскресенья до самой Пасхи не поют "Аллилуйя".

16 02 2020

 2 воскресенье перед Страстным временем - Sexagesimae

Чтения 

Лук. 8,4-8.(9-15)
Евр. 4,12-13
Мар. 4,26-29

Над воскресеньем Sexagesimae стоит притча о сеятеле, и поэтому в этот день мы особо останавливаемся на то, как действует Бог и Его Слово. Она завершается призывом услышать это Слово. Но этим рассказ не заканчивается - ученики задают еще вопросы и получают подробное толкование притчи, которого не следует лишать нынешний слушателей.
Ветхозаветное чтение тоже содержит притчу, описывающую действие Божьего Слова в аналогии с процессами в природе. В чтении из Послания выбран скорее военно-юридический образ: в послании к Евреям 4:12-13 Слово Божье сравнивается с "обоюдоострым мечом". Значит, центральная тема этого воскресенья - Слово Божье. В молитвах это выражено очень поэтично, в стихе на неделю весть этого воскресенья содержится кратко и метко.

23 02 2020

Воскресенье перед Страстным временем - Quinquagesimae/Estomihi

Чтения 

Мар. 8,31-38
1 Кор. 13,1-13
Лук. 10,38-42

Название Estomihi произошло из латинских слов антифона к вступительному псалму: esto mihi in lapidem fortissimum et in domum munitam ut salves me (Псалом 30, 3б "будь мне каменною твердынею, домом прибежища, чтобы спасти меня").
В это воскресенье напряжение снова возрастает, так как делается акцент на страдании как на важной части Спасения и следования за Иисусом. Чтение из Евангелия на это воскресенье содержит два важных высказывания: предсказание Иисуса о Своих страданиях и призыв к следованию за Иисусом под Крестом: "кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее" (Марк 8:35б).
Чтение же из Послания - гимн о любви (1 Коринфянам 13). Конечно, любовь и ученичество тесно связаны друг с другом, но молитвы по-разному акцентируют эти две темы.
А ветхозаветное чтение добавляет еще критику культа, ставя важный акцент перед Великим Постом.
В эту неделю важно то, что в Пепельную среду начинается Великий Пост.

26 02 2020

 Пепельная среда - начало Страстного времени

Чтения 

Мат. 6,16-21
2 Петр. 1,2-11
Иоил. 2,12-19

Как по протестантской, так и по католической традиции в этот день начинаются сорок дней Великого Поста перед Пасхой.
Уже с 4 века есть разные свидетельства о 40 днях подготовления к Пасхе. Но их исчисление и оформление варьировало. В Риме эти сорок дней изначально начались за 6 недель до Пасхи и были временем покаяния для тех, кто совершил тяжкие грехи. В Чистий Четверг этих кающихся принимали обратно в церковь. Позже это время все больше превратилось в Пост, и пришлось адаптировать к этой новой сути и исчисление сорока дней: Были включены Страстная пятница и суббота, а исключены 6 воскресений, т.к. по воскресеньям не постились. На востоке из Поста были исключены и субботы и воскресенья, что привело к большей длительности Поста.
В протестантской среде эти сорок дней называются Страстным временем, т.к. их определяет мотив страданий Иисуса. Изначально Страсти Христовы рассматривались особо интенсивно только в Страстную неделю, в средние века Страстным временем были две недели перед Пасхой. Также Страсти Христовы были темой воскресенья Iudica за 5 недель до Пасхи. Мы следуем порядку чтений 1978 года и называем Страстным временем весь Великий Пост.

Срок в сорок дней взят из многочисленных библейских текстов, в которых такой срок - а иногда и 40 лет - имеет особое значение. Все это - времена перехода, подготовки и очищения. В Древней Церкви крещаемые входили в новую стадию подготовку к крещению в начале этих сорока дней и интенсивно готовились к крещению, предстоящему в пасхальную ночь.

Название Пепельной Среды возникло потому, что в  древней Церкви этот день начала Сорока Дней кающиеся посыпали себе голову пеплом. Все больше прихожан участвовали в этом обряде из солидарности с ними. В римско-католической церкви прихожане и сейчас получают пепельный крест на лоб. Пепел напоминает о тленности всего земного.
Реформаторы отменили обряд с пеплом, так как к тому моменту все действия, связанные с Пепельной средой и Постом, стали настолько материальными, что духовного содержания уже было невозможно распознать.
К нашему времени заметили, что время поста вполне может быть и евангелическим.
На Пепельную среду рекомендуется богослужение покаяния или общинная исповедь. Литургические тексты можно и поменять местами с теми, которые прописаны на следующее воскресенье Invocavit. Их тема - покаяние, пост и христианская жизнь.
Бог призывает нас к посту, смягчающему нужду бедных и угнетённых и порождающему или поддерживающему справедливость и мир. Значит, имеется в виду не радикальный отказ от определенных продуктов питания и другие практики самоограничения - они могут быть, но чтение из Евангелия предостерегает от опасности: такие практики не должны быть направлены на то, чтобы впечатлять окружающих.

Литургический цвет всего Великого Поста - фиолетовый.
На протяжении всего Великого Поста не поётся "аллилуйя" и "Слава в вышних Богу".

01 03 2020

 1 воскресенье Страстного времени - Invocavit

Чтения 

Мат. 4,1-11
Евр. 4,14-16
Быт. 3,1-19.(20-24)

Название этого воскресенья - от начала латинского антифона:  "Invocavit me, et ergo exaudiam eum" (Псалом 90:15 "воззовет ко Мне, и услышу его").
Тема этого воскресенья заявляется в чтении из послания к Евреям: Иисус был искушен точно так же, как мы, но не согрешил. Этому соответствуют и другие тексты. Ветхозаветное чтение - о том, как человеческие мужчина и женщина поддались заманчивым обещаниям змея в Божьем саду. Этому противопоставлено чтение из Евангелия - история о том, как Иисус смог противостоять заманчивости зла после сорока дней поста в пустыне. Явна связь с практикой сорока дней поста, покаяния и подготовки к крещению. Стих на неделю призывает нас задуматься о том, где "дела диавола" проявляются в наши дни и как Христос разрушит их. В этих размышлениях нам помогут молитвы и хоралы на это воскресенье.

08 03 2020

2 воскресенье Страстного времени - Reminiscere

Чтения 

Мар. 12,1-12
Рим. 5,1-5.(6-11)
Мат. 12,38-42

Название этого воскресенья - от начала латинского антифона:   "Reminiscere miserationum tuarum, Domine, et misericordiarum tuarum quae e saeculo sunt." (Пс 25:6 "Вспомни щедроты Твои, Господи, и милости Твои, ибо они от века").
Этот молитвенный вопль словно сам срывается с уст ввиду жестких текстов чтений. Из Евангелия - притча о злых виноградарях, из Ветхого Завета - Песнь пророка Исаии о винограднике (5:1-7). Речь идет об отношениях между Богом и человеком. Зная, что они делают, виноградари убивают сына хозяина в надежде, что присвоят всё наследие. И ведь дело не в том, чтобы отнести эту притчу только к народу первого Завета. Очевидно, она указывает на то, что люди, которым Бог передал какую-либо ответственность (а это - каждый человек, это - и христиане, и Церковь), предпочитают рассматривать доверенное как свою собственность пренебречь правами Бога (а значит, и Его властью). Вопрос этого воскресенья и этой неделей - это, значит, вопрос о наших отношениях с Богом. Поэтому и молитвы, и хоралы содержат вопль о милости и помиловании. Мы не можем мерить ответственность других и их отношения с Богом. Остается только в молитвенном настрое, какой задают эти молитвы, задумываться о своих собственных отношениях с Богом - и, если нужно, делать выводы на практике.
"Евангелие" как весть об уже совершившейся милости Бога звучит в это воскресенье в чтении из Послания: "итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа".

15 03 2020

 3 воскресенье Страстного времени - Oculi

Чтения 

Лук. 9,57-62
Еф. 5,1-9
Мар. 12,41-44

Название этого воскресенья - от начала латинского антифона:  "Oculi mei semper ad Dominum, quoniam ipse evellet de laqueo pedes meos" (Пс 24:15 "Очи мои всегда к Господу, ибо Он извлекает из сети ноги мои").
В сочетании с этим стихом из псалма, из Евангелия снова читается жёсткий текст. Кто оглядывается на узы, которые привязывают его к прошлому, тот негоден для Царства Божьего. Сын Человеческий - "бездомный" на земле, и кто хочет за Ним следовать, должен оставить свой "дом" - безопасность, порядок, тепло - без всяких оглядок. Это одна из самых жёстких формулировок призыва к следованию за Иисусом - неудивительно, что отклик в молитвах дня скорее робок. Чтение из послания идет на шаг дальше - там формулируются новые "правила дома" для Божьих детей - однако с предостережением от домашнего общения неверного характера. О том, с чем человек рискует встретиться на этом пути, рассказывает ветхозаветное чтение: Илие пришлось бежать в пустыню без домов.

22 03 2020

4 воскресенье Страстного времени - Laetare
Чтения 

Название этого воскресенья - от начала латинского антифона:  "Laetare cum Jerusalem, et exsultate in ea, omnes qui diligitis eam" - "возвеселитесь с Иерусалимом и радуйтесь о нём, все любящие его!" (Ис 66:10)
Этому духу соответствуют чтения из Послания ("Бог, утешающий нас во всякой скорби") и из Ветхого Завета ("если даже горы сдвинутся...").
Воскресенье Laetare находится в середине Великого Поста.Тут мы как бы останавливаемся, переводим дыхание на тяжёлом пути "восхождения в Иерусалим". Призыв к следованию за Иисусом не отменяется и не откладывается, в этом не оставляет сомнение чтение из Евангелия ("где Я, там и слуга Мой будет"). Но уже ясно встаёт перед глазами цель: слава, радость, плод. Образ пшеничного зерна становится притчей, описывающей следование за Христом. В то же время он напоминает рассказ об умножении хлебов, который раньше читали в это воскресенье, и на тексты для проповеди о хлебе жизни.

С 16 века есть свидетельства об обычае заменить на это воскресенье фиолетовый литургический цвет розовым - как бы разбавить его белым цветом грядущей Пасхи.
В это "розовое воскресенье" Папа римский освящал золотую розу и вручал ее выдающимся личностям. В древней Церкви на 4 воскресенье Поста совершался над крещаемыми обряд "еффафа" ("отверзитесь, уши и уста").

25 03 2020

Благовещение
Чтения 
Лук. 1,26-38
Гал. 4,4-7
Лук. 1,26-38

Раньше, когда на богослужении пелись слова Символа веры "рожденный Девой Марией от Святого Духа в вере", то воины обычно вставали и пели эти строки, обнажив мечи, чтобы показать, что Церковь готова защищать это положение веры против всякой мирской мудрости.
В Марии, девственной матери, уважение получает любая женщина. Ангел из небесных воинств возвестил Марии, что она зачнёт от Святого Духа и родит Сына. Мария, хоть и поражённая вестью ангела, отвечает не как безвольный объект. а сообщает о своей собственной воле и о своей готовности к тому, что ей было возвещено: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. (Лк 1:38)
Церковь встроила песнь Марии в вечерню, и таким образом сбылось высказывание: отныне будут ублажать Меня все роды. (Лк 1:48б)
Если этот день попадает на воскресенье в Великий Пост, то праздник отмечают либо накануне, либо в неделе этого воскресенья. Если дата - в Страстной неделе, то праздник переносится на будний день в неделю после воскресенья  Quasimodogeniti.
Литургический цвет Благовещения - белый, так как это праздник в честь Христа.

29 03 2020

5 воскресенье Страстного времени - Judica

Чтения 

Мар. 10,35-45
Евр. 5,7-9
Быт. 22,1-13

Название этого воскресенья - от начала латинского антифона:  "Judica me, Deus, et discerne causam meam de gente non sancta" (Пс 42:1 "Суди меня, Боже, и вступись в тяжбу мою с народом недобрым")
Тему этого воскресенья задает прежде всего чтение из Послания: Иисус в Своей жизни и деятельности отдавал Себя Богу и людям - речь открытым текстом идёт о "днях Его земной жизни" - и эта самоотдача достигает своего пика и завершения в страдании и крестной смерти. Евангелие - о споре учеников о том, кто из них больший, на который Иисус дает соответствующий ответ о самоотдаче и служении. Ветхозаветное соответствие создает большое напряжение - речь идет о том, как Авраам приносит в жертву своего сына Исаака, а Бог в последнюю минуту предотвращает это жертвоприношение.
Все три тексты объединяет лозунг на неделю.
Согласно более старому порядку, с этого воскресенья начиналось Страстное время в узком смысле. Алтарные крест и изображения завешивались платками - глаза тоже должны были "поститься" в знак покаяния.
По традиции, начиная с этого воскресенья, до Великой субботы уже не поют и строфу "Слава Отцу и Сыну и Святому Духу", которая обычно добавляется к каждому псалму. По старому обычаю, с этого воскресенья начинается Страстное время в узком смысле. Однако в новой агенде Gloria Patri умолкает лишь на Страстную неделю, начиная с Вербного воскресенья.

05 04 2020

Вербное воскресенье

Чтения 

Иоан. 12,12-19
Фил. 2,5-11
Мар. 14,3-9
Текст проповеди: Латинское название этого воскресенья - Palmarum - от обычая приветствовать царя или воеводу, въезжающего в город, пальмовыми ветвями.

Даже если пророчество из книги Захарии 9:9 известно, все равно въезд в город на осле остаётся противоречивым жестом. "Ученики Его сперва не поняли этого", говорится в Евангелии (Иоанн 12:16). А мы поняли?
Чтение из Послания - великий гимн Христу (Филиппийцам 2:5-11) - дает нам возможность для толкования: "Царский" путь Сына Божьего ведет через глубочайшее унижение к славе, к прославлению всеми людьми.
Ветхозаветное чтение - песнь страдающего Раба Божьего - придаёт унижению конкретные черты. Речь о позоре и плевках, об ударах в спину и в щёки - но и о близости Судьи, перед которым мучители распадутся, как одежда, пораженная молью.

Крестный ход (процессия) в вербное воскресенье сначала стал обычаем в Иерусалиме, а с 8 века и в Европе. Люди брали с собой зеленеющие ветви, предварительно благословленные. В католической Церкви и сейчас Великая Неделя начинается с благословения пальмовых веток и процессии.

От Вербного воскресенья до Великой Субботы опускаются не только "Аллилуйя" и "Слава в вышних Богу", но и "Слава Отцу...".

09 04 2020

 Великий четверг

Чтения 

Иоан. 13,1-15
1 Кор. 11,23-26
Мар. 14,17-26

 

 

"Сие творите в воспоминание Моё": в Великий четверг мы помним о том, что произошло "в ту ночь, в которую Он предан был" - и таким образом о том, что христиан объединяет в первую очередь не "интерпретация и аргументация" (Йоханн-Баптист Метц), а общая Трапеза.
Совершение Трапезы до сих пор является центральным элементом христианского богослужения, укоренённым в практике самого Иисуса. Накануне Его смерти христианство помнит об установлении святого Причастия, которое является одновременно памятью о Его жизни, страдании и смерти и о Его воскресении и возвышении.
Поэтому сегодня собственно повествование о событии читается из Послания (1 Коринфянам 11:23-36) - считается, что это самый древний рассказ об этой Трапезе. Чтение из Евангелии - об омовении ног. Это придает данному празднику еще один аспект. Можно говорить и о толковании Причастия: общность трапезы реализуется в общности служения и любви.
Ветхозаветное чтение рассказывает о иудейских корнях Причастия - об установлении иудейской Пасхи.

Богослужение вечером Чистого четверга открывает собственно сердцевину пасхальных дней, Святого Триединства о страдании, смерти и воскресении Господа (triduum sacrum). Особый характер именно этого богослужения выражается тем, что во время открытия "Слава в вышних Богу" поётся под звон всех колоколов, которые после этого умолкают до пасхального утра.
Однако "аллилуйя" и "Слава Отцу и Сыну и Святому Духу" не поется и сегодня. Литургический цвет - белый.
Во многих общинах принято в этот четверг после Причастия убрать всё с алтаря. Изначально смысл был практический: парамент стелили на алтарь только для Евхаристии. Теперь это действие символизирует обнажённость Христа на Кресте.
После этого богослужения орган молчит до гимна о воскресении Христа в пасхальной ночи. Таким образом мы стараемся передать хотя бы отголосок той оставленности, которую Иисус пережил в Гефсимании и на Кресте.
Есть две версии происхождения немецкого названия этого дня Gründonnerstag. По первой (которой придерживаются авторы агенды), слово произошло от средневерхненемецкого gronan - плакать, рыдать. В Великий четверг "плачущие" кающиеся, которые были изгнаны из Церкви в пепельную среду, принимались обратно. По второй версии слово grün - зелёный обозначает то, что в этот день овощи и зелень составляет основную часть питания постящихся, в то время как в Страстную пятницу в идеале вообще не едят (или только хлеб, воду и фрукты). В пользу этой версии говорит то, что во многих местностях принято приготовить на Великий четверг именно блюда зеленого цвета, однако эта традиция могла возникнуть и "задним" числом.

10 04 202

Страстная пятница

Чтения 

Иоан. 19,16-30
2 Кор. 5,(14-18).19-21
Лук. 23,33-49

Как заголовок над текстами этого дня стоит антифон к вводному псалму (Флп 2:8 или 2:10.8б) вместе с 21 псалмом, которым Иисус по библейскому преданию молится в час смерти. Из Евангелия читают отрывок из Страстной истории по Иоанну (можно и прочитать всю Страстную историю), из Ветхого Завета - Песнь о страдании Раба Божьего за других, а из Послания - о том, как Творец примирил с Собой творение во Христе - мощное утверждение, которое ни одна теология еще полностью не догнала.
Страстную пятницу, вероятно, отмечали уже первые христиане - но не богослужением, а как день скорби и поста, продолжающегося и в субботу. Этот характер он сохранил на протяжение веков. Уже Тертуллиан (конец 2 века) свидетельствует о том, что в этот день соблюдали строгий пост.
В четвёртом веке в Иерусалиме в Страстную пятницу почитали святой Крест и проводили литургию Слова в час смерти Иисуса. В католической Церкви до сих пор в этот день не проводят Евхаристию, а особое богослужение во второй половине дня, на котором соениняют литургию Слова с великими просительными молитвами этот день, почитание Креста и Причастие.

В благочестии евангелических христиан этому дню придается особенно большое значение - зачастую его как день соврешения нашего спасения даже называют самим великим праздником в церковном году. И это несмотря на то, что протестантские церкви вначале лишь отчасти перенимали Страстную пятницу как церковный праздник. В 17 веке его возродили как день покаяния, однако он при этом лишился своего первоначального характера. Раньше эта пятница была единственным днем в году, в который нигде не проводилось Причастие, а теперь Причастие было выдвинуто на первый план.

В Страстную пятницу гаснут свечи, которые до тех пор были символом живого света, самого Христа. Их заново зажигают лишь в пасхальную ночь - от пасхальной свечи.
Литургический цвет Страстной пятницы и субботы - фиолетовый или чёрный, однако предпочтительно вообще отказаться от параментов и любого убранства на алтаре. Чёрный - "цвет" смерти, тьмы, отрицания всякой жизни. В Страстную пятницу хвала из уст общины умолкает перед событиями на Голгофе.
Возможно провести богослужение по особой агенде.

12 04 2020

Пасха - воскресение Христово

Чтения 

Мар. 16,1-8
1 Кор. 15,1-11
Мат. 28,1-10

 

Христос воскрес - воистину воскрес!
Трижды повторяется этот возглас, и трижды община отвечает "Аллилуйя!", произнеся это слово впервые за девять недель.
Поётся пасхальный хорал, читается Евангелие о воскресении Христа из мёртвых.

Но если праздновать пасхальную ночь, то это произойдёт далеко не сразу. К этому ведёт долгий путь.
Именно ночное - самое древнее пасхальное богослужение, собственно завершающее Страстную неделю. Всенощная в пасхальную ночь проводилась уже во втором веке.
Но в начале не было единогласия по поводу даты Пасхи. Все соотносили праздник воскресения Господа с иудейской Пасхой, но общины Малой Азии держались точного дня - 14 Нисана, который мог попасть на любой день недели, в то время как римская община, которая начала праздновать Пасху позже, чем они, с самого начала определила, что Пасха празднуется в воскресенье, последующее за первым полнолунием после весеннего равноденствия. Спор о дате Пасхи длился долго и был решен в пользу римского решения на Никейском соборе в 325 г. С введением григорианского календаря на Западе в 1582 году даты Пасхи снова разошлись, так как восточная Церковь продолжала пользоваться юлианским календарём для вычисления даты Пасхи.
Протестанская Церковь переняла от римско-католической празднование всенощной, но без большей части элементов (освящение воды, освящение свечей и т.д.), оставив лишь существенные (молитвы, чтения и Евангелие о воскресении). В 18 веке празднование всенощной было утрачено в ходе Просвещения, но в последние 10-20 лет возрождается. Это не может не радовать, так как эта великая ночь принесла миру нечто совершенно новое, наполняющее всех христиан нескончаемой радостью.

В ранней церкви празднованию пасхальной ночи, центру церковного года и христианского празднования вообще, предшествовало совместное ночное бдение с воспоминанием о страданиях и смерти Иисуса.
Пасхальная ночь начинается с зажигания пасхальной свечи. Если до богослужения горел пасхальный костер перед главным входом в церковь, то свечу зажигают об него.
Пасхальную свечу вносят в темную церковь, трижды восклицая "Христос - свет мира", и община отвечает "Слава Богу вовек". Все зажигают свои свечки о пасхальную свечу, и поётся длинное пасхальное прославление Exsultet: "Да ликуют сонмы ангелов в небе, да ликуют силы небесные..."
Литургия Слова начинается с длинного ряда чтений из Ветхого Завета, чередующихся с песнопениями и молитвами.
Эти тексты вкратце пересказывают всю историю Спасения: сотворение мира (Быт 1), спасение Ноя из Великого Потопа (Быт 6-8), исход Израиля из Египта и его спасение при переходе через море (Исх 14-15), пророческое приглашение человека в благодатный Завет с Богом (Ис 55), воскрешение Израиля (Ис 26; Иез 37). Потом раздаются звон колоколов и звук органа, и община поёт "Слава в вышних Богу", которое молчало на протяжение всего Поста.
В молитве дня прославляется воскресение из мёртвых и упоминается крещение. В чтении из Послания говорится о том, что и мы воскресли со Христом.
После Литургии Слова празднуется крещение. Люди, приготовившиеся ко вступлению в Церковь, крестятся в эту ночь, и все прихожане вспоминают о своём собственном крещении.
Идеальное время для богослужения в пасхальную ночь - такое, чтобы празднование Причастия, заключающее это богослужение, совпало с первыми лучами восходящего солнца (чего, конечно, добиться можно не всегда). Ибо солнце - символ воскресшего Господа (поэтому церковные здания указывают на восток, к восходящему солнцу), и восход символизирует само воскресение.

Если пасхальная ночь находится под знаком перехода от тьмы к свету, то утреннее богослужение уже полностью определяется торжеством победы над смертью, которое звучит во всех чтениях и молитвах. Апостол Павел передаёт нам предание о явлении Воскресшего, причем сам ставит себя в ряд свидетелей. Чтение из Евангелия (Марк 16,1-8) заставляет задуматься - оно оканчивается очень странно: "ибо они боялись".

На пасхальном богослужении "Аллилуйя" повторяется три раза.
Литургический цвет Пасхи - белый, как одеяние ангела, как одеяние Господа во время преображения, как сам свет.

19 04 2020

1 воскресенье после Пасхи - Quasimodogeniti

Чтения 

Иоан. 20,19-29
1 Петр. 1,3-9
Иоан. 21,1-14

Название этого воскресенья - от начала латинского антифона, какой употреблялся раньше: Quasi modo geniti infantes, Halleluja, rationabile, sine dolo lac concupiscite. (1 Петра 2:2 "как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко").
Раньше новые члены общины, крещенные в Пасху, неделю ходили в белых одеждах на ежедневные богослужения с более глубоким введением в понимание таинств, и в это воскресенье еще раз в них появлялись на богослужении. Поэтому это воскресенье также называется "белым".
Воскресенье Quasimodogeniti напоминает нам о том новом рождении, которое мы пережили "водою и Духом", т.е. о начале новой жизни во Христе, после нашего физического рождения. Однако перикопы, кроме чтений из посланий, мало связаны с этой темой - евангельское чтение дальше рассказывает о событиях после Пасхи, о встрече воскресшего Иисуса с Фомой "неверующим" (см. русское название "Фомино воскресенье").

25 04 2020

 День Апостола и Евангелиста Марка

Чтения 

Лук. 10,1-9
Деян. 15,36-41
Лук. 10,1-9

Некоторые толкователи предполагают, что евангелист Иоанн Марк сам видел Страстные события, начиная с Тайной Вечери, так как дом, в котором Иисус вечерял с учениками, был его родительским домом. В Писании лишь сообщается о том, что Пётр тоже пошел в дом матери некоего Иоанна Марка, когда ангел освободил его из темницы (Деяния 12:12).
Позже из-за Марка ссорились и разошлись Варнава и Павел перед вторым миссионерским путешествием Павла (Деяния 15:36-41). Павел был разочарован Марком, так как тот не захотел вместе с ним проникнуть в глубь Малой Азии, и теперь он запретил ему сопровождать его в посещении этих новых общин. Однако в послании к Колоссянам Павел отзывается о Марке доброжелательно: "Приветствует вас Аристарх, заключенный вместе со мною, и Марк, племянник Варнавы — о котором вы получили приказания: если придет к вам, примите его, — также Иисус, прозываемый Иустом, оба из обрезанных. Они — единственные сотрудники для Царствия Божия, бывшие мне отрадою" (Колоссянам 4:10-11).
Согласно древне церковному преданию Евангелие от Марка было написано именно этим Иоанном Марком в Риме. Указание на его место пребывания находят в первом послании Петра 5:13: "Приветствует вас избранная, подобно вам, церковь в Вавилоне (т.е. в Риме) и Марк, сын мой". Во втором послании к Тимофею 4:11 Павел велит Тимофею привести с собой Марка. Если это произошло и это послание написано Павлом, то и это место является источником для предположения о месте пребывания Марка.
Если следовать этим размышлениям, то можно исходить из того, что у евангелиста Марка были особо тесные отношения с первой общиной. Согласно преданию, в Риме он был переводчиком Петра и получил из его руки информацию о жизни Иисуса, так что мог начать писать Евангелие, что и община, по преданию, уговаривала его делать.
Евангелие от Марка возвещает нам об Иисусе Христе как о Господе мира.
Символ евангелиста - лев, так как его Евангелие начинается с пустыни, где живут дикие звери.
Умер Марк предположительно в Александрии, где его арестовали во время пасхального богослужения и казнили в следующий день.

26 04 2020

 2 воскресенье после Пасхи - Misericordias Domini

Чтения 

Иоан. 10,11-16
1 Петр. 2,21б-25
Иез. 34,1-16.31

Название этого воскресенья - от начала латинского антифона, какой употреблялся раньше: Misericordias Domini plena est terra. (Пс 32:5 "милости Господней полна земля").
Воскресенье Misericordias Domini стоит под знаком чтения из Евангелия о добром Пастыре. Пастырь заботится о своих овцах, верно следующих на Ним - но это вовсе не идиллия: "пастырь добрый полагает жизнь свою за овец". Ветхозаветное чтение (Иезекииль 34:1-2 (3-9) 10-16.31 показывает, где в Библии корни этого образа: "Потерявшуюся [овцу] отыщу и угнанную возвращу". Нельзя при этом забыть о том, что и ветхо- и новозаветные тексты при этом жестко осуждают лже пастырей, пасущих самих себя. В молитвах мотив Пастыря тоже повторяется. Само собой разумеется, что вступительный псалом - двадцать второй.

03 05 2020

 3 воскресенье после Пасхи - Jubilate

Чтения 

Иоан. 15,1-8
1 Иоан. 5,1-4
Иоан. 16,16.(17-19).20-23а

Название этого воскресенья - от начала латинского антифона: Iubilate Deo, omnis terra! (Пс 65:1 "воскликните Богу, вся земля").
В воскресенье Iubilate читается Евангелие об Иисусе как о виноградной лозе. Тема "новая тварь", однако, не явствует из этого чтения, но из других чтений, в которых описываются изменения, которые произвело и производит воскресение Иисуса из мёртвых. Интересно то, что в качестве ветхозаветного чтения выбран рассказ о сотворении мира по священническому кодексу - здесь мы возвращаемся к тому, что израильский народ познал уже давно: Бог сотворил мир хорошим, безупречным. Разнообразное бедствие на земле восходит к неверным поступкам человека, не исполнившего волю Бога. Христос же теперь сделал нас способными ее исполнять.

10 05 2020

 4 воскресенье после Пасхи - Cantate

Чтения 

Мат. 11,25-30
Кол. 3,12-17
Мат. 21,14-17.(18-22)

Название этого воскресенья - от начала латинского антифона: Cantate Domino canticum novum, quia mirabilia fecit!. (Ps 97:1а).
Воскресенье Cantate - это воскресенье пения, что, однако, не отражается в чтении из Евангелия - "придите ко Мне все труждающиеся и обременённые, и Я успокою вас". Соединить этот текст с темой церковной музыки будет нелегко для проповедника. Скорее другие перикопы останавливаются на песенном ответе общины на дела Бога, т.е. рассказывают о хвале Бога общиной. Как уже воскресенье Iubilate, это воскресенье занимается определенной формой ответа общины, что и следует отражать в богослужении.

17 05 2020

 5 воскресенье после Пасхи - Rogate

Чтения 

Иоан. 16,23б-28.(29-32).33
1 Тим. 2,1-6а
Лук. 11,5-13

Название этого воскресенья ("молитесь!") произошло от обычая ходить по полям и молиться о хорошем урожае. Эти молитвенные шествия были введены в 4 веке в Риме, чтобы вытеснить языческие шествия по полям. Они начинались в воскресенье Rogate и продолжались неделю.
В евангелической Церкви оно также является воскресеньем, посвященным миссионерской работе. С него начинается неделя пожертвований за миссию.
Тема молитвы разнообразно освещается в перикопах. Чтение из Евангелия подбадривает нас к просительной молитве и даёт обетование, что Отец услышит наши прошения. Псалом славит Бога за внимание к нашим молитвам. Из Ветхого Завета читается сильная история о ходатайстве Моисея, которое смогло отвернуть гнев Бога от народа. Те же темы повторяются и в собственно молитвах этого дня.

21 05 2020

 Вознесение Христово

Чтения 

Лук. 24,(44-49).50-53
Деян. 1,3-4.(5-7).8-11
3 Цар. 8,22-28

 

 

В ранней Церкви празднование вознесения Иисуса на небеса было тесно связано с праздником Пасхи. О праздновании Вознесения Христова как самостоятельного праздника через сорок дней после Пасхи (в соответствии с повествованием Луки) свидетельствуют лишь документы от 4 века - например, одна проповедь Златоуста 386 года и рассказ одной паломницы о Иерусалиме - но этот праздник скоро стал очень популярным; его отмечали процессиями, и символически поднимали статую Христа.
Протестантская Церковь переняла праздник и отчасти - образное представление. С наступлением эпохи Просвещения этот праздник был под угрозой, но не был отменен, разве что перенесен на воскресенье Exaudi.

Весть праздника Вознесения говорит о прощании, но и о близости - Иисус уходит из узкого круга учеников, чтобы быть близко всем людям, сидя одесную Бога.
Этот день - день воцарения Господа и установления Его власти над небом и землёй.

Текст из послания (Деяния 1:3-4(5-7)8-11) и из Евангелия от Луки рассказывают одну и ту же историю (написанную одним и тем же автором!), но всё же с разными важными нюансами.
Ветхозаветный текст об освящении Храма Соломоном слабо вписывается в этот контекст - вероятно, он был выбран ради слов в молитве царя: "небо и небо небес не вмещают Тебя".

Слово Иисуса "восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему" (Иоанна 20:17б) теперь исполнилось. Он, Воскресший, наполняет Своей властью небо и землю, объемлет всё видимое и невидимое. Вознесение Христово - праздник воцарения Христа. Он начинает царствовать по правую руку Бога. Он одновременно присутствует посреди Своей Церкви, которой отдает Себя в хлебе и вине, и в то же время вселенная не вместит Его.
Но этот день обретает свое полное значение лишь тогда, когда мы учитываем обетование из Деяний 1:11б - "Сей Иисус, вознёсшийся от вас на небо, придёт таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо". Мы не смотрим вслед уходящему Иисусу, мы можем и должны смотреть вперед на грядущего Иисуса!
На богослужении после чтения рассказа о вознесении гасят пасхальную встречу, которая была символом присутствия Воскресшего среди людей. Ученики остаются в своих домах в смущении, не зная, что будет. Они ждут Духа, обещанного им; это ожидание высказывается в молитвах этого дня и следующего воскресенья Exaudi. Еще 10 дней, и это обещание исполнится.
Литургический цвет по-прежнему белый, цвет света.
Этот четверг представляет собой переломный момент в пасхальном времени, но не его конец. С него начинается время неуверенности, так как теперь Господь ушел, действительно вознесён от учеников, а только в Пятидесятницу снова будет близок в виде Святого Духа. Даже зная о Пятидесятнице и в принципе всегда живя во время Пятитесятницы, мы вполне можем представить себе чувство этой отдаленности от Бога - ведь и сам Иисус пережил за нас эту отдаленность на Кресте. Однако это не уместно в сам день Вознесения, так как этот день - воцарение Иисуса и великий праздник.

24 05 2020

 6 воскресенье после Пасхи - Exaudi

Чтения 

Иоан. 15,26 – 16,4
Еф. 3,14-21
Иоан. 7,37-39

Название этого воскресенья - от начала латинского антифона: Exaudi, Domine, vocem meam, qua clamavi ad te; miserere mei, et exaudi me! (Ps 26:7 "Услышь, Господи, голос мой, которым я взываю, помилуй меня и внемли мне"). "Когда же придет Утешитель, Он будет свидетельствовать о Мне" - и в Утешителе ученики Иисуса нуждаются. В этом отрывке из прощальных речей Иисуса, который является чтением из Евангелия на этот день, говорится и об отвержении людьми, и о гонениях, даже о смерти. Это воскресенье уже направлено к Пятидесятнице - оно подчеркивает прощание, но еще более - положение ожидания, в котором находится община.   Воскресенье Exaudi отражает то напряжение, в котором находились ученики, когда их Господь вознесся на небеса. Они знают об обещании Духа, но еще не испытали Его. Они живут в почти непереносимом напряжении, так как прошлое уже не имеет значения, а будущее еще не имеет силы. Кажется, настоящее, в котором они бессильны, связывает их. В этом напряжении звучит речь Иисуса, напоминание о том, что Он обещает Своего Духа; звучит чтение из Послания о любви Христа, превосходящей всякое познание, и очень близкий к ним ветхозаветный текст из пророка Иеремии, в котором Бог уже обещает заключение нового завета с народом, который будет записан в сердцах.

31 05 2020

 Пятидесятница
Чтения 

Иоан. 14,23-27
Деян. 2,1-18
Иоан. 16,5-15

 

 

Пятидесятница восходит к иудейскому календарю праздников, где она была сначала праздником приношения перво плодов (Исход 23:16). Позже она называется "праздником седмиц" (Исход 34:22) и (вероятно, лишь с меж заветного времени) празднуется через пятьдесят дней после Пасхи (Деяния 2:1).
Церковь уже рано отмечала этот праздник, через пятьдесят дней после Пасхи, как завершение пасхального времени.
С четвертого века этот праздник становится все более самостоятельным днем памяти излияния Святого Духа. Скоро добавилась всенощная, на которой тоже, как до того только на Пасху, крестили.
Одно время этот праздник длился восемь дней (октава), а позже был сокращен до четырех или трех дней.
Протестантская церковь переняла этот праздник, но без всенощной. Он остался особо важным праздником до сих пор.

Повествование о событиях, которые мы празднуем, на этот день находится не в Евангелии, а в Деяниях 2:1-18, и читается как чтение из послания. Рассказ полон странностей. Шум в воздухе и огненные языки ознаменовывают пришествие Духа - участвуют воздух и огонь, две из четырёх стихий. Позже еще добавляется вода: три тысячи человек принимают крещение. Где же четвёртая стихия, земля? Возможно, ее представляют те многочисленные, непроизносимые края мира, перечисленные в 9-11 стихах?
Ветхозаветное чтение (Числа 11:1-12.14-17) рассказывает очень приземлённую пятидесятническую историю. Тут речь идет о регрессии народа ("как нянька носит ребенка", ст. 12), о депрессии Моисея ("то лучше умертви меня") и, наконец, о "демократизации" Божьего Духа: Он берётся от Моисея и распределяется среди старейшин.
Чтение из Евангелия, напротив, говорит о великом и неопределяемом, о том, что Утешитель, Дух Святой, "научит вас всему и напомнит вам всё".

Литургический цвет Пятидесятницы - красный, цвет огня Святого Духа.

07 06 2020

 Троица
Чтения 

Иоан. 3,1-8.(9-15)
Рим. 11,33-36
Ис. 6,1-13

 

В воскресенье после Пятидесятницы евангелическая и католическая Церкви отмечают день Святой Троицы. Этот день входит в группу праздников, не привязанных ни к какому определенному событию из истории Спасения, а посвященных теме христианской веры. Еще в Древней Церкви была потребность в том, чтобы праздновать эту тайну веры - триединство Бога. Это было тесно связано со спорами о божественности Христа и борьбой с арианством.
Литургическое оформление веры в Троицу и особый праздник возникли, вероятнее всего, в бенедиктинских монастырях. В 1334 году Папа Иоанн XII ввел этот праздник официально для всей церкви. Реформаторы его сохранили. Время празднования позволяет понять этот день, как итог событий истории Спасения, которым посвящены великие праздники церковного года. Он как бы проводит догматическую черту под Рождеством (деяние Отца), Пасхой (деяние Сына) и Пятидесятницей (деяние Духа).

Не все тексты для проповеди явно выражают триединства Бога, так как его догматическое оформление произошло уже после написания всех книг Библии. Лишь троичные формулы (такие как "во имя Отца и Сына и Святого Духа) встречаются уже в Новом Завете.
Чтение из Евангелия от Иоанна 3:1-8(9-15) рассказывает о ночном посещении Иисуса Никодимом. В разговоре между ними речь идёт, в принципе, о пятидесятнической теме: "если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие". Послание к Римлянам 11:(32)33-36 прославляет не исследуемую глубину Бога. Ветхозаветное чтение (Исаия 6:1-13) рассказывает о видении пророка Исаии в храме, где серафимы поют Трисвятое - исповедуют святость и славу Бога, перед которой всё сотворённое - и человек тоже - обращается в ничто (ст. 5). Литургический цвет Троицы - белый

 

                                                                       

 

 

                                                                       20 ноября 2019

День покаяния и молитвы (Buß- und Bettag) в Германии — это ритуальный праздник протестантской церкви, уходящий своими корнями в неспокойные времена бедствий и войн. Слово «покаяние» часто создает неверные ассоциации. В этот день речь идет не о покаянии о содеянном в смысле получения наказания за него, а об изменении отношения, возвращении к Богу.

 

24 ноября 2019

Воскресенье Вечности. Это последнее воскресенье церковного года, в которое христиане вспоминают о Последнем Суде и о тех, кто от нас ушел в мир иной. Во время богослужений зачитывают списки прихожан, умерших в минувшем литургическом году.

 

1 декабря 2019

Первый Адвент. Само слово «Адвент» происходит от латинского «adventus» - пришествие. Время Адвента - это преддверие. Мы живем, приближаясь к моменту, когда мы встретим Господа.

 

 

 

 

 

25 лекабря 2019

Рождество Христово - самый трогательный и светлый праздник зимы, в этот день на свет появилось Божье дитя, Иисус Христос.