Церковный год

В мире существует много различных способов, которыми можно измерить время: секунда, минута, час, день, неделя, месяц, год. Даже если мы остановим свое внимание на годе как промежутке времени, столкнемся с великим разнообразием: календарный, лунный, учебный год.
Всем известно,что календарный год начинается 1 января и заканчивается 31 декабря, а, вот, церковный год начинается на четыре недели раньше – первым воскресеньем Адвента и заканчивается Воскресеньем вечности или Днем поминовения усопших.
Церковный год делится на три цикла, определяющиеся великими христианскими праздниками: Рождеством, Пасхой и Троицей (не путать с Пятидесятницей!). Величайшим праздникам предшествует время подготовки и духовного обновления верующих: перед рождественскими праздниками идет Адвент (лат. 'приход'), перед Пасхой – Страстное время, время поста.

В церковном году существуют переходящие и непереходящие, т.е. отмечающиеся в определенные и неизменные дни, праздники. Даты переходящих праздников зависят от исчисления Пасхи. По решению 1 Никейского Собора в 325 г. христианская Пасха празднуется в ближайшее воскресенье после первого весеннего полнолуния, следующего за началом календарной весны (21 марта). Таким образом, Пасха может отмечаться в период с 22 марта по 25 апреля.
Все прочие переходящие праздники зависят от даты Пасхи:
Пепельная среда (46 дней до Пасхи),
Страстная Пятница (2 дня до Пасхи),
Вознесение Христово (39 дней после Пасхи),
Пятидесятница (49 дней после Пасхи).

Церковный год тесно связан с историей спасения. В нем можно встретить праздники, посвященные четырем временам года и восходящим к древнейшим временам истории человечества. Праздник урожая и День покаяния и молитвы, которые нам знакомы сегодня, отражают эту старую периодизацию.
Напоминание о пути Бога с народом израильским в Ветхом Завете тоже находит свое отражение в церковном году. Христианская Пасха неразрывно связана с иудейской Пасхой (исходом из Египта). Страстное время или время поста, длящееся 40 дней, напоминает нам о 40 годах, проведенных народом израильским в пустыне. К Пасхе можно начать готовиться и за 70 дней. Об этом свидетельствует воскресенье, носящее название Septuagesimae (семьдесят). В течение 70 лет израильтяне находились в вавилонском пленении.
Но больше всего церковный год характеризуется праздниками, связанными с Христом. Рождество – Христос становится человеком. Пасха – Христос воскресает. Вознесение – Христос становится Господом всех господ и сидит одесную Бога.
Церковный год, однако, вводит нас и в историю христианства. Пятидесятница – праздник церкви. Святой Дух идет в мир с вестниками, несущими Евангелие. Так в церковном году мы отмечаем 31 октября – День Реформации. 31 октября 1517 года Мартин Лютер прибивает к дверям дворцовой церкви в Виттенберге свои 95 тезисов.
И в конце концов, в заключение церковного года наши взгляды устремляются на завершение этого мира в вечном Царствии Божьем. Последнее воскресенье церковного года так и называется Воскресеньем вечности.

Литургические цвета

На протяжении церковного года алтарь и церковную кафедру украшают параментами (покровами) разных цветов. Каждому воскресному и праздничному дню соответствует свой литургический цвет, отражающий суть этого дня. В лютеранской церкви принято использовать пять цветов:

белый – цвет чистоты, света и победы, цвет великих Христовых праздников, например, Рождества, Богоявления, Чистого четверга, Пасхи и Вознесения;

фиолетовый – цвет покаяния и поста, например, Адвента и Страстного времени;

красный – цвет огня, духа, церкви и крови, цвет Пятидесятницы, Дня апостолов Петра и Павла, Дня Реформации, а также таких праздников общины, как конфирмация, освящение церкви, ординация;

черный – цвет смерти и скорби, цвет Страстной пятницы и Страстной субботы;

зеленый – цвет надежды и ожидания, роста и созревания, цвет времени Богоявления, времени Троицы и Праздника урожая.

 

Важнейшие церковные даты 2020 года.

01 01 2020

Новый год, День обрезания и наречения имени Господня

Чтения 

Лук. 4,16-21 или Лук. 2,21

Иак. 4,13-15.(16-17) или Гал. 3,26-29

Иоан. 14,1-6 или Быт. 17,1-8

В древней Церкви был обычай трехдневного поста с богослужениями покаяния в начале нового года. Римляне языческой веры в третьем веке праздновали с 17-24 декабря "сатурналии", заканчивающиеся бурным праздником в честь "непобедимого солнца" (см. Рождество). Христианская Церковь также отмечала Рождество Господа в течение семи дней, но заканчивая не оргией, а покаянием и обращением к Богу, имеющему власть над временем.
По хронологии на 1 января попадается день, в который Младенец был обрезан и наречён Иисусом. Это событие начали литургически отмечать только в шестом веке - сначала в Испании и Галлии, позже и в Риме.
Мартин Лютер тоже очень ценил именно этот смысл Нового года. Он высказывался против того, чтобы "с кафедры раздавать новый год", тем более что истинное начало года для Лютера - Рождество.Однако в течение 17 века этот смысл был утерян в протестантской церкви за счет Нового года, тем более что Новый год, день нового начала, является, вероятно, самым важным светским праздником.
Литургический свет - белый, так как Новый год - не отдельный праздник, а день, входящий в рождественское время.
Уместнее всего - праздновать Новый год в церкви именно как день обрезания и наречения имени Иисуса. Если же праздновать его как день Нового года, то читается текст из послания Иакова о том, что не мы держим в руке свое будущее, а один лишь Бог. Из него взяты известные слова "если угодно будет Господу и живы будем". Также эта тема присутствует  и в ветхозаветном чтении, в котором Божьи порядки являются ключом к тому, чтобы Бог был с Иисусом Навином во всём, что он будет делать. Еще раз подчеркивается, что человек может много чего придумать, но Бог направит его шаги. Таким образом мы хоть и не марионетки, но будет полезно осознать, что мы в своих стараниях не одни. Сюда присоединяется и мотив имени Иисуса - связанное с Его обрезанием, - имени, в котором преклонятся все колени.

05 01 2020

2 воскресенье после Рождества
Чтения 
Лук. 2,41-52
1 Иоан. 5,11-13
Иоан. 1,43-51

Второе воскресенье после Рождества отмечается только, если между 1 и 6 января попадается еще одно воскресенье. Оно находится между Рождеством, Новым годом и Богоявлением и использует мотивы, встречающиеся в эти дни. Евангелие на второе воскресенье после Рождества говорит уже о подростковом возрасте Иисуса: двенадцатилетний Иисус во храме не только напугал родителей, но и вызвал восхищение среди ученых Своего народа. Главная мысль в том, что Иисус - Сын Божий: "или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?" Чтение из Ветхого Завета - Исаия 61:1-3(4.9)11.10 - тот текст, который Иисус относит к себе в Своей первой проповеди в Назарете: "Он послал Меня исцелять сокрушённых сердцем..." Чтение из послания еще раз подчеркивает, что вечная жизнь есть только через Иисуса Христа, Сына Божьего. Богослужение пронизано одновременно мотивом воплощения (Рождество) и света во тьме (Богоявление).

06 01 2020

Богоявление, Крещение Господне
 Чтения
Мат. 2,1-12
Еф. 3,2-6
Иоан. 1,15-18

Если на Рождество мы размышляем о том, что Бог стал человеком и таким образом уничижил Себя, то на праздник Богоявления мы подчеркиваем, что это действительно Царь, Господь, Бог обращается к людям в Иисусе и воздвигает Свое царство над миром: волхвы приходят, чтобы поклоняться "родившему Царю иудейскому"; они приносят Ему царские подарки. Глас с неба во время крещения Иисуса произносит адопционную формулу - это означает передачу власти, воцарение. Евангельские чтения на воскресенья, следующие после Богоявления, будут освещать разные аспекты полноты власти Иисуса. С самого начала с этим праздником связан мотив света. С ним связана идея миссионерства - звезда указывает путь к Иисусу языческим волхвам. Чудесная звезда богоявления приносит свет, ясность и радость и в жизнь отдельного верующего. Истоки этого праздника - в Египте, где Церковь противопоставила свой собственный праздник празднику одной гностической секты, которая видела в крещении Иисуса истинное зачатие и рождение Христа. Гностики в свою очередь использовали (примерную) дату языческого праздника, в который египтяне отмечали рождение Айона, бога солнца, черпая воду из Нила. Христианский же праздник египетской Церкви был посвящен как рождению, так и крещению Иисуса до тех пор, пока не перенимали 25 декабря как дату Рождества от западной Церкви, а 6 января осталось днем Крещения Иисуса. В западной Церкви же главной темой этого праздника стало поклонение волхвов. У Матфея не уточняются число или, тем более, имена волхвов, но позже стали считать, что их было трое по количеству их даров. Еще позже их стали называть царями и придали им имена: Бальтазар, Мельхиор и Каспар. Таким образом 6 января все больше приобрело характер праздник в честь святых ("трех святых царей"). Чтения на этот день поддерживают память о поклонении волхвов и о том, что приход язычников с дарами был уже предсказан в Ветхом Завете. Послание также говорит о том, что язычники стали сонаследниками и были присоединены к Божьему народу.
Собственно крещение Иисуса рассматривается поближе в первое воскресенье после Богоявление.
Литургический цвет Богоявления - белый.

12 01 2020

1 воскресенье после Богоявления

 Чтения
Мат. 3,13-17
Рим. 12,1-3.(4-8)
Мат. 4,12-17

На характер воскресений между Богоявлением и началом пасхального круга еще влияет свет праздника Богоявления, так что в определенном смысле их можно назвать "временем Богоявления". Их число варьирует от одного - если Пасха очень ранняя, а именно приходится на 22 или 23 марта - до шести в случае, если Пасха приходится на 22-25 апреля. Литургический цвет этих воскресений (кроме последнего) - зелёный.

В первое воскресенье после Богоявления - как и в католической Церкви - в центре стоит крещение Иисуса, которое раньше также отмечали в сам день Богоявления. Из Евангелия, соответственно, читается Матфей 3:13-17, что раньше было вторым евангельским чтением на день Богоявления.
Ветхозаветный текст - Песнь о Рабе Божьем, Исаия 42:1-4(5-9). Мы можем читать глас с неба, звучащий при крещении Иисуса, как краткое содержание этой Песни. В ней уже говорится и о дальнейшей деятельности и вести Мессии, которым оказался Иисус. Своей вестью Он изменил мир, призвав людей: покайтесь, вернитесь, обратитесь к Богу, Который через Иисуса изгладил ваши грехи.
Близко к этому и чтение из Послания, которое также призывает нас понимать крещение как обновление. Все остальные тексты проприя также говорят о теме крещения.

19 01 2020

2 воскресенье после Богоявления
Чтения
Иоан. 2,1-11
Рим. 12,(4-8).9-16
Исх. 33,17-23

Предыдущее воскресенье было посвящено крещению Иисуса, т.е. Его "введению в должность" или, лучше сказать" Его "призванию к служению". И уже в это, второе воскресенье, на первый план выдвигается его деятельность "Подателя радости". Это связано не столько с тем, что люди, выбравшие чтения, посчитали жизнерадостность самым важным, сколько с тем, что в Евангелии от Иоанна открытыми словами говорится, что чудо на свадьбе в Кане было первым чудом Иисуса. Таким образом оно представляет собой начало и торжественное открытие Его деятельности, откровение Его славы (см. Богоявление), полноты власти Сына Божьего.
Ветхозаветное чтение находится в несколько напряженном отношении к этой теме. Моисею можно всего лишь смотреть "в спину" Божьей славы; Бог милостиво запрещает ему увидеть Его лицо непосредственно.
Молитвы акцентируют мотив превращения: недостатка в полноту, скорби в радость, ссоры в мир. Лозунг на неделю предлагает провести (неоднозначную) параллель между превращением воды в вино и соотношением Закона и Евангелия.
Мотив радости, традиционно связанный с образами вина, виноградной лозы, свадьбы, должен звучать и в хоралах.
Он затрагивается и в Послании, в котором, однако, главная тема - Закон Христов.
В следующие воскресенья тоже говорится преимущественно о чудесах Иисуса, и они показывают Его каждый раз в другом свете, а в конечном итоге - как Хозяина всего творения.

25 01 2020

 День обращения Апостола Павла
Чтения
Мат. 19,27-30
Деян. 9,1-19а
Мат. 19,27-30

В тот час под Дамаском произошло нечто имеющее уникальное значение для христианской Церкви: Савл, фарисей, безупречный по Закону, преследовавший христианскую общину среди иудеев - он получает призвание и становится апостолом язычников, возвещающим Евангелие.
Апостол Павел родился как Савл в иудейской семье в г. Тарсе на юго-востоке Малой Азии. Он имел римское гражданство. Его воспитали строго в вере отцов. Ветоятнее всего, его родители пользовались греческом переводом Ветхого Завета, Септуагинтой (=LXX), так как греческий был повсеместным обиходным языком, и Павел всегда цитирует Писание по LXX Особенно его привлекал фарисеизм, так что он еще в юности пришел в Иерусалим и учился у знаменитого Гамалиила. Он научился раввинскому искусству толкования Писания, занимался Писанием на языке оригинала, древнееврейском, и к тому же выучил арамейский, язык Иисуса. Должно быть, при земной жизни Иисуса Павел уже услышал о Нем как о великом чудотворце и целителе, но его никак внутренне не тронула христианская весть.  Как он относился к растущей христианской общине, мы знаем из рассказа о смерти Стефана: Савл одобрял его казнь. (Деяния 8:1) Павел хотел сохранить в чистоте учение и предание Божьего народа. Поэтому он отправился в Дамаск, снабженный полномочием от синедриона, чтобы арестовать христиан и привести их в Иерусалим на допрос. Но когда Павел по пути встретил Господа в видении, он ослеп. Анания, христианин из Дамаска, исцелил Павла от слепоты, возложив на него руки. Правда, Анания сделал это не из любви к Павлу, а из любви к Господу, требующему этот поступок от него. О Павле он многое знал из рассказов других и боялся его (Деяния 9:1-18). На примере Павла мы видим, насколько конкретно и с какой властью Бог может вмешиваться в жизнь этого мира. Самому большому гонителю Он не дал погибнуть, а сделал из него борца за Евангелия среди народов.

26 01 2020

3 воскресенье после Богоявления
Чтения
Мат. 8,5-13
Рим. 1,16-17
Иоан. 4,46-54

Иди туда! Иди туда" Так же, как римский офицер отдает команды своим солдатам, так у Сына Божьего есть власть над силами болезни и смерти. К знамению превращения добавляется знамение исцеления. И в исцелениях тоже - именно в них! - открывается слава Сына Божьего. Кроме того, тексты этого воскресенья показывают нам внимание Иисуса к язычникам, не-иудеям. Тексты для проповеди в этот день исключительно близки к теме, хотя ветхозаветный текст, конечно, не может говорить об Иисусе. Но и этот текст говорит о том, как Бог обращает внимание на язычников. В чтении из Послания Павел говорит об оправдании иудеев и язычников по вере и этим формулирует то высказывание, что стало ключевой точкой теологического мышления для Лютера и для реформации.

02 02 2020

Сретение Господнe
Чтения 

 Лук. 2,22-24.(25-35)

Евр. 2,14-18
Лук. 2,22-24.(25-35)
Текст проповеди: Через сорок дней после рождения Господа христианская Церковь отмечает день Его посвящения в храме (как первенца, Лука 2:22-24). С 8 века общины совершали в этот день большие процессии со свечами. В римско-католической Церкви в этот день также освящают свечи. Протестантская Церковь переняла этот день, потому что дата засвидетельствована в Евангелии и потому, что из этого дня тоже явствует, что Иисус с самого рождения был человеком, подчиненным Закону. Рассказ о сретении связан с пророческими словами, которые произносят старица Анна и старец Симеон (см. 1 воскресенье после Рождества). Симеон видит, что во встрече с Младенцем исполнилось обетование Бога, данное ему лично - что он не умрёт, пока не увидит Спасителя. Он славит Бога за то, что увидел свет язычников, уготованный Богом в славу израильского народа. Он предугадывает путь спасения через великую жертву Иисуса и поэтому пророчествует молодой матери: и Тебе Самой оружие пройдет душу (Лука 2:35); он знает, что Иисус вызовет большого протеста в Своем народе Израиле. Анна - сама пророчица и уже давно не отходила от храма, где она служила Господу молитвой и постом. Она тоже видит в Младенце "спасение Иерусалима" и говорит об этом народу (Лука 2:36-40). Этот день предоставляет нам, протестантским христианам, возможность задуматься о месте Марии в тех событиях, которые Бог производит с людьми. Она - не просто женщина среди многих; она избрана быть матерью Сына Божьего, так что уже очень рано ей были приданы титулы "Богоматерь" и "Богородица". Мы сделаем правильно, почитая ее память и не забывая о ней из страха перед неправильным человекопоклонством. Само Евангелие напоминает нам о ней, в том числе именно стоящей под Крестом, где Господь поручает любимому ученику заботу о ней. Литургический цвет Сретения - белый, так как это праздник в честь Христа.

09 02 2020

 3 воскресенье перед Страстным временем - Septuagesimae

Чтения 

Мат. 20,1-16
1 Кор. 9,24-27
Лук. 17,7-10

"Бегите так, чтобы получить венец" - возможно, выбор этого "спортивного" чтения из Послания, а также чтение из Евангелия о работниках в винограднике, связан с тем, что в древней Римской церкви в это воскресенье были выбраны и представлены епископу те, кому предстояло в Пасху креститься.
С воскресения Septuagesimae начинается подготовка к Великому Посту. Название указывает на период в 70 дней. Эти 70 дней заканчиваются воскресеньем Quasimodogeniti после Пасхи, а значит, содержат в себе и светлую неделю. Это показывает, что подготовка к Великому Посту, как и сам Пост, существует не для того, чтобы человек мучил себя, а скорее для того, чтобы в страданиях распознать Бога. Тема "награда и благодать" исходит из чтения из Евангелия - притчи о работниках в винограднике. Главная суть - различение награды и благодати: награду зарабатывают, ее размер можно вычислить. Благодать ни заработать, ни вычислить невозможно. В целом в это воскресенье начинается тема следования за Иисусом, которая будет определять и следующие воскресенья вплоть до Пасхи. Литургический свет воскресений перед Страстным временем - зелёный. По старой традиции уже с этого воскресенья до самой Пасхи не поют "Аллилуйя".

16 02 2020

 2 воскресенье перед Страстным временем - Sexagesimae

Чтения 

Лук. 8,4-8.(9-15)
Евр. 4,12-13
Мар. 4,26-29

Над воскресеньем Sexagesimae стоит притча о сеятеле, и поэтому в этот день мы особо останавливаемся на то, как действует Бог и Его Слово. Она завершается призывом услышать это Слово. Но этим рассказ не заканчивается - ученики задают еще вопросы и получают подробное толкование притчи, которого не следует лишать нынешний слушателей.
Ветхозаветное чтение тоже содержит притчу, описывающую действие Божьего Слова в аналогии с процессами в природе. В чтении из Послания выбран скорее военно-юридический образ: в послании к Евреям 4:12-13 Слово Божье сравнивается с "обоюдоострым мечом". Значит, центральная тема этого воскресенья - Слово Божье. В молитвах это выражено очень поэтично, в стихе на неделю весть этого воскресенья содержится кратко и метко.

23 02 2020

Воскресенье перед Страстным временем - Quinquagesimae/Estomihi

Чтения 

Мар. 8,31-38
1 Кор. 13,1-13
Лук. 10,38-42
1 Коринфянам 13,1-13:
1 Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая или кимвал звучащий.
2 Если имею [дар] пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что [могу] и горы переставлять, а не имею любви,-- то я ничто.
3 И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы.
4 Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится,
5 не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла,
6 не радуется неправде, а сорадуется истине;
7 все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.
8 Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упраздняться.
9 Ибо мы отчасти знаем, и отчасти пророчествуем;
10 когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится.
11 Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое.
12 Теперь мы видим как бы сквозь [тусклое] стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан.
13 А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше.
Лук. 10,38-42

Название Estomihi произошло из латинских слов антифона к вступительному псалму: esto mihi in lapidem fortissimum et in domum munitam ut salves me (Псалом 30, 3б "будь мне каменною твердынею, домом прибежища, чтобы спасти меня").
В это воскресенье напряжение снова возрастает, так как делается акцент на страдании как на важной части Спасения и следования за Иисусом. Чтение из Евангелия на это воскресенье содержит два важных высказывания: предсказание Иисуса о Своих страданиях и призыв к следованию за Иисусом под Крестом: "кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее" (Марк 8:35б).
Чтение же из Послания - гимн о любви (1 Коринфянам 13). Конечно, любовь и ученичество тесно связаны друг с другом, но молитвы по-разному акцентируют эти две темы.
А ветхозаветное чтение добавляет еще критику культа, ставя важный акцент перед Великим Постом.
В эту неделю важно то, что в Пепельную среду начинается Великий Пост.

26 02 2020

 Пепельная среда - начало Страстного времени

Чтения 

Мат. 6,16-21
2 Петр. 1,2-11
Иоил. 2,12-19

Как по протестантской, так и по католической традиции в этот день начинаются сорок дней Великого Поста перед Пасхой.
Уже с 4 века есть разные свидетельства о 40 днях подготовления к Пасхе. Но их исчисление и оформление варьировало. В Риме эти сорок дней изначально начались за 6 недель до Пасхи и были временем покаяния для тех, кто совершил тяжкие грехи. В Чистий Четверг этих кающихся принимали обратно в церковь. Позже это время все больше превратилось в Пост, и пришлось адаптировать к этой новой сути и исчисление сорока дней: Были включены Страстная пятница и суббота, а исключены 6 воскресений, т.к. по воскресеньям не постились. На востоке из Поста были исключены и субботы и воскресенья, что привело к большей длительности Поста.
В протестантской среде эти сорок дней называются Страстным временем, т.к. их определяет мотив страданий Иисуса. Изначально Страсти Христовы рассматривались особо интенсивно только в Страстную неделю, в средние века Страстным временем были две недели перед Пасхой. Также Страсти Христовы были темой воскресенья Iudica за 5 недель до Пасхи. Мы следуем порядку чтений 1978 года и называем Страстным временем весь Великий Пост.

Срок в сорок дней взят из многочисленных библейских текстов, в которых такой срок - а иногда и 40 лет - имеет особое значение. Все это - времена перехода, подготовки и очищения. В Древней Церкви крещаемые входили в новую стадию подготовку к крещению в начале этих сорока дней и интенсивно готовились к крещению, предстоящему в пасхальную ночь.

Название Пепельной Среды возникло потому, что в  древней Церкви этот день начала Сорока Дней кающиеся посыпали себе голову пеплом. Все больше прихожан участвовали в этом обряде из солидарности с ними. В римско-католической церкви прихожане и сейчас получают пепельный крест на лоб. Пепел напоминает о тленности всего земного.
Реформаторы отменили обряд с пеплом, так как к тому моменту все действия, связанные с Пепельной средой и Постом, стали настолько материальными, что духовного содержания уже было невозможно распознать.
К нашему времени заметили, что время поста вполне может быть и евангелическим.
На Пепельную среду рекомендуется богослужение покаяния или общинная исповедь. Литургические тексты можно и поменять местами с теми, которые прописаны на следующее воскресенье Invocavit. Их тема - покаяние, пост и христианская жизнь.
Бог призывает нас к посту, смягчающему нужду бедных и угнетённых и порождающему или поддерживающему справедливость и мир. Значит, имеется в виду не радикальный отказ от определенных продуктов питания и другие практики самоограничения - они могут быть, но чтение из Евангелия предостерегает от опасности: такие практики не должны быть направлены на то, чтобы впечатлять окружающих.

Литургический цвет всего Великого Поста - фиолетовый.
На протяжении всего Великого Поста не поётся "аллилуйя" и "Слава в вышних Богу".

01 03 2020

 1 воскресенье Страстного времени - Invocavit

Чтения 

Мат. 4,1-11
Евр. 4,14-16
Быт. 3,1-19.(20-24)

Название этого воскресенья - от начала латинского антифона:  "Invocavit me, et ergo exaudiam eum" (Псалом 90:15 "воззовет ко Мне, и услышу его").
Тема этого воскресенья заявляется в чтении из послания к Евреям: Иисус был искушен точно так же, как мы, но не согрешил. Этому соответствуют и другие тексты. Ветхозаветное чтение - о том, как человеческие мужчина и женщина поддались заманчивым обещаниям змея в Божьем саду. Этому противопоставлено чтение из Евангелия - история о том, как Иисус смог противостоять заманчивости зла после сорока дней поста в пустыне. Явна связь с практикой сорока дней поста, покаяния и подготовки к крещению. Стих на неделю призывает нас задуматься о том, где "дела диавола" проявляются в наши дни и как Христос разрушит их. В этих размышлениях нам помогут молитвы и хоралы на это воскресенье.

08 03 2020

2 воскресенье Страстного времени - Reminiscere

Чтения 

Мар. 12,1-12
Рим. 5,1-5.(6-11)

Римлянам 5,1-5.(6-11):
1 Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа,
2 через Которого верою и получили мы доступ к той благодати, в которой стоим и хвалимся надеждою славы Божией.
3 И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение,
4 от терпения опытность, от опытности надежда,
5 а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам.
6 Ибо Христос, когда еще мы были немощны, в определенное время умер за нечестивых.
7 Ибо едва ли кто умрет за праведника; разве за благодетеля, может быть, кто и решится умереть.
8 Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками.
9 Посему тем более ныне, будучи оправданы Кровию Его, спасемся Им от гнева.
10 Ибо если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его, то тем более, примирившись, спасемся жизнью Его.
11 И не довольно сего, но и хвалимся Богом чрез Господа нашего Иисуса Христа, посредством Которого мы получили ныне примирение.

Мат. 12,38-42

Название этого воскресенья - от начала латинского антифона:   "Reminiscere miserationum tuarum, Domine, et misericordiarum tuarum quae e saeculo sunt." (Пс 25:6 "Вспомни щедроты Твои, Господи, и милости Твои, ибо они от века").
Этот молитвенный вопль словно сам срывается с уст ввиду жестких текстов чтений. Из Евангелия - притча о злых виноградарях, из Ветхого Завета - Песнь пророка Исаии о винограднике (5:1-7). Речь идет об отношениях между Богом и человеком. Зная, что они делают, виноградари убивают сына хозяина в надежде, что присвоят всё наследие. И ведь дело не в том, чтобы отнести эту притчу только к народу первого Завета. Очевидно, она указывает на то, что люди, которым Бог передал какую-либо ответственность (а это - каждый человек, это - и христиане, и Церковь), предпочитают рассматривать доверенное как свою собственность пренебречь правами Бога (а значит, и Его властью). Вопрос этого воскресенья и этой неделей - это, значит, вопрос о наших отношениях с Богом. Поэтому и молитвы, и хоралы содержат вопль о милости и помиловании. Мы не можем мерить ответственность других и их отношения с Богом. Остается только в молитвенном настрое, какой задают эти молитвы, задумываться о своих собственных отношениях с Богом - и, если нужно, делать выводы на практике.
"Евангелие" как весть об уже совершившейся милости Бога звучит в это воскресенье в чтении из Послания: "итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа".

15 03 2020

 3 воскресенье Страстного времени - Oculi

Чтения 

Лук. 9,57-62
Еф. 5,1-9
Мар. 12,41-44

Название этого воскресенья - от начала латинского антифона:  "Oculi mei semper ad Dominum, quoniam ipse evellet de laqueo pedes meos" (Пс 24:15 "Очи мои всегда к Господу, ибо Он извлекает из сети ноги мои").
В сочетании с этим стихом из псалма, из Евангелия снова читается жёсткий текст. Кто оглядывается на узы, которые привязывают его к прошлому, тот негоден для Царства Божьего. Сын Человеческий - "бездомный" на земле, и кто хочет за Ним следовать, должен оставить свой "дом" - безопасность, порядок, тепло - без всяких оглядок. Это одна из самых жёстких формулировок призыва к следованию за Иисусом - неудивительно, что отклик в молитвах дня скорее робок. Чтение из послания идет на шаг дальше - там формулируются новые "правила дома" для Божьих детей - однако с предостережением от домашнего общения неверного характера. О том, с чем человек рискует встретиться на этом пути, рассказывает ветхозаветное чтение: Илие пришлось бежать в пустыню без домов.

22 03 2020

4 воскресенье Страстного времени - Laetare
Чтения 

Название этого воскресенья - от начала латинского антифона:  "Laetare cum Jerusalem, et exsultate in ea, omnes qui diligitis eam" - "возвеселитесь с Иерусалимом и радуйтесь о нём, все любящие его!" (Ис 66:10)
Этому духу соответствуют чтения из Послания ("Бог, утешающий нас во всякой скорби") и из Ветхого Завета ("если даже горы сдвинутся...").
Воскресенье Laetare находится в середине Великого Поста.Тут мы как бы останавливаемся, переводим дыхание на тяжёлом пути "восхождения в Иерусалим". Призыв к следованию за Иисусом не отменяется и не откладывается, в этом не оставляет сомнение чтение из Евангелия ("где Я, там и слуга Мой будет"). Но уже ясно встаёт перед глазами цель: слава, радость, плод. Образ пшеничного зерна становится притчей, описывающей следование за Христом. В то же время он напоминает рассказ об умножении хлебов, который раньше читали в это воскресенье, и на тексты для проповеди о хлебе жизни.

С 16 века есть свидетельства об обычае заменить на это воскресенье фиолетовый литургический цвет розовым - как бы разбавить его белым цветом грядущей Пасхи.
В это "розовое воскресенье" Папа римский освящал золотую розу и вручал ее выдающимся личностям. В древней Церкви на 4 воскресенье Поста совершался над крещаемыми обряд "еффафа" ("отверзитесь, уши и уста").

25 03 2020

Благовещение
Чтения 
Лук. 1,26-38
Гал. 4,4-7
Лук. 1,26-38

Раньше, когда на богослужении пелись слова Символа веры "рожденный Девой Марией от Святого Духа в вере", то воины обычно вставали и пели эти строки, обнажив мечи, чтобы показать, что Церковь готова защищать это положение веры против всякой мирской мудрости.
В Марии, девственной матери, уважение получает любая женщина. Ангел из небесных воинств возвестил Марии, что она зачнёт от Святого Духа и родит Сына. Мария, хоть и поражённая вестью ангела, отвечает не как безвольный объект. а сообщает о своей собственной воле и о своей готовности к тому, что ей было возвещено: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. (Лк 1:38)
Церковь встроила песнь Марии в вечерню, и таким образом сбылось высказывание: отныне будут ублажать Меня все роды. (Лк 1:48б)
Если этот день попадает на воскресенье в Великий Пост, то праздник отмечают либо накануне, либо в неделе этого воскресенья. Если дата - в Страстной неделе, то праздник переносится на будний день в неделю после воскресенья  Quasimodogeniti.
Литургический цвет Благовещения - белый, так как это праздник в честь Христа.

29 03 2020

5 воскресенье Страстного времени - Judica

Чтения 

Мар. 10,35-45
Евр. 5,7-9
Быт. 22,1-13

Название этого воскресенья - от начала латинского антифона:  "Judica me, Deus, et discerne causam meam de gente non sancta" (Пс 42:1 "Суди меня, Боже, и вступись в тяжбу мою с народом недобрым")
Тему этого воскресенья задает прежде всего чтение из Послания: Иисус в Своей жизни и деятельности отдавал Себя Богу и людям - речь открытым текстом идёт о "днях Его земной жизни" - и эта самоотдача достигает своего пика и завершения в страдании и крестной смерти. Евангелие - о споре учеников о том, кто из них больший, на который Иисус дает соответствующий ответ о самоотдаче и служении. Ветхозаветное соответствие создает большое напряжение - речь идет о том, как Авраам приносит в жертву своего сына Исаака, а Бог в последнюю минуту предотвращает это жертвоприношение.
Все три тексты объединяет лозунг на неделю.
Согласно более старому порядку, с этого воскресенья начиналось Страстное время в узком смысле. Алтарные крест и изображения завешивались платками - глаза тоже должны были "поститься" в знак покаяния.
По традиции, начиная с этого воскресенья, до Великой субботы уже не поют и строфу "Слава Отцу и Сыну и Святому Духу", которая обычно добавляется к каждому псалму. По старому обычаю, с этого воскресенья начинается Страстное время в узком смысле. Однако в новой агенде Gloria Patri умолкает лишь на Страстную неделю, начиная с Вербного воскресенья.

05 04 2020

Вербное воскресенье

Чтения 

Иоан. 12,12-19
Фил. 2,5-11
Мар. 14,3-9
Текст проповеди:

Латинское название этого воскресенья - Palmarum - от обычая приветствовать царя или воеводу, въезжающего в город, пальмовыми ветвями.
Даже если пророчество из книги Захарии 9:9 известно, все равно въезд в город на осле остаётся противоречивым жестом. "Ученики Его сперва не поняли этого", говорится в Евангелии (Иоанн 12:16). А мы поняли?
Чтение из Послания - великий гимн Христу (Филиппийцам 2:5-11) - дает нам возможность для толкования: "Царский" путь Сына Божьего ведет через глубочайшее унижение к славе, к прославлению всеми людьми.
Ветхозаветное чтение - песнь страдающего Раба Божьего - придаёт унижению конкретные черты. Речь о позоре и плевках, об ударах в спину и в щёки - но и о близости Судьи, перед которым мучители распадутся, как одежда, пораженная молью.

Крестный ход (процессия) в вербное воскресенье сначала стал обычаем в Иерусалиме, а с 8 века и в Европе. Люди брали с собой зеленеющие ветви, предварительно благословленные. В католической Церкви и сейчас Великая Неделя начинается с благословения пальмовых веток и процессии.

От Вербного воскресенья до Великой Субботы опускаются не только "Аллилуйя" и "Слава в вышних Богу", но и "Слава Отцу...".

09 04 2020

 Великий четверг

Чтения 

Иоан. 13,1-15
1 Кор. 11,23-26
Мар. 14,17-26

 

 

"Сие творите в воспоминание Моё": в Великий четверг мы помним о том, что произошло "в ту ночь, в которую Он предан был" - и таким образом о том, что христиан объединяет в первую очередь не "интерпретация и аргументация" (Йоханн-Баптист Метц), а общая Трапеза.
Совершение Трапезы до сих пор является центральным элементом христианского богослужения, укоренённым в практике самого Иисуса. Накануне Его смерти христианство помнит об установлении святого Причастия, которое является одновременно памятью о Его жизни, страдании и смерти и о Его воскресении и возвышении.
Поэтому сегодня собственно повествование о событии читается из Послания (1 Коринфянам 11:23-36) - считается, что это самый древний рассказ об этой Трапезе. Чтение из Евангелии - об омовении ног. Это придает данному празднику еще один аспект. Можно говорить и о толковании Причастия: общность трапезы реализуется в общности служения и любви.
Ветхозаветное чтение рассказывает о иудейских корнях Причастия - об установлении иудейской Пасхи.

Богослужение вечером Чистого четверга открывает собственно сердцевину пасхальных дней, Святого Триединства о страдании, смерти и воскресении Господа (triduum sacrum). Особый характер именно этого богослужения выражается тем, что во время открытия "Слава в вышних Богу" поётся под звон всех колоколов, которые после этого умолкают до пасхального утра.
Однако "аллилуйя" и "Слава Отцу и Сыну и Святому Духу" не поется и сегодня. Литургический цвет - белый.
Во многих общинах принято в этот четверг после Причастия убрать всё с алтаря. Изначально смысл был практический: парамент стелили на алтарь только для Евхаристии. Теперь это действие символизирует обнажённость Христа на Кресте.
После этого богослужения орган молчит до гимна о воскресении Христа в пасхальной ночи. Таким образом мы стараемся передать хотя бы отголосок той оставленности, которую Иисус пережил в Гефсимании и на Кресте.
Есть две версии происхождения немецкого названия этого дня Gründonnerstag. По первой (которой придерживаются авторы агенды), слово произошло от средневерхненемецкого gronan - плакать, рыдать. В Великий четверг "плачущие" кающиеся, которые были изгнаны из Церкви в пепельную среду, принимались обратно. По второй версии слово grün - зелёный обозначает то, что в этот день овощи и зелень составляет основную часть питания постящихся, в то время как в Страстную пятницу в идеале вообще не едят (или только хлеб, воду и фрукты). В пользу этой версии говорит то, что во многих местностях принято приготовить на Великий четверг именно блюда зеленого цвета, однако эта традиция могла возникнуть и "задним" числом.

10 04 202

Страстная пятница

Чтения 

Иоан. 19,16-30
2 Кор. 5,(14-18).19-21
Лук. 23,33-49

Как заголовок над текстами этого дня стоит антифон к вводному псалму (Флп 2:8 или 2:10.8б) вместе с 21 псалмом, которым Иисус по библейскому преданию молится в час смерти. Из Евангелия читают отрывок из Страстной истории по Иоанну (можно и прочитать всю Страстную историю), из Ветхого Завета - Песнь о страдании Раба Божьего за других, а из Послания - о том, как Творец примирил с Собой творение во Христе - мощное утверждение, которое ни одна теология еще полностью не догнала.
Страстную пятницу, вероятно, отмечали уже первые христиане - но не богослужением, а как день скорби и поста, продолжающегося и в субботу. Этот характер он сохранил на протяжение веков. Уже Тертуллиан (конец 2 века) свидетельствует о том, что в этот день соблюдали строгий пост.
В четвёртом веке в Иерусалиме в Страстную пятницу почитали святой Крест и проводили литургию Слова в час смерти Иисуса. В католической Церкви до сих пор в этот день не проводят Евхаристию, а особое богослужение во второй половине дня, на котором соениняют литургию Слова с великими просительными молитвами этот день, почитание Креста и Причастие.

В благочестии евангелических христиан этому дню придается особенно большое значение - зачастую его как день соврешения нашего спасения даже называют самим великим праздником в церковном году. И это несмотря на то, что протестантские церкви вначале лишь отчасти перенимали Страстную пятницу как церковный праздник. В 17 веке его возродили как день покаяния, однако он при этом лишился своего первоначального характера. Раньше эта пятница была единственным днем в году, в который нигде не проводилось Причастие, а теперь Причастие было выдвинуто на первый план.

В Страстную пятницу гаснут свечи, которые до тех пор были символом живого света, самого Христа. Их заново зажигают лишь в пасхальную ночь - от пасхальной свечи.
Литургический цвет Страстной пятницы и субботы - фиолетовый или чёрный, однако предпочтительно вообще отказаться от параментов и любого убранства на алтаре. Чёрный - "цвет" смерти, тьмы, отрицания всякой жизни. В Страстную пятницу хвала из уст общины умолкает перед событиями на Голгофе.
Возможно провести богослужение по особой агенде.

12 04 2020

Пасха - воскресение Христово

Чтения 

Мар. 16,1-8
1 Кор. 15,1-11
Мат. 28,1-10

 

Христос воскрес - воистину воскрес!
Трижды повторяется этот возглас, и трижды община отвечает "Аллилуйя!", произнеся это слово впервые за девять недель.
Поётся пасхальный хорал, читается Евангелие о воскресении Христа из мёртвых.

Но если праздновать пасхальную ночь, то это произойдёт далеко не сразу. К этому ведёт долгий путь.
Именно ночное - самое древнее пасхальное богослужение, собственно завершающее Страстную неделю. Всенощная в пасхальную ночь проводилась уже во втором веке.
Но в начале не было единогласия по поводу даты Пасхи. Все соотносили праздник воскресения Господа с иудейской Пасхой, но общины Малой Азии держались точного дня - 14 Нисана, который мог попасть на любой день недели, в то время как римская община, которая начала праздновать Пасху позже, чем они, с самого начала определила, что Пасха празднуется в воскресенье, последующее за первым полнолунием после весеннего равноденствия. Спор о дате Пасхи длился долго и был решен в пользу римского решения на Никейском соборе в 325 г. С введением григорианского календаря на Западе в 1582 году даты Пасхи снова разошлись, так как восточная Церковь продолжала пользоваться юлианским календарём для вычисления даты Пасхи.
Протестанская Церковь переняла от римско-католической празднование всенощной, но без большей части элементов (освящение воды, освящение свечей и т.д.), оставив лишь существенные (молитвы, чтения и Евангелие о воскресении). В 18 веке празднование всенощной было утрачено в ходе Просвещения, но в последние 10-20 лет возрождается. Это не может не радовать, так как эта великая ночь принесла миру нечто совершенно новое, наполняющее всех христиан нескончаемой радостью.

В ранней церкви празднованию пасхальной ночи, центру церковного года и христианского празднования вообще, предшествовало совместное ночное бдение с воспоминанием о страданиях и смерти Иисуса.
Пасхальная ночь начинается с зажигания пасхальной свечи. Если до богослужения горел пасхальный костер перед главным входом в церковь, то свечу зажигают об него.
Пасхальную свечу вносят в темную церковь, трижды восклицая "Христос - свет мира", и община отвечает "Слава Богу вовек". Все зажигают свои свечки о пасхальную свечу, и поётся длинное пасхальное прославление Exsultet: "Да ликуют сонмы ангелов в небе, да ликуют силы небесные..."
Литургия Слова начинается с длинного ряда чтений из Ветхого Завета, чередующихся с песнопениями и молитвами.
Эти тексты вкратце пересказывают всю историю Спасения: сотворение мира (Быт 1), спасение Ноя из Великого Потопа (Быт 6-8), исход Израиля из Египта и его спасение при переходе через море (Исх 14-15), пророческое приглашение человека в благодатный Завет с Богом (Ис 55), воскрешение Израиля (Ис 26; Иез 37). Потом раздаются звон колоколов и звук органа, и община поёт "Слава в вышних Богу", которое молчало на протяжение всего Поста.
В молитве дня прославляется воскресение из мёртвых и упоминается крещение. В чтении из Послания говорится о том, что и мы воскресли со Христом.
После Литургии Слова празднуется крещение. Люди, приготовившиеся ко вступлению в Церковь, крестятся в эту ночь, и все прихожане вспоминают о своём собственном крещении.
Идеальное время для богослужения в пасхальную ночь - такое, чтобы празднование Причастия, заключающее это богослужение, совпало с первыми лучами восходящего солнца (чего, конечно, добиться можно не всегда). Ибо солнце - символ воскресшего Господа (поэтому церковные здания указывают на восток, к восходящему солнцу), и восход символизирует само воскресение.

Если пасхальная ночь находится под знаком перехода от тьмы к свету, то утреннее богослужение уже полностью определяется торжеством победы над смертью, которое звучит во всех чтениях и молитвах. Апостол Павел передаёт нам предание о явлении Воскресшего, причем сам ставит себя в ряд свидетелей. Чтение из Евангелия (Марк 16,1-8) заставляет задуматься - оно оканчивается очень странно: "ибо они боялись".

На пасхальном богослужении "Аллилуйя" повторяется три раза.
Литургический цвет Пасхи - белый, как одеяние ангела, как одеяние Господа во время преображения, как сам свет.

19 04 2020

1 воскресенье после Пасхи - Quasimodogeniti

Чтения 

Иоан. 20,19-29
1 Петр. 1,3-9
Иоан. 21,1-14

Название этого воскресенья - от начала латинского антифона, какой употреблялся раньше: Quasi modo geniti infantes, Halleluja, rationabile, sine dolo lac concupiscite. (1 Петра 2:2 "как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко").
Раньше новые члены общины, крещенные в Пасху, неделю ходили в белых одеждах на ежедневные богослужения с более глубоким введением в понимание таинств, и в это воскресенье еще раз в них появлялись на богослужении. Поэтому это воскресенье также называется "белым".
Воскресенье Quasimodogeniti напоминает нам о том новом рождении, которое мы пережили "водою и Духом", т.е. о начале новой жизни во Христе, после нашего физического рождения. Однако перикопы, кроме чтений из посланий, мало связаны с этой темой - евангельское чтение дальше рассказывает о событиях после Пасхи, о встрече воскресшего Иисуса с Фомой "неверующим" (см. русское название "Фомино воскресенье").

25 04 2020

 День Апостола и Евангелиста Марка
Чтения 

Лук. 10,1-9
Деян. 15,36-41
Лук. 10,1-9

Некоторые толкователи предполагают, что евангелист Иоанн Марк сам видел Страстные события, начиная с Тайной Вечери, так как дом, в котором Иисус вечерял с учениками, был его родительским домом. В Писании лишь сообщается о том, что Пётр тоже пошел в дом матери некоего Иоанна Марка, когда ангел освободил его из темницы (Деяния 12:12).
Позже из-за Марка ссорились и разошлись Варнава и Павел перед вторым миссионерским путешествием Павла (Деяния 15:36-41). Павел был разочарован Марком, так как тот не захотел вместе с ним проникнуть в глубь Малой Азии, и теперь он запретил ему сопровождать его в посещении этих новых общин. Однако в послании к Колоссянам Павел отзывается о Марке доброжелательно: "Приветствует вас Аристарх, заключенный вместе со мною, и Марк, племянник Варнавы — о котором вы получили приказания: если придет к вам, примите его, — также Иисус, прозываемый Иустом, оба из обрезанных. Они — единственные сотрудники для Царствия Божия, бывшие мне отрадою" (Колоссянам 4:10-11).
Согласно древне церковному преданию Евангелие от Марка было написано именно этим Иоанном Марком в Риме. Указание на его место пребывания находят в первом послании Петра 5:13: "Приветствует вас избранная, подобно вам, церковь в Вавилоне (т.е. в Риме) и Марк, сын мой". Во втором послании к Тимофею 4:11 Павел велит Тимофею привести с собой Марка. Если это произошло и это послание написано Павлом, то и это место является источником для предположения о месте пребывания Марка.
Если следовать этим размышлениям, то можно исходить из того, что у евангелиста Марка были особо тесные отношения с первой общиной. Согласно преданию, в Риме он был переводчиком Петра и получил из его руки информацию о жизни Иисуса, так что мог начать писать Евангелие, что и община, по преданию, уговаривала его делать.
Евангелие от Марка возвещает нам об Иисусе Христе как о Господе мира.
Символ евангелиста - лев, так как его Евангелие начинается с пустыни, где живут дикие звери.
Умер Марк предположительно в Александрии, где его арестовали во время пасхального богослужения и казнили в следующий день.

26 04 2020

2 воскресенье после Пасхи - Misericordias Domini

Чтения 

Иоан. 10,11-16
1 Петр. 2,21б-25
Иез. 34,1-16.31

Название этого воскресенья - от начала латинского антифона, какой употреблялся раньше: Misericordias Domini plena est terra. (Пс 32:5 "милости Господней полна земля").
Воскресенье Misericordias Domini стоит под знаком чтения из Евангелия о добром Пастыре. Пастырь заботится о своих овцах, верно следующих на Ним - но это вовсе не идиллия: "пастырь добрый полагает жизнь свою за овец". Ветхозаветное чтение (Иезекииль 34:1-2 (3-9) 10-16.31 показывает, где в Библии корни этого образа: "Потерявшуюся [овцу] отыщу и угнанную возвращу".
Нельзя при этом забыть о том, что и ветхо- и новозаветные тексты при этом жестко осуждают лжепастырей, пасущих самих себя.
В молитвах мотив Пастыря тоже повторяется.
Само собой разумеется, что вступительный псалом - двадцать второй.

 

                                                                                                                                  

                                                                     30 мая 2019

Вознесение Господне - событие новозаветной истории, восшествие Иисуса Христа во плоти на небо, а также установленный в память этого события и обещания о Его втором пришествии переходящий христианский праздник, полное название: Вознесе́ние Го́спода Бо́га и Спаси́теля на́шего Иису́са Христа́, который отмечается в 40-й день по Пасхе и всегда приходится на четверг.

 

 

 

                                                                        9 июня 2019

Пятидесятница. После Воскресения Господня Его ученики непрестанно жили ощущением праздника. На протяжении еще сорока дней Он являлся им по одному и собранным вместе. На глазах учеников, Господь поднялся над землей, как бы удостоверяя их, что в последний день мира Он придет на землю так же, как отошел к Богу-Отцу. Прощаясь с ними до времени, Он обещал послать им Утешителя – Святого Духа, исходящего от Бога-Отца.

 

 

16 июня 2019

Бог-Троица есть совершенный союз любви. При этом Бог-Отец является Причиной и Источником превечного бытия Бога-Сына и Святого Духа. Бог-Отец является Источником воли и действия Святой Троицы, совершителем — Бог-Сын, Который действует посредством Святого Духа.

 

 

 

                                                                       20 ноября 2019

День покаяния и молитвы (Buß- und Bettag) в Германии — это ритуальный праздник протестантской церкви, уходящий своими корнями в неспокойные времена бедствий и войн. Слово «покаяние» часто создает неверные ассоциации. В этот день речь идет не о покаянии о содеянном в смысле получения наказания за него, а об изменении отношения, возвращении к Богу.

 

24 ноября 2019

Воскресенье Вечности. Это последнее воскресенье церковного года, в которое христиане вспоминают о Последнем Суде и о тех, кто от нас ушел в мир иной. Во время богослужений зачитывают списки прихожан, умерших в минувшем литургическом году.

 

1 декабря 2019

Первый Адвент. Само слово «Адвент» происходит от латинского «adventus» - пришествие. Время Адвента - это преддверие. Мы живем, приближаясь к моменту, когда мы встретим Господа.

 

 

 

 

 

25 лекабря 2019

Рождество Христово - самый трогательный и светлый праздник зимы, в этот день на свет появилось Божье дитя, Иисус Христос.