Важнейшие церковные даты 2018 года.

 

14 февраля 2018.

Пепельная среда (лат. Dies Cinerum) открывает Великий пост в латинском обряде католической, англиканской лютеранских церквей, продолжающийся 45 дней (или 46 дней — в високосный год) и заканчивающийся Пасхой. В этот день, в соответствии с древним обычаем, верующим наносится на лоб знамение креста освященным пеплом.

 

 29 марта 2018

Вели́кий четве́рг (греч. Μεγάλη Πέμπτη), (Страстной четверг, Чистый четверг, Великий четверток) — в христианстве четверг Страстной недели (Великой седмицы), в который вспоминаются Тайная вечеря, на которой Иисус Христос установил таинство Евхаристии и совершил омовение ног учеников, молитва Христа в Гефсиманском саду и предательство Иуды.

 

30 марта 2018

Вели́кая пя́тница (греч. Μεγάλη Παρασκευή), Страстна́я пя́тница, (лат. Dies Passionis Domini) — пятница Страстной недели, которая посвящена воспоминанию осуждения на смерть, крестных страданий и смерти Иисуса Христа, а также снятию с креста Его тела и погребения.

 

1 апреля 2018

Событие Воскресения Христова — самый большой и светлый христианский праздник. Этот праздник еще называют Пасхою, то есть Днем, в который совершилось наше перехождение от смерти — к жизни и от земли — к Небу. Пасха — древний и важный праздник богослужебного года. Христос воскрес! — и для всего мироздания началась истинная весна, светлое, радостное утро новой жизни. Воскресение Господа Иисуса — первая действительная победа жизни над смертью.

 

10 мая 2018

 

Вознесе́ние Госпо́дне - событие новозаветной истории, восшествие Иисуса Христа во плоти на небо, а также установленный в память этого события и обещания о Его втором пришествии переходящий христианский праздник, полное название: Вознесе́ние Го́спода Бо́га и Спаси́теля на́шего Иису́са Христа́, который отмечается в 40-й день по Пасхе и всегда приходится на четверг.

 

 

20 мая 2018

Пятидесятница. После Воскресения Господня Его ученики непрестанно жили ощущением праздника. На протяжении еще сорока дней Он являлся им по одному и собранным вместе. На глазах учеников, Господь поднялся над землей, как бы удостоверяя их, что в последний день мира Он придет на землю так же, как отошел к Богу-Отцу. Прощаясь с ними до времени, Он обещал послать им Утешителя – Святого Духа, исходящего от Бога-Отца.

Являясь церковным праздником, Пятидесятница никогда не была праздником народным. С этим днем, выпадающим на 50-й день после Пасхи, начинающим новый временной отрезок церковного года, связано мало традиций. Пятидесятнице едва ли уделяют внимание дома, она отмечается прежде всего, на Богослужении или выездом на природу. В иудейском календаре и календаре Ветхого Завета по прошествии семи недель после праздника Passa отмечается длящийся неделю праздник, названный в среде говорящих по-гречески евреев праздником 50-го дня, Pentekoste (Деян 2:1; 20:16; 1 Кор 16:8). Отсюда происходит немецкое название «Пятидесятница». 50 дней по прошествии Пасхи стали довольно рано отмечаться в христианстве как время большой радости, когда воскресший из мертвых был особенно близок своим сторонникам. Сам 50-й день в Палестине и Сирии долгое время отмечали как праздник Вознесения; в Иерусалиме 4-го столетия этот день праздновали как день Вознесения и Сошествия Святого Духа. Лишь с тех пор, как по прошествии 40 дней после Пасхи возник отдельный праздник - Вознесение, с 50-м днем связывается сошествие Святого Духа. Таким образом, согласно православной традиции, завершилось откровение Троицы. В связи с этим в православной Церкви Пятидесятница считается и праздником Троицы. «Троица» - русское название этого дня. Западноевропейские страны имеют свой собственный праздник Троицы, выпадающий на воскресенье после Пятидесятницы.

Когда Святой Дух пролился над Апостолами, присутствие Духа Божьего вошло в наш мир. Символом этого стал голубь, с помощью которого Святой Дух спустился на землю. Бог посылает Святого Духа «подобно ветру», благодаря Святому Духу неподвижное приходит в движение. Дух Божий открывает наше жизненное пространство, дарует новые силы. Бог посылает Свой Святой Дух «подобно огню», который согревает нас, наставляет нас на дела и слова Иисуса Христа. Когда-то чудо, случившееся на Пятидесятницу, представлялось в храмах с помощью цветов, спускавшихся с потолка, горящей пакли и голубя.

Среди сохранившихся народных обычаев в период Пятидесятницы представлен ряд традиций, тема которых одна - приветствие весны, пробуждение природы, мольба о благословении полей и лугов. Однако о единой, типичной традиции Пятидесятницы говорить нельзя. Обоюдным для всех традиций, пожалуй, является пожелание людей солнечной погоды, с тем, чтобы провести свободное время на природе. Исконное происхождение обычаев, имеющих место в Пятидесятницу, уже не возможно проследить полностью. Они смешались с другими весенними обычаями, изменились и приняли новые формы. Описанный ниже обычай можно обнаружить во многих видоизменениях:
Торжественная встреча лета. Во многих торжествах, связанных с Пятидесятницей, речь идет о торжественной встрече лета праздничными шествиями, т.е. его приглашении и соответствующей встрече. Для этого существует целый ряд игр и традиций, которые в зависимости от территориального расположения местности имеют свои индивидуальные особенности, однако для достижения одной цели используются те же самые средства: огонь, создающие шум инструменты, солома, зелень ели или березы, цветы. Даже в случае с главным персонажем, носящим совершенно разные имена, речь всегда идет о последнем ленивце, который тоже наконец-то встречает лето. Окутанный еловыми или березовыми ветками, леший, сопровождаемый шествием, проводится в лес. После возвращения в деревню разыгрывается небольшая сценка, символизирующая окончательное наступление лета и полную победу над зимой. Кульминацией мероприятия является бросание лешего в воду, символ возможного преодоления преград, учиненных препятствующими силами.
Выгон на пастбище и Pfingstochse
Пятидесятница во многих землях является временем первого выгона скота на пастбище. Перед первым большим выгоном на летние луга пастухи и владельцы скота встречаются в церквях и часовнях для совместной молитвы.
В канун первого выгона животные украшаются цветами, ветками и пестрыми лентами (особенно богато головное украшение быка, идущего во главе всего стада (Pfingsochs) и проводятся по всей деревне.
Праздники у колодца
Бесчисленные традиции в канун Пятидесятницы связаны с водой. Вода и ее живительная сила почитается во многих регионах. Постоянно струящаяся чистая вода была для наших предков не чем-то самим собой разумеющимся, а являлась благословением, за которое они возносили хвалу Богу. В канун Пятидесятницы, когда трудная работа по очистке колодцев и ручьев была завершена, праздники у колодцев выражали благодарность людей. В Вунзиделе (Fichtelgebrige, Франконская Швейцария) до сих пор все старые колодцы города старательно украшаются «колодезными коммунами» и устраиваются шествия, сопровождающиеся музыкой и пением.
Подобные яркие и радостные события практически имеют характер народного праздника и проходят при большом стечении народа. Зачастую они являются излюбленной целью прогулок или даже кратковременного отпуска.
С использованием литературы: Праздники и обычаи в течение всего года,
Йоханна Волль, Eugen Ulmer Verlag, Штутгарт

27 мая 2018

Бог-Троица есть совершенный союз любви. При этом Бог-Отец является Причиной и Источником превечного бытия Бога-Сына и Святого Духа. Бог-Отец является Источником воли и действия Святой Троицы, совершителем — Бог-Сын, Который действует посредством Святого Духа.

 

 

 

21 ноября 2018

День покаяния и молитвы (Buß- und Bettag) в Германии — это ритуальный праздник протестантской церкви, уходящий своими корнями в неспокойные времена бедствий и войн. Слово «покаяние» часто создает неверные ассоциации. В этот день речь идет не о покаянии о содеянном в смысле получения наказания за него, а об изменении отношения, возвращении к Богу.

 

25 ноября 2018

Воскресенье Вечности. Это последнее воскресенье церковного года, в которое христиане вспоминают о Последнем Суде и о тех, кто от нас ушел в мир иной. Во время богослужений зачитывают списки прихожан, умерших в минувшем литургическом году.

 

2 декабря 2018

Первый Адвент. Само слово «Адвент» происходит от латинского «adventus» - пришествие. Время Адвента - это преддверие. Мы живем, приближаясь к моменту, когда мы встретим Господа. Мы 25 марта по Григорианскому календарю в этом году – Пальмовое воскресеньеждем, что Он приидет вновь. Грядет «День Господень», час правды.

 

 

 

 

 

25 марта по Григорианскому календарю в этом году – Пальмовое воскресенье

Праздник Входа Господнего в Иерусалим («Пальмовое» воскресенье) отмечается за неделю до Пасхи, в шестое воскресенье Великого Поста.

Праздник символизирует, с одной стороны, признание миссии Иисуса Христа, а с другой – прообраз входа Сына Человеческого в Рай.

Иудеи ожидали, что Мессия – Спаситель Израиля –  явится на Пасху. В то время Иудея находилась под владычеством римлян, и ожидали национального освободителя от иноземного господства.

Народ Иерусалима, зная о воскрешении Лазаря, встречает Иисуса очень торжественно. Иисус, показывая, что он входит в Иерусалим с желанием мира, а не войны, въезжает на осле (на Востоке въезжать в город на осле – символ мира, верхом на коне – символ войны).

Упоминание об этом празднике встречается еще у Амвросия Медиоланского и Епифания Кипрского, а его изображение находят на саркофагах IV века, однако окончательно в западной традиции праздник (лат. Die dominica in palmas - Пальмовое воскресенье) устанавливается к VII веку. Существует мнение, что впервые его отметили в Иерусалиме.

У римо-католиков перед началом Службы традиционно проводится шествие вокруг храма или в самом храме. Участники шествия держат в руках ветви (в южных странах – пальмовые, в северных – вербные или другие) и зажженные свечи. Во время шествия поются праздничные антифоны и гимн Христу-Царю. Процессия символически представляет собой людей, вышедших навстречу Спасителю во время Входа Господнего в Иерусалим.

Месса этого дня включает чтение Страстей Господних, которые читаются, кроме этого дня, только в Великую Пятницу. Освященные на богослужении ветви хранятся в домах верующих до следующего Великого поста.

Существует традиция получать пепел для службы пепельной среды сожжением этих ветвей.

 

 

Дружба: что о ней говорит Библия?

«И говорил Господь с Моисеем лицом к лицу, как бы говорил кто с другом своим» (Исход 33: 11a)

Во время Великого Поста – самое время поразмышлять. И один из жизненных вопросов – что такое дружба и кто такой друг? Где его искать и каким он должен быть? Но к кому же еще обращаться за поддержкой, если не к товарищу, который готов подставить свое плечо помощи в любое время? В Библии можно найти ответы и на эти вопросы.

Как вы думаете, кто наш самый близкий друг? В Библии это – Господь Иисус Христос, который отдал за нас свою жизнь. И Он называет нас друзьями: «Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам. Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего» (Евангелие oт Иоанна 15: 14-15).

Настоящая дружба – бесценна

Часто те, кто живет только для себя, несчастливы, потому что у них нет друзей, с которыми можно было бы чем-нибудь поделиться или пообщаться. Верно сказал Иисус Христос: «Блаженнее давать, нежели принимать» (Деяния 20:35). Вторя этой истине, английский поэт Джордж Байрон писал: «При полном счастье/Двоих персон желательно участье».

Настоящий друг поможет направить мысли на доброе. Он поддержит и укрепит в трудную минуту. И даже разделит ваше горе. Царь Соломон сказал: «Друг любит во всякое время и, как брат, явится во время несчастья» (Притчи 17:17). Нередко материальное со временем теряет ценность, настоящая же дружба со временем крепнет и процветает.

Писание призывает христиан «распространиться» в своих чувствах (2 Коринфянам 6:13). Стремиться развить отношения с другими — это мудро. В Екклесиасте 11:1, 2 мы читаем: «Отпускай хлеб твой по водам, потому что по прошествии многих дней опять найдешь его. Давай часть семи и даже восьми, потому что не знаешь, какая беда будет на земле». То есть, если вы подружились со многими людьми, то по крайней мере кто-то из них поможет вам в беде. Настоящие друзья защитят вас и в другом отношении. «Искренни укоризны от любящего»,— говорится в Притчах 27:6. Хвалить вас могут многие, но только настоящие друзья беспокоятся о вас настолько, что обратят ваше внимание на серьезный недостаток и с любовью дадут дельный совет (Притчи 28:23).

Как постичь дружбу?

«Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Евангелие oт Иоанна 15:13).

БУДЬТЕ ДРУГОМ САМИ. Авраам назван «другом Божьим», потому что у него была непоколебимая вера (Иакова 2:23). Но была и другая причина. Если Авраам был другом Бога, значит, он выражал свои нежные чувства к нему (2 Паралипоменон 20:7). Он проявлял инициативу и показывал Богу, какие чувства к нему питает (Бытие 18:20—33). Да, чтобы доказать, что вы по-дружески расположены к человеку, нужно проявлять инициативу. Иисус сказал: «Давайте, и дастся вам» (Луки 6:38). Отрадное слово или оказанная помощь могут стать семенем, из которого вырастет прекрасная дружба. Американский эссеист Ралф Уолдо Эмерсон сказал: «Единственный способ завести друга — это быть другом самому».

ВЫДЕЛЯЙТЕ ВРЕМЯ НА РАЗВИТИЕ ДРУЖБЫ. Добрыми плодами дружбы желают пользоваться многие. Но времени, которого требует поддержание дружбы, у них нет. В Римлянам 12:15, 16 мы поощряемся разделять с другими как радость удач, так и горечь потерь. Там говорится: «Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими. Будьте единомысленны между собою». Хотя Иисус Христос и был занятым человеком, он всегда находил время на друзей (Марка 6:31—34). Дружба подобна цветущему растению: она не зацветет без «поливки» и «ухода», а на это требуется время.

ВНИМАТЕЛЬНО СЛУШАЙТЕ ДРУГИХ. Часто тем, кто умеет внимательно слушать, найти друзей бывает легче. «Всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова»,— говорит ученик Иаков (Иакова 1:19). Разговаривая с людьми, проявляйте интерес к их чувствам. Поощряйте их высказываться о себе. Первыми оказывайте им честь (Римлянам 12:10). Тогда у них будет желание находиться в вашем обществе. И наоборот: если в разговоре вы всегда берете на себя главенствующую роль или постоянно обращаете внимание на себя, вам будет трудно найти людей, которые готовы вас слушать и которым небезразличны ваши чувства и потребности.

УМЕЙТЕ ПРОЩАТЬ. Однажды Иисус сказал Петру, что нужно быть готовым прощать «до седмижды семидесяти раз» (Матфея 18:21, 22). Настоящий друг не замечает мелких огрехов. Есть люди, которые не любят малину, потому что в ней есть маленькие семечки. Те же, кому нравится эта ягода, не обращают на семечки внимания. Настоящих друзей любят за хорошие качества, а их мелких промахов не замечают. Павел призывает нас «снисходить друг другу и прощать взаимно» (Колоссянам 3:13). Тем, кто научился прощать, удается сохранять дружбу.

УВАЖАЙТЕ ПРАВО ДРУГИХ НА ЛИЧНУЮ ЖИЗНЬ. Все имеют право на личную жизнь, в том числе и ваши друзья. В Притчах 25:17 мудро говорится: «Не учащай входить в дом друга твоего, чтобы он не наскучил тобою и не возненавидел тебя». Поэтому в том, как часто ходить к друзьям, и сколько времени у них проводить, нужно проявлять благоразумие. Не следует считать друга своей собственностью: это может привести к ревности. Будьте осмотрительны, выражая личные предпочтения и свое мнение по разным вопросам. Благодаря этому дружба будет источником поддержки и радости.

БУДЬТЕ ЩЕДРЫ. Дружба развивается за счет щедрости. Апостол Павел советует нам быть «щедрыми и готовыми делиться» (1 Тимофею 6:18, СоП). Так, например, можно делиться с другими окрыляющими словами (Притчи 11:25). Не скупитесь на искреннюю похвалу и почаще воодушевляйте других. Если вы будете проявлять к людям неподдельный интерес, они к вам потянутся. Думайте не столько о том, что окружающие могли бы сделать для вас, сколько о том, что вы могли бы сделать для них.

В Священном Писании предсказано, что в «последние дни» будет царить дух эгоизма (2 Тимофею 3:1—5). По всей видимости, многих интересует не столько развитие отношений с другими людьми, сколько материальное благосостояние — например, дом, машина — или работа. Вот что заметил автор Энтони Сторр: «Люди не живут ради супругов и детей — их жизнь вращается вокруг офиса».

Где найти друзей истинных?

Настоящих друзей вернее всего можно найти в христианском собрании. В первую очередь оно дает возможность подружиться Творцом, небесным Отцом, нашим Спасителем. «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих»,— сказал Иисус, который предлагает вам свою дружбу (Иоанна 15:13, 15). Если вы развиваете дружбу с Иисусом Христом, можно не сомневаться, что они «примут вас в вечные обители». Да, дружба с Иисусом означает вечную жизнь (Луки 16:9; Иоанна 17:3).

Иисус сказал: «Вы — друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам» (Иоанна 15:14).

На встречах можно также познакомиться с людьми, которые любят Иисуса и в своей жизни проявляют плод духа, который составляют любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость и самообладание (Галатам 5:22, 23). Если вы действительно хотите завести друзей и покончить с одиночеством, ходите на христианские встречи каждую неделю. Тогда вы окажитесь в нужном месте и в нужное время, чтобы развивать крепкую дружбу со счастливым народом Бога.

Принципы отношений друзей

  1. Все – ради друзей. «Когда кончил [Давид] разговор с Саулом, душа Ионафана прилепилась к душе его, и полюбил его Ионафан, как свою душу» (Первая Книга Царств 18:1)
  2. Отдать свои собственные вещи. «И снял Ионафан верхнюю одежду свою, которая была на нем, и отдал ее Давиду, также и прочие одежды свои, и меч свой, и лук свой, и пояс свой» (Первая Книга Царств 18:4)
  3. Доверие, даже в опасности. «Давид убежал из Навафа в Раме и пришел и сказал Ионафану: что сделал я, в чем неправда моя, чем согрешил я пред отцом твоим, что он ищет души моей?» (Первая Книга Царств 20: 1)
  4. Быть готовым помочь. «И сказал Ионафан Давиду: чего желает душа твоя, я сделаю для тебя» (Первая Книга Царств 20:4)
  5. Любить своего друга как себя. «И снова Ионафан клялся Давиду своею любовью к нему, ибо любил его, как свою душу» (Первая Книга Царств 20: 17)
  6. Наделять верой, направлять к Богу. «И встал Ионафан, сын Саула, и пришел к Давиду в лес, и укрепил его упованием на Бога… И заключили они между собою завет пред лицем Господа; и Давид остался в лесу, а Ионафан пошел в дом свой» (Первая Книга Царств 23:16, 18)
  7. Показывать сочувствие в горе. «К страждущему должно быть сожаление от друга его» (Книга Иова 6:14a)
  8. Любить всегда «Друг любит во всякое время» (Притчи Соломона 17:17)
  9. Быть дружелюбным и быть ближе, чем брат. «Кто хочет иметь друзей, тот и сам должен быть дружелюбным; и бывает друг, более привязанный, нежели брат» (Притчи Соломона 18:24)
  10. Давать хорошие советы. «Масть и курение радуют сердце; так сладок [всякому] друг сердечным советом своим» (Притчи Соломона 27:9)
  11. Формировать и быть сформированным «Железо железо острит, и человек изощряет взгляд друга своего» (Притчи Соломона 27:17)
  12. Быть зеркалом. «Как в воде лицо - к лицу, так сердце человека - к человеку» (Притчи Соломона 27:19)
  13. Помогать друг другу. «Двоим лучше, нежели одному; потому что у них есть доброе вознаграждение в труде их: ибо если упадет один, то другой поднимет товарища своего» (Книга Екклезиаста, или Проповедника 4: 9-10a)
  14. Помогать даже тогда, когда это не нравится. «Если, говорю вам, он не встанет и не даст ему по дружбе с ним, то по неотступности его, встав, даст ему, сколько просит» (Евангелие oт Луки 11: 8); «И исполнилось слово Писания: 'веровал Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность, и он наречен другом Божиим'» (Послание Иакова 2:23).
  15. Бог дал нам право выбора. Нам решать, с кем дружить. «Прелюбодеи и прелюбодейцы! не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу» (Послание Иакова 4:4); «Приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам» (Послание Иакова 4: 8a). Авраам также зовется другом Божиим, и написано о нем, что шел он с Богом. Он не шел перед Ним или далеко позади Его, но вместе с Ним, и это большая разница.

Хорошие, близкие друзья — это редкие дары. В 10-й главе Деяний говорится о событии, произошедшем в жизни Корнилия, сотника римской армии, которому ангел сказал, что его молитвы услышаны. Ожидая апостола Петра, Корнилий «созвал родственников своих и близких друзей». Близкие друзья Корнилия были среди первых необрезанных неевреев, которые приняли благую весть, были помазаны святым духом и обрели надежду в будущем править с Христом в Божьем Царстве. Какое же благословение они получили! (Деяния 10:24, 44).

Быть другом – говорить открыто, будучи честным, дружелюбным, доверяющим, преданным, будучи ближе, нежели брат, любящим друга, даже если это требует отдать жизнь за него.