Церковный год

В то время как календарный год начинается 1 января и заканчивается 31 декабря, церковный год начинается на четыре недели раньше – первым воскресеньем Адвента и заканчивается Воскресеньем вечности или Днем поминовения усопших.
Церковный год делится на три цикла, определяющиеся великими христианскими праздниками: Рождеством, Пасхой и Троицей (не путать с Пятидесятницей!). Величайшим праздникам предшествует время подготовки и духовного обновления верующих: перед рождественскими праздниками идет Адвент (лат. 'приход'), перед Пасхой – Страстное время, время поста.

В церковном году существуют переходящие и непереходящие, т.е. отмечающиеся в определенные и неизменные дни, праздники. Даты переходящих праздников зависят от исчисления Пасхи. По решению 1 Никейского Собора в 325 г. христианская Пасха празднуется в ближайшее воскресенье после первого весеннего полнолуния, следующего за началом календарной весны (21 марта). Таким образом, Пасха может отмечаться в период с 22 марта по 25 апреля.
Все прочие переходящие праздники зависят от даты Пасхи:
Пепельная среда (46 дней до Пасхи),
Страстная Пятница (2 дня до Пасхи),
Вознесение Христово (39 дней после Пасхи),
Пятидесятница (49 дней после Пасхи).

Церковный год тесно связан с историей спасения. В нем можно встретить праздники, посвященные четырем временам года и восходящим к древнейшим временам истории человечества. Праздник урожая и День покаяния и молитвы, которые нам знакомы сегодня, отражают эту старую периодизацию.
Напоминание о пути Бога с народом израильским в Ветхом Завете тоже находит свое отражение в церковном году. Христианская Пасха неразрывно связана с иудейской Пасхой (исходом из Египта). Страстное время или время поста, длящееся 40 дней, напоминает нам о 40 годах, проведенных народом израильским в пустыне. К Пасхе можно начать готовиться и за 70 дней. Об этом свидетельствует воскресенье, носящее название Septuagesimae (семьдесят). В течение 70 лет израильтяне находились в вавилонском пленении.
Но больше всего церковный год характеризуется праздниками, связанными с Христом. Рождество – Христос становится человеком. Пасха – Христос воскресает. Вознесение – Христос становится Господом всех господ и сидит одесную Бога.
Церковный год, однако, вводит нас и в историю христианства. Пятидесятница – праздник церкви. Святой Дух идет в мир с вестниками, несущими Евангелие. Так в церковном году мы отмечаем 31 октября – День Реформации. 31 октября 1517 года Мартин Лютер прибивает к дверям дворцовой церкви в Виттенберге свои 95 тезисов.
И в конце концов, в заключение церковного года наши взгляды устремляются на завершение этого мира в вечном Царствии Божьем. Последнее воскресенье церковного года так и называется Воскресеньем вечности.

Литургические цвета

На протяжении церковного года алтарь и церковную кафедру украшают параментами (покровами) разных цветов. Каждому воскресному и праздничному дню соответствует свой литургический цвет, отражающий суть этого дня. В лютеранской церкви принято использовать пять цветов:

белый – цвет чистоты, света и победы, цвет великих Христовых праздников, например, Рождества, Богоявления, Чистого четверга, Пасхи и Вознесения;

фиолетовый – цвет покаяния и поста, например, Адвента и Страстного времени;

красный – цвет огня, духа, церкви и крови, цвет Пятидесятницы, Дня апостолов Петра и Павла, Дня Реформации, а также таких праздников общины, как конфирмация, освящение церкви, ординация;

черный – цвет смерти и скорби, цвет Страстной пятницы и Страстной субботы;

зеленый – цвет надежды и ожидания, роста и созревания, цвет времени Богоявления, времени Троицы и Праздника урожая.

Важнейшие церковные даты 2021 года.

01 01 2021

Новый год, День обрезания и наречения имени Господня

Чтения 

Лук. 4,16-21 или Лук. 2,21

Иак. 4,13-15.(16-17) или Гал. 3,26-29

Иоан. 14,1-6 или Быт. 17,1-8

В древней Церкви был обычай трехдневного поста с богослужениями покаяния в начале нового года. Римляне языческой веры в третьем веке праздновали с 17-24 декабря "сатурналии", заканчивающиеся бурным праздником в честь "непобедимого солнца" (см. Рождество). Христианская Церковь также отмечала Рождество Господа в течение семи дней, но заканчивая не оргией, а покаянием и обращением к Богу, имеющему власть над временем.
По хронологии на 1 января попадается день, в который Младенец был обрезан и наречён Иисусом. Это событие начали литургически отмечать только в шестом веке - сначала в Испании и Галлии, позже и в Риме.
Мартин Лютер тоже очень ценил именно этот смысл Нового года. Он высказывался против того, чтобы "с кафедры раздавать новый год", тем более что истинное начало года для Лютера - Рождество.Однако в течение 17 века этот смысл был утерян в протестантской церкви за счет Нового года, тем более что Новый год, день нового начала, является, вероятно, самым важным светским праздником.
Литургический свет - белый, так как Новый год - не отдельный праздник, а день, входящий в рождественское время.
Уместнее всего - праздновать Новый год в церкви именно как день обрезания и наречения имени Иисуса. Если же праздновать его как день Нового года, то читается текст из послания Иакова о том, что не мы держим в руке свое будущее, а один лишь Бог. Из него взяты известные слова "если угодно будет Господу и живы будем". Также эта тема присутствует  и в ветхозаветном чтении, в котором Божьи порядки являются ключом к тому, чтобы Бог был с Иисусом Навином во всём, что он будет делать. Еще раз подчеркивается, что человек может много чего придумать, но Бог направит его шаги. Таким образом мы хоть и не марионетки, но будет полезно осознать, что мы в своих стараниях не одни. Сюда присоединяется и мотив имени Иисуса - связанное с Его обрезанием, - имени, в котором преклонятся все колени.

03 01 2021
 2 воскресенье после Рождества

Чтения 

Лук. 2,41-52
1 Иоан. 5,11-13
Иоан. 1,43-51

Второе воскресенье после Рождества отмечается только, если между 1 и 6 января попадается еще одно воскресенье.
Оно находится между Рождеством, Новым годом и Богоявлением и использует мотивы, встречающиеся в эти дни.
Евангелие на второе воскреснье после Рождества говорит уже о подростковом возрасте Иисуса: двенадцатилетний Иисус во храме не только напугал родителей, но и вызвал восхищение среди ученых Своего народа. Главная мысль в том, что Иисус - Сын Божий: "или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?"
Чтение из Ветхого Завета - Исаия 61:1-3(4.9)11.10 - тот текст, который Иисус относит к себе в Своей первой проповеди в Назарете: "Он послал Меня исцелять сокрушённых сердцем..." Чтение из послания еще раз подчеркивает, что вечная жизнь есть только через Иисуса Христа, Сына Божьего.
Богослужение пронизано одновременно мотивом воплощения (Рождество) и света во тьме (Богоявление).

06 01 2021

 Богоявление, Крещение Господне

Чтения 

Мат. 2,1-12
Еф. 3,2-6
Иоан. 1,15-18

Если на Рождество мы размышляем о том, что Бог стал человеком и таким образом уничижил Себя, то на праздник Богоявления мы подчеркиваем, что это действительно Царь, Господь, Бог обращается к людям в Иисусе и воздвигает Свое царство над миром: волхвы приходят, чтобы поклоняться "родившему Царю иудейскому"; они приносят Ему царские подарки. Глас с неба во время крещения Иисуса произносит адопционную формулу - это означает передачу власти, воцарение.
Евангельские чтения на воскресенья, следующие после Богоявления, будут освещать разные аспекты полноты власти Иисуса.

С самого начала с этим праздником связан мотив света. С ним связана идея миссионерства - звезда указывает путь к Иисусу языческим волхвам. Чудесная звезда богоявления приносит свет, ясность и радость и в жизнь отдельного верующего.

Истоки этого праздника - в Египте, где Церковь противопоставлила свой собственный праздник празднику одной гностической секты, которая видела в крещении Иисуса истинное зачатие и рождение Христа. Гностики в свою очередь использовали (примерную) дату языческого праздника, в который египтяне отмечали рождение Айона, бога солнца, черпая воду из Нила. Христианский же праздник египетской Церкви был посвящен как рождению, так и крещению Иисуса до тех пор, пока не перенимали 25 декабря как дату Рождества от западной Церкви, а 6 января осталось днем Крещения Иисуса.
В западной Церкви же главной темой этого праздника стало поклонение волхвов. У Матфея не уточняются число или, тем более, имена волхвов, но позже стали считать, что их было трое по количеству их даров. Еще позже их стали называть царями и придали им имена: Бальтазар, Мельхиор и Каспар. Таким образом 6 января все больше приобрело характер праздник в честь святых ("трех святых царей").

Чтения на этот день поддерживают память о поклонении волхвов и о том, что приход язычников с дарами был уже предсказан в Ветхом Завете. Послание также говорит о том, что язычники стали сонаследниками и были присоединены к Божьему народу.
Собственно крещение Иисуса рассматривается поближе в первое воскресенье после Богоявление.
Литургический цвет Богоявления - белый.

10.01.2021

1 воскресенье после Богоявления

Чтения 

Мат. 3,13-17
Рим. 12,1-3.(4-8)
Мат. 4,12-17

На характер воскресений между Богоявлением и началом пасхального круга еще влияет свет праздника Богоявления, так что в определенном смысле их можно назвать "временем Богоявления". Их число варьирует от одного - если Пасха очень ранняя, а именно приходится на 22 или 23 марта - до шести в случае, если Пасха приходится на 22-25 апреля. Литургический цвет этих воскресений (кроме последнего) - зелёный.

В первое воскресенье после Богоявления - как и в католической Церкви - в центре стоит крещение Иисуса, которое раньше также отмечали в сам день Богоявления. Из Евангелия, соответственно, читается Матфей 3:13-17, что раньше было вторым евангельским чтением на день Богоявления.
Ветхозаветный текст - Песнь о Рабе Божьем, Исаия 42:1-4(5-9). Мы можем читать глас с неба, звучащий при крещении Иисуса, как краткое содержание этой Песни. В ней уже говорится и о дальнейшей деятельности и вести Мессии, которым оказался Иисус. Своей вестью Он изменил мир, призвав людей: покайтесь, вернитесь, обратитесь к Богу, Который через Иисуса изгладил ваши грехи.
Близко к этому и чтение из Послания, которое также призывает нас понимать крещение как обновление. Все остальные тексты проприя также говорят о теме крещения.

17.01.21

Последнее воскресенье после Богоявления

Чтения 

Мат. 17,1-9
2 Кор. 4,6-10
Исх. 3,1-10.(11-14)

Последнее воскресенье после Богоявления выделяется уже тем, что оно отмечается всегда, в то время как все другие проприи времени Богоявления до него могут выпадать в зависимости от длительности времени Богоявления. Однако еще важнее - тема этого воскресенья. Она создает связь с традициями других церквей, празднующих преображение Иисуса в день Богоявления. Римско-католическая же Церковь празднует это событие 6 августа (см. там). Вероятно, этот праздник возник в связи с освящением церкви на горе Фаворе, где, по преданию, преображение имело место.
В Своем преображении Иисус, еще проживая на земле, на короткое время открывается Своим ученикам как Сын Божий в Своей славе. Это единственный раз, когда ученики через Иисуса физически ощущают близость небес, становясь свидетелями явлений на горе. Это переживание восхищает их так, что они хотят отсаваться там. Но рассказ заканчивается тем, что путь ведет обратно в этот мир, в котором ученики хоть и получили надежду, но все же подвергаются нужде и бедам. Предстоит трудный, болезненный путь в Иерусалим. Таким образом, последнее воскресенье после Богоявления проводит связь между славой Сына Божьего и Его смертью, в которой Он искупил человечества не пользуясь Своим статусом Божьего Сына, а жертвуя Собой как человек.
Этот рассказ из Евангелия (Мф 17:1-9) - одно из центральных новозаветных повествований об откровениях, так что к нему вполне подходит текст из книги Исхода 3:1-10(11-14), в котором Бог открывает Моисею Свое имя. Свет во тьме светит - Апостол Павел во 2 послании к Коринфянам говорит о том, чтобы жить и страдать вместе с Иисусом. Таким образом совершается переход от времени Богоявления к великому Посту.
И все же литургический цвет этого дня - белый. Он перед долгим путем по Страстному времени уже направляет наш взгляд к Пасхе.

24 01 2021

3 воскресенье перед Страстным временем - Septuagesimae

Чтения 

Мат. 20,1-16
1 Кор. 9,24-27
Лук. 17,7-10

"Бегите так, чтобы получить венец" - возможно, выбор этого "спортивного" чтения из Послания, а также чтение из Евангелия о работниках в винограднике, связан с тем, что в древней Римской церкви в это воскресенье были выбраны и представлены епископу те, кому предстояло в Пасху креститься.
С восересения Septuagesimae начинается подготовка к Великому Посту. Название указывает на период в 70 дней. Эти 70 дней заканчиваются воскресеньем Quasimodogeniti после Пасхи, а значит, содержат в себе и светлую неделю. Это показывает, что подгатовка к Великому Посту, как и сам Пост, существует не для того, чтобы человек мучил себя, а скорее для того, чтобы в страданиях распознать Бога. Тема "награда и благодать" исходит из чтения из Евангелия - притчи о работниках в винограднике. Главная суть - различение награды и благодати: награду зарабатывают, ее размер можно вычислить. Благодать ни заработать, ни вычислить невомзожно.
В целом в это воскресенье начинается тема следования за Иисусом, которая будет определять и следующие воскресенья вплоть до Пасхи.
Литургический свет воскресений перед Страстным временем - зелёный.
По старой традиции уже с этого воскресенья до самой Пасхи не поют "Аллилуйя".

25 01 2021

 День обращения Апостола Павла

Чтения 

Мат. 19,27-30
Деян. 9,1-19а
Мат. 19,27-30

В тот час под Дамаском произошло нечто имеющее уникальное знаяение для христианской Церкви: Савл, фарисей, безупречный по Закону, преследовавший христианскую общину среди иудеев - он получает призвание и становится апостолом язычников, возвещающим Евангелие.
Апостол Павел родился как Савл в иудейской семье в г. Тарсе на юго-востоке Малой Азии. Он имел римское гражданство. Его воспитали строго в вере отцов. Ветоятнее всего, его родители пользовались греческом переводом Ветхого Завета, Септуагинтой (=LXX), так как греческий был повсеместным обиходным языком, и Павел всегда цитирует Писание по LXX Особенно его привлекал фарисеизм, так что он еще в юности пришел в Иерусалим и учился у знаменитого Гамалиила. Он научился раввинскому искусству толкования Писания, занимался Писанием на языке оригинала, древрееврейском, и к тому же выучил арамейский, язык Иисуса.
Должно быть, при земной жизни Иисуса Павел уже услышал о Нем как о великом чудотворце и целителе, но его никак внутренне не тронула христианская весть.  Как он относился к растущей христианской общине, мы знаем из рассказа о смерти Стефана: Савл одобрял его казнь. (Деяния 8:1)
Павел хотел сохранить в чистоте учение и предание Божьего народа. Поэтому он отправился в Дамаск, снабженный полномочием от синедриона, чтобы арестовать христиан и привести их в Иерусалим на допрос. Но когда Павел по пути встретил Господа в видении, он ослеп. Анания, христианин из Дамаска, исцелил Павла от слепоты, возложив на негоруки. Правда, Анания сделал это не из любви к Павлу, а из любви к Господу, требующему этот поступок от него. О Павле он многое знал из рассказов других и боялся его (Деяния 9:1-18).
На примере Павла мы видим, насколько конкретно и с какой властью Бог может вмешиваться в жизнь этого мира. Самому большому гонителю Он не дал погибнуть, а сделал из него борца за Евангелия среди народов.

31 01 2021

2 воскресенье перед Страстным временем - Sexagesimae

Чтения 

Лук. 8,4-8.(9-15)
Евр. 4,12-13
Мар. 4,26-29

Над воскресеньем Sexagesimae стоит притча о сеятеле, и поэтому в этот день мы особо останавливаемся на то, как действует Бог и Его Слово. Она завершается призывом услышать это Слово. Но этим рассказ не заканчивается - учиники задают еще вопросы и получают подробное толкование притчи, которого не следует лишать нынешний слушателей.
Ветхозаветное чтение тоже содержит притчу, описывающую действие Божьего Слова в аналогии с процессами в природе. В чтении из Послания выбран скорее военно-юридический образ: в послании к Евреям 4:12-13 Слово Божье сравнивается с "обоюдоострым мечом".
Значит, центральная тема этого воскресенья - Слово Божье. В молитвах это выражено очень поэтично, в стихе на неделю весть этого воскресенья содержится кратко и метко.

Сретение Господнe

02 02 2021

Чтения
Лук. 2,22-24.(25-35)
Евр. 2,14-18
Лук. 2,22-24.(25-35)
Текст проповеди:

Через сорок дней после рождения Господа христианская Церковь отмечает день Его посвящения в храме (как первенца, Лука 2:22-24). С 8 века общины совершали в этот день большие процессии со свечами. В римско-католической Церкви в этот день также освящают свечи.
Протестантская Церковь переняла этот день, потому что дата засвидетельствована в Евангелии и потому, что из этого дня тоже явствует, что Иисус с самого рождения был человеком, подчиненным Закону.
Рассказ о сретении связан с пророческими словами, которые произносят старица Анна и старец Симеон (см. 1 воскресенье после Рождества).
Симеон видит, что во встрече с Младенцем исполнилось обетование Бога, данное ему лично - что он не умрёт, пока не увидит Спасителя. Он славит Бога за то, что увидел свет язычников, уготованный Богом в славу израильского народа. Он предугадывает путь спасения через великую жертву Иисуса и поэтому пророчествует молодой матери: и Тебе Самой оружие пройдет душу (Лука 2:35); он знает, что Иисус вызовет большого протеста в Своем народе Израиле.
Анна - сама пророчица и уже давно не отходила от храма, где она служила Господу молитвой и постом. Она тоже видит в Младенце "спасение Иерусалима" и говорит об этом народу (Лука 2:36-40).
Этот день предоставляет нам, протестантским христианам, возможность задуматься о месте Марии в тех событиях, которые Бог производит с людьми. Она - не просто женщина среди многих; она избрана быть матерью Сына Божьего, так что уже очень рано ей были приданы титулы "Богоматерь" и "Богородица". Мы следаем правильно, почитая ее пмаять и не забывая о ней из страха перед неправильным человекопоклонством. Само Евангелие напоминает нам о ней, в том числе именно стоящей под Крестом, где Господь поручает любимому ученику заботу о ней.
Литургический цвет Сретения - белый, так как это праздник в честь Христа.

28 03 2021
 Вербное воскресенье
Чтения 

Иоан. 12,12-19

Фил. 2,5-11
Мар. 14,3-9
Текст проповеди:

Мир наблюдает

Я не знаю как вы, но я действительно люблю моменты, когда, внезапно проснувшись среди ночи, я осознаю, что еще не время вставать, что у меня есть еще пара - тройка часов спокойного сна. Это не идет ни в какое сравнение с громким звоном будильника, когда нет шанса понежиться еще в постели, хлопнув по кнопке будильника или переставив его на позднее время, когда вам обязательно нужно вскакивать и мчаться по делам, так, например я в это утро с трудом вытащил себя из постели в 6.00 утра, в час когда с трудом что-то соображаешь.\r\n На это была своя необходимость, также как и в нашем чтении из Евангелия на сегодня, но эту необходимость можно легко упустить, если не искать ее. Эта необходимость в звонящем на исходе утра будильнике, который поднимает человека для трудов дневных. «Пришел час», говорит Иисус, почти как человек, вскочивший с кровати от звука будильника. Час пришел как нечто неожиданное, как мы читаем в Евангелии от Иоанна, поскольку вплоть до сего момента Иисус говорил «еще не пришел час Мой» (2:4) или «Мое время еще не настало» (7:6), так словно Он вновь хлопнул по кнопке будильника. Сейчас вдруг Его время пришло. Но почему сейчас? Что изменилось? Что же случилось, что заставило прийти «час прославиться Сыну Человеческому», как говорит Иисус? Неужели это Еллины? Прибытие на иудейский праздник Пасхи Еллинов, которые хотели видеть Иисуса, было не важным лишь на первый взгляд. На протяжении всего Евангелия от Иоанна до сего момента Иисус постоянно сталкивался с Иудейскими религиозными руководителями по поводу Его заявления «Я - Сыном Божьий» и по поводу исполнения пророчеств. До сих пор в центре внимания был Иисус – кульминация иудаизма, а также в фокусе был отказ иудейских лидеров узнать кто же Иисус есть на самом деле. Но теперь эта небольшая семейная междоусобица принимает вид чего-то большего. Иисус привлек внимание соседей: мир заинтересовался Им. Даже иудейские лидеры это отметили в отрывке, предшествующему нашему сегодняшнему чтению. Они уже замыслили избавиться от Иисуса – это их план собственного спасения и спасения своего народа от гнева римлян – и по их слову Иисус будет арестован. Но когда фарисеи увидели толпы людей вокруг Иисуса, входящего в Иерусалим в Вербное воскресенье, они молвили между собой «Видите ли, что не успеваете ничего? Весь мир идет за Ним» (12:19).

Латинское название этого воскресенья - Palmarum - от обычая приветствовать царя или воеводу, въезжающего в город, пальмовыми ветвями.
Даже если пророчество из книги Захарии 9:9 известно, все равно въезд в город на осле остаётся противоречивым жестом. "Ученики Его сперва не поняли этого", говорится в Евангелии (Иоанн 12:16). А мы поняли?
Чтение из Послания - великий гимн Христу (Филиппийцам 2:5-11) - дает нам возможность для толкования: "Царский" путь Сына Божьего ведет через глубочайшее унижение к славе, к прославлению всеми людьми.
Ветхозаветное чтение - песнь страдающего Раба Божьего - придаёт унижению конкретные черты. Речь о позоре и плевках, об ударах в спину и в щёки - но и о близости Судьи, перед которым мучители распадутся, как одежда, пораженная молью.

Крестный ход (процессия) в вербное воскресенье сначала стал обычаем в Иерусалиме, а с 8 века и в Европе. Люди брали с собой зеленеющие ветви, предварительно благословленные. В католической Церкви и сейчас Великая Неделя начинается с благословения пальмовых веток и процессии.

От Вербного воскресенья до Великой Субботы опускаются не только "Аллилуйя" и "Слава в вышних Богу", но и "Слава Отцу...".

01 04 2021
Великий (Чистый) четверг

Чтения 

Иоан. 13,1-15
1 Кор. 11,23-26
Мар. 14,17-26

"Сие творите в воспоминание Моё": в Чистый четверг мы помним о том, что произошло "в ту ночь, в которую Он предан был" - и таким образом о том, что христиан объединяет в первую очередь не "интерпретация и аргументация" (Йоханн-Баптист Метц), а общая Трапеза.
Совершение Трапезы до сих пор является центральным элементом христианского богослужения, укоренённым в практике самого Иисуса. Накануне Его смерти христианство помнит об установлении святого Причастия, которое является одновременно памятью о Его жизни, страдании и смерти и о Его воскресении и возвышении.
Поэтому сегодня собственно повествование о событии читается из Послания (1 Коринфянам 11:23-36) - считается, что это самый древний рассказ об этой Трапезе. Чтение из Евангелии - об омовении ног. Это придает данному празднику еще один аспект. Можно говорить и о толковании Причастия: общность трапезы реализуется в общности служения и любви.
Ветхозаветное чтение рассказывает о иудейских корнях Причастия - об установлении иудейской Пасхи.

Богослужение вечером Чистого четверга открывает собственно сердцевину пасхальных дней, Святого Триденствия о страдании, смерти и воскресении Господа (triduum sacrum). Особый характер именно этого богослужения выражается тем, что во время открытия "Слава в вышних Богу" поётся под звон всех колоколов, которые после этого умолкают до пасхального утра.
Однако "аллилуйя" и "Слава Отцу и Сыну и Святому Духу" не поется и сегодня. Литургический цвет - белый.
Во многих общинах принято в этот четверг после Причастия убрать всё с алтаря. Изначально смысл был практический: парамент стелили на алтарь только для Евхаристии. Теперь это действие символизирует обнажённость Христа на Кресте.
После этого богослужения орган молчит до гимна о воскресении Христа в пасхальной ночи. Таким образом мы стараемся передать хотя бы отголосок той оставленности, которую Иисус пережил в Гефсимании и на Кресте.
Есть две версии происхождения немецкого названия этого дня Gründonnerstag. По первой (которой придерживаются авторы агенды), слово произошло от средневерхненемецкого gronan - плакать, рыдать. В Чистый четверг "плачущие" кающиеся, которые были изгнаны из Церкви в пепельную среду, принимались обратно. По второй версии слово grün - зелёный обозначает то, что в этот день овощи и зелень составляет основную часть питания постящихся, в то время как в Страстную пятницу в идеале вообще не едят (или только хлеб, воду и фрукты). В пользу этой версии говорит то, что во многих местностях принято приготовить на Чистый четверг именно блюда зеленого цвета, однако эта традиция могла возникнуть и задним числом.

02 04 2021
Страстная пятница

Чтения 

Иоан. 19,16-30
2 Кор. 5,(14-18).19-21
Лук. 23,33-49

Как заголовок над текстами этого дня стоит антифон к вводному псалму (Флп 2:8 или 2:10.8б) вместе с 21 псалмом, которым Иисус по библейскому преданию молится в час смерти. Из Евангелия читают отрывок из Страстной истории по Иоанну (можно и прочитать всю Страстную историю), из Ветхого Завета - Песнь о страдании Раба Божьего за других, а из Послания - о том, как Творец примирил с Собой творение во Христе - мощное утверждение, которое ни одна теология еще полностью не догнала.
Страстную пятницу, вероятно, отмечали уже первые христиане - но не богослужением, а как день скорби и поста, продолжающегося и в субботу. Этот характер он сохранил на протяжение веков. Уже Тертуллиан (конец 2 века) свидетельствует о том, что в этот день соблюдали строгий пост.
В четвёртом веке в Иерусалиме в Страстную пятницу почитали святой Крест и проводили литургию Слова в час смерти Иисуса. В католической Церкви до сих пор в этот день не проводят Евхаристию, а особое богослужение во второй половине дня, на котором соениняют литургию Слова с великими просительными молитвами этот день, почитание Креста и Причастие.

В благочестии евангелических христиан этому дню придается особенно большое значение - зачастую его как день соврешения нашего спасения даже называют самим великим праздником в церковном году. И это несмотря на то, что протестантские церкви вначале лишь отчасти перенимали Страстную пятницу как церковный праздник. В 17 веке его возродили как день покаяния, однако он при этом лишился своего первоначального характера. Раньше эта пятница была единственным днем в году, в который нигде не проводилось Причастие, а теперь Причастие было выдвинуто на первый план.

В Страстную пятницу гаснут свечи, которые до тех пор были символом живого света, самого Христа. Их заново зажигают лишь в пасхальную ночь - от пасхальной свечи.
Литургический цвет Страстной пятницы и субботы - фиолетовый или чёрный, однако предпочтительно вообще отказаться от параментов и любого убранства на алтаре. Чёрный - "цвет" смерти, тьмы, отрицания всякой жизни. В Страстную пятницу хвала из уст общины умолкает перед событиями на Голгофе. Возможно провести богослужение по особой агенде.

04 04 2021
 Пасха - воскресение Христово

Чтения 

Мар. 16,1-8
1 Кор. 15,1-11
Мат. 28,1-10

Христос воскрес - воистину воскрес!
Трижды повторяется этот возглас, и трижды община отвечает "Аллилуйя!", произнеся это слово впервые за девять недель.
Поётся пасхальный хорал, читается Евангелие о воскресении Христа из мёртвых.

Но если праздновать пасхальную ночь, то это произойдёт далеко не сразу. К этому ведёт долгий путь.
Именно ночное - самое древнее пасхальное богослужение, собственно завершающее Страстную неделю. Всенощная в пасхальную ночь проводилась уже во втором веке.
Но в начале не было единогласия по поводу даты Пасхи. Все соотносили праздник воскресения Господа с иудейской Пасхой, но общины Малой Азии держались точного дня - 14 Нисана, который мог попасть на любой день недели, в то время как римская община, которая начала праздновать Пасху позже, чем они, с самого начала определила, что Пасха празднуется в воскресенье, последующее за первым полнолунием после весеннего равноденствия. Спор о дате Пасхи длился долго и был решен в пользу римского решения на Никейском соборе в 325 г. С введением григорианского календаря на Западе в 1582 году даты Пасхи снова разошлись, так как восточная Церковь продолжана пользоваться юлианским календарём для вычисления даты Пасхи.
Протестанская Церковь переняла от римско-католической празднование всенощной, но без большей части элементов (освящение воды, освязение свечей и т.д.), оставив лишь существенные (молитвы, чтения и Евангелие о воскресении). В 18 веке празднование всенощной было утрачено в ходе Просвещения, но в последние 10-20 лет возрождается. Это не может не радовать, так как эта великая ночь принесла миру нечто совершенно новое, наполняющее всех христиан нескончаемой радостью.

В ранней церкви празднованию пасхальной ночи, центру церковного года и христианского празднования вообще, предшествовало совместное ночное бдение с воспоминанием о страданиях и смерти Иисуса.
Пасхальная ночь начинается с зажигания пасхальной свечи. Если до богослужения горел пасхальный костер перед главным входом в церковь, то свечу зажигают об него.
Пасхальную свечу вносят в темную церковь, трижды восклицая "Христос - свет мира", и община отвечает "Слава Богу вовек". Все зажигают свои свечки о пасхальную свечу, и поётся длинное пасхальное прославнение Exsultet: "Да ликуют сонмы ангелов в небе, да ликуют силы небесные..."
Литургия Слова начинается с длинного ряда чтений из Ветхого Завета, чередующихся с песнопениями и молитвами.
Эти тексты вкратце пересказывают всю историю Спасения: сотворение мира (Быт 1), спасение Ноя из Великого Потопа (Быт 6-8), исход Израиля из Египта и его спасение при переходе через море (Исх 14-15), пророческое приглашение человека в благодатный Завет с Богом (Ис 55), воскрешение Израиля (Ис 26; Иез 37). Потом раздаются звон колоколов и звук органа, и община поёт "Слава в вышних Богу", которое молчало на протяжение всего Поста.
В молитве дня прославляется воскресение из мёртвых и упоминается крещение. В чтении из Послания говорится о том, что и мы воскресли со Христом.
После Литургии Слова празднуется крещение. Люди, приготовившиеся ко вступлению в Церковь, крестятся в эту ночь, и все прихожане вспоминают о своём собственном крещении.
Идеальное время для богослужения в пасхальную ночь - такое, чтобы празднование Причастия, заключающее это богослужение, совпало с первыми лучами восходящего солнца (чего, конечно, добиться можно не всегда). Ибо солнце - символ воскресшего Господа (поэтому церковные здания указывают на восток, к восходящему солнцу), и восход символизирует само воскресение.

Если пасхальная ночь находится под знаком перехода от тьмы к свету, то утреннее богослужение уже полностью определяется торжеством победы над смертью, которое звучит во всех чтениях и молитвах. Апостол Павел передаёт нам предание о явлении Воскресшего, причем сам ставит себя в ряд свидетелей. Чтение из Евангелия (Марк 16,1-8) заставляет задуматься - оно оканчивается очень странно: "ибо они боялись".

На пасхальном богослужении "Аллилуйя" повторяется три раза.
Литургический цвет Пасхи - белый, как одеяние ангела, как одеяние Господа во время преображения, как сам свет.