Церковный год

В мире существует много различных способов, которыми можно измерить время: секунда, минута, час, день, неделя, месяц, год. Даже если мы остановим свое внимание на годе как промежутке времени, столкнемся с великим разнообразием: календарный, лунный, учебный год.
Всем известно,что календарный год начинается 1 января и заканчивается 31 декабря, а, вот, церковный год начинается на четыре недели раньше – первым воскресеньем Адвента и заканчивается Воскресеньем вечности или Днем поминовения усопших.
Церковный год делится на три цикла, определяющиеся великими христианскими праздниками: Рождеством, Пасхой и Троицей (не путать с Пятидесятницей!). Величайшим праздникам предшествует время подготовки и духовного обновления верующих: перед рождественскими праздниками идет Адвент (лат. 'приход'), перед Пасхой – Страстное время, время поста.

В церковном году существуют переходящие и непереходящие, т.е. отмечающиеся в определенные и неизменные дни, праздники. Даты переходящих праздников зависят от исчисления Пасхи. По решению 1 Никейского Собора в 325 г. христианская Пасха празднуется в ближайшее воскресенье после первого весеннего полнолуния, следующего за началом календарной весны (21 марта). Таким образом, Пасха может отмечаться в период с 22 марта по 25 апреля.
Все прочие переходящие праздники зависят от даты Пасхи:
Пепельная среда (46 дней до Пасхи),
Страстная Пятница (2 дня до Пасхи),
Вознесение Христово (39 дней после Пасхи),
Пятидесятница (49 дней после Пасхи).

Церковный год тесно связан с историей спасения. В нем можно встретить праздники, посвященные четырем временам года и восходящим к древнейшим временам истории человечества. Праздник урожая и День покаяния и молитвы, которые нам знакомы сегодня, отражают эту старую периодизацию.
Напоминание о пути Бога с народом израильским в Ветхом Завете тоже находит свое отражение в церковном году. Христианская Пасха неразрывно связана с иудейской Пасхой (исходом из Египта). Страстное время или время поста, длящееся 40 дней, напоминает нам о 40 годах, проведенных народом израильским в пустыне. К Пасхе можно начать готовиться и за 70 дней. Об этом свидетельствует воскресенье, носящее название Septuagesimae (семьдесят). В течение 70 лет израильтяне находились в вавилонском пленении.
Но больше всего церковный год характеризуется праздниками, связанными с Христом. Рождество – Христос становится человеком. Пасха – Христос воскресает. Вознесение – Христос становится Господом всех господ и сидит одесную Бога.
Церковный год, однако, вводит нас и в историю христианства. Пятидесятница – праздник церкви. Святой Дух идет в мир с вестниками, несущими Евангелие. Так в церковном году мы отмечаем 31 октября – День Реформации. 31 октября 1517 года Мартин Лютер прибивает к дверям дворцовой церкви в Виттенберге свои 95 тезисов.
И в конце концов, в заключение церковного года наши взгляды устремляются на завершение этого мира в вечном Царствии Божьем. Последнее воскресенье церковного года так и называется Воскресеньем вечности.

Литургические цвета

На протяжении церковного года алтарь и церковную кафедру украшают параментами (покровами) разных цветов. Каждому воскресному и праздничному дню соответствует свой литургический цвет, отражающий суть этого дня. В лютеранской церкви принято использовать пять цветов:

белый – цвет чистоты, света и победы, цвет великих Христовых праздников, например, Рождества, Богоявления, Чистого четверга, Пасхи и Вознесения;

фиолетовый – цвет покаяния и поста, например, Адвента и Страстного времени;

красный – цвет огня, духа, церкви и крови, цвет Пятидесятницы, Дня апостолов Петра и Павла, Дня Реформации, а также таких праздников общины, как конфирмация, освящение церкви, ординация;

черный – цвет смерти и скорби, цвет Страстной пятницы и Страстной субботы;

зеленый – цвет надежды и ожидания, роста и созревания, цвет времени Богоявления, времени Троицы и Праздника урожая.

 

Важнейшие церковные даты 2019 года.

 

6 марта 2019.

Пепельная среда (лат. Dies Cinerum) открывает Великий пост в латинском обряде католической, англиканской лютеранских церквей, продолжающийся 45 дней (или 46 дней — в високосный год) и заканчивающийся Пасхой. В этот день, в соответствии с древним обычаем, верующим наносится на лоб знамение креста освященным пеплом.

 

 18 апреля 2019

Великий четверг (греч. Μεγάλη Πέμπτη), (Страстной четверг, Чистый четверг, Великий четверток) — в христианстве четверг Страстной недели (Великой седмицы), в который вспоминаются Тайная вечеря, на которой Иисус Христос установил таинство Евхаристии и совершил омовение ног учеников, молитва Христа в Гефсиманском саду и предательство Иуды.

 

 

19 апреля 2018

Великая пятница (греч. Μεγάλη Παρασκευή), Страстная пятница, (лат. Dies Passionis Domini) — пятница Страстной недели, которая посвящена воспоминанию осуждения на смерть, крестных страданий и смерти Иисуса Христа, а также снятию с креста Его тела и погребения.

 

 

21 апреля 2019

Событие Воскресения Христова — самый большой и светлый христианский праздник. Этот праздник еще называют Пасхою, то есть Днем, в который совершилось наше перехождение от смерти — к жизни и от земли — к Небу. Пасха — древний и важный праздник богослужебного года. Христос воскрес! — и для всего мироздания началась истинная весна, светлое, радостное утро новой жизни. Воскресение Господа Иисуса — первая действительная победа жизни над смертью.

 

                                                               

30 мая 2019

Вознесение Господне - событие новозаветной истории, восшествие Иисуса Христа во плоти на небо, а также установленный в память этого события и обещания о Его втором пришествии переходящий христианский праздник, полное название: Вознесе́ние Го́спода Бо́га и Спаси́теля на́шего Иису́са Христа́, который отмечается в 40-й день по Пасхе и всегда приходится на четверг.

 

 

 

9 июня 2019

Пятидесятница. После Воскресения Господня Его ученики непрестанно жили ощущением праздника. На протяжении еще сорока дней Он являлся им по одному и собранным вместе. На глазах учеников, Господь поднялся над землей, как бы удостоверяя их, что в последний день мира Он придет на землю так же, как отошел к Богу-Отцу. Прощаясь с ними до времени, Он обещал послать им Утешителя – Святого Духа, исходящего от Бога-Отца.

 

 

16 июня 2019

Бог-Троица есть совершенный союз любви. При этом Бог-Отец является Причиной и Источником превечного бытия Бога-Сына и Святого Духа. Бог-Отец является Источником воли и действия Святой Троицы, совершителем — Бог-Сын, Который действует посредством Святого Духа.

 

 

 

20 ноября 2019

День покаяния и молитвы (Buß- und Bettag) в Германии — это ритуальный праздник протестантской церкви, уходящий своими корнями в неспокойные времена бедствий и войн. Слово «покаяние» часто создает неверные ассоциации. В этот день речь идет не о покаянии о содеянном в смысле получения наказания за него, а об изменении отношения, возвращении к Богу.

 

24 ноября 2019

Воскресенье Вечности. Это последнее воскресенье церковного года, в которое христиане вспоминают о Последнем Суде и о тех, кто от нас ушел в мир иной. Во время богослужений зачитывают списки прихожан, умерших в минувшем литургическом году.

 

1 декабря 2019

Первый Адвент. Само слово «Адвент» происходит от латинского «adventus» - пришествие. Время Адвента - это преддверие. Мы живем, приближаясь к моменту, когда мы встретим Господа. Мы 25 марта по Григорианскому календарю в этом году – Пальмовое воскресеньеждем, что Он приидет вновь. Грядет «День Господень», час правды.

 

 

 

 

14 апреля по Григорианскому календарю в этом году – Пальмовое воскресенье

Праздник Входа Господнего в Иерусалим («Пальмовое» воскресенье) отмечается за неделю до Пасхи, в шестое воскресенье Великого Поста.

Праздник символизирует, с одной стороны, признание миссии Иисуса Христа, а с другой – прообраз входа Сына Человеческого в Рай.

Иудеи ожидали, что Мессия – Спаситель Израиля –  явится на Пасху. В то время Иудея находилась под владычеством римлян, и ожидали национального освободителя от иноземного господства.

Народ Иерусалима, зная о воскрешении Лазаря, встречает Иисуса очень торжественно. Иисус, показывая, что он входит в Иерусалим с желанием мира, а не войны, въезжает на осле (на Востоке въезжать в город на осле – символ мира, верхом на коне – символ войны).

Упоминание об этом празднике встречается еще у Амвросия Медиоланского и Епифания Кипрского, а его изображение находят на саркофагах IV века, однако окончательно в западной традиции праздник (лат. Die dominica in palmas - Пальмовое воскресенье) устанавливается к VII веку. Существует мнение, что впервые его отметили в Иерусалиме.

У римо-католиков перед началом Службы традиционно проводится шествие вокруг храма или в самом храме. Участники шествия держат в руках ветви (в южных странах – пальмовые, в северных – вербные или другие) и зажженные свечи. Во время шествия поются праздничные антифоны и гимн Христу-Царю. Процессия символически представляет собой людей, вышедших навстречу Спасителю во время Входа Господнего в Иерусалим.

Месса этого дня включает чтение Страстей Господних, которые читаются, кроме этого дня, только в Великую Пятницу. Освященные на богослужении ветви хранятся в домах верующих до следующего Великого поста.

Существует традиция получать пепел для службы пепельной среды сожжением этих ветвей.

 

Ложь всегда извивается, как змея, которая никогда не бывает прямой, ползет ли она или лежит в покое; лишь когда она мертва, она пряма и не притворяется.

Мартин Лютер

Вера не просто согласие, когда ты знаешь и веруешь в то, что происшедшее со Христом истина.
Вера заключается в сердечном уповании, чтоб ты признал, что Распятие - произошло ради тебя и во благо тебе.
Дьявол также знает и верует, что Христос умер, но он не верует, что Христос умер ради него и к его благу. Такая вера, когда я принимаю это в сердце свое - а ты в свое - является даром, который дает лишь Дух Святой.

Мартин Лютер

«Признавайтесь друг пред другом в проступках…» (Иак. 5:16).
При таком покаянии, какое бы мы ни причинили ближнему зло - мы обязаны признать перед ним нашу ошибку, как учит Христос в Евангелии от Матфея: «Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой. Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу»
(Мф. 23-25).

При этом, Бог хочет, чтобы тот, кто согрешил, просил у другого прощения, а тот, против кого согрешили, обязательно прощал. Этот вид покаяния непременно необходим, поскольку Бог не будет милостив и не простит грехи человека до тех пор, пока он не испросит прощения или не простит своего ближнего.
Таким образом, вера неистинна, пока не приносит следующие плоды: просьба у ближнего прощения для себя и ответное прощение.
В противном случае - человеку не следует обращаться к Богу.
Если плод этот отсутствует, вера и первый вид покаяния являются неискренними.

Мартин Лютер

«Но у Тебя прощение, да благоговеют пред Тобою» (Пс. 129:4).
Кто бы ни обращался к Богу, он должен перед этим искренне покаяться, говоря: «Господи, если Ты не милосерден, то все для меня потеряно, насколько бы ни был я благочестив». Каждый святой должен покаяться, о чем ясно говорит упомянутый псалом: «Да уповает… на Господа, ибо у Господа милость…» (Пс. 129:7).

Таким образом, этот вид покаяния учит нас, что мы все в равной мере являемся нечестивцами и грешниками, ибо сказано, если один из нас праведен, то все мы праведны. Если кто-то имеет особое благословение, пусть благодарит Бога и воздерживается от хвастовства. Каждый согрешил по крови и плоти, и если кто низко пал, это не значит, что другой, который покуда крепится, не упадет еще ниже.​

Мартин Лютер

 

"Следует всегда молиться и не унывать" (Лука, 18:1)

...Пусть дьявол скажет явное "нет".
Но научись говорить: "Я верую, что Господь будет милосерден к Своей Церкви и спасет ее, если она взывает о помощи. Сслово "да"
есть в Его сердце, согласно словам Христа "О чем ии попросите Отца во имя Мое, даст вам".
Я не хочу спорить, избран ли я и достоин ли я молиться, но если молюсь и настойчив в этом - я верую, что непременно получу "да".

Мартин Лютер