Церковный год

В то время как календарный год начинается 1 января и заканчивается 31 декабря, церковный год начинается на четыре недели раньше – первым воскресеньем Адвента и заканчивается Воскресеньем вечности или Днем поминовения усопших.
Церковный год делится на три цикла, определяющиеся великими христианскими праздниками: Рождеством, Пасхой и Троицей (не путать с Пятидесятницей!). Величайшим праздникам предшествует время подготовки и духовного обновления верующих: перед рождественскими праздниками идет Адвент (лат. 'приход'), перед Пасхой – Страстное время, время поста.

В церковном году существуют переходящие и непереходящие, т.е. отмечающиеся в определенные и неизменные дни, праздники. Даты переходящих праздников зависят от исчисления Пасхи. По решению 1 Никейского Собора в 325 г. христианская Пасха празднуется в ближайшее воскресенье после первого весеннего полнолуния, следующего за началом календарной весны (21 марта). Таким образом, Пасха может отмечаться в период с 22 марта по 25 апреля.
Все прочие переходящие праздники зависят от даты Пасхи:
Пепельная среда (46 дней до Пасхи),
Страстная Пятница (2 дня до Пасхи),
Вознесение Христово (39 дней после Пасхи),
Пятидесятница (49 дней после Пасхи).

Церковный год тесно связан с историей спасения. В нем можно встретить праздники, посвященные четырем временам года и восходящим к древнейшим временам истории человечества. Праздник урожая и День покаяния и молитвы, которые нам знакомы сегодня, отражают эту старую периодизацию.
Напоминание о пути Бога с народом израильским в Ветхом Завете тоже находит свое отражение в церковном году. Христианская Пасха неразрывно связана с иудейской Пасхой (исходом из Египта). Страстное время или время поста, длящееся 40 дней, напоминает нам о 40 годах, проведенных народом израильским в пустыне. К Пасхе можно начать готовиться и за 70 дней. Об этом свидетельствует воскресенье, носящее название Septuagesimae (семьдесят). В течение 70 лет израильтяне находились в вавилонском пленении.
Но больше всего церковный год характеризуется праздниками, связанными с Христом. Рождество – Христос становится человеком. Пасха – Христос воскресает. Вознесение – Христос становится Господом всех господ и сидит одесную Бога.
Церковный год, однако, вводит нас и в историю христианства. Пятидесятница – праздник церкви. Святой Дух идет в мир с вестниками, несущими Евангелие. Так в церковном году мы отмечаем 31 октября – День Реформации. 31 октября 1517 года Мартин Лютер прибивает к дверям дворцовой церкви в Виттенберге свои 95 тезисов.
И в конце концов, в заключение церковного года наши взгляды устремляются на завершение этого мира в вечном Царствии Божьем. Последнее воскресенье церковного года так и называется Воскресеньем вечности.

Литургические цвета

На протяжении церковного года алтарь и церковную кафедру украшают параментами (покровами) разных цветов. Каждому воскресному и праздничному дню соответствует свой литургический цвет, отражающий суть этого дня. В лютеранской церкви принято использовать пять цветов:

белый – цвет чистоты, света и победы, цвет великих Христовых праздников, например, Рождества, Богоявления, Чистого четверга, Пасхи и Вознесения;

фиолетовый – цвет покаяния и поста, например, Адвента и Страстного времени;

красный – цвет огня, духа, церкви и крови, цвет Пятидесятницы, Дня апостолов Петра и Павла, Дня Реформации, а также таких праздников общины, как конфирмация, освящение церкви, ординация;

черный – цвет смерти и скорби, цвет Страстной пятницы и Страстной субботы;

зеленый – цвет надежды и ожидания, роста и созревания, цвет времени Богоявления, времени Троицы и Праздника урожая.

Важнейшие церковные даты 2021 года.

01 01 2021

Новый год, День обрезания и наречения имени Господня

Чтения 

Лук. 4,16-21 или Лук. 2,21

Иак. 4,13-15.(16-17) или Гал. 3,26-29

Иоан. 14,1-6 или Быт. 17,1-8

В древней Церкви был обычай трехдневного поста с богослужениями покаяния в начале нового года. Римляне языческой веры в третьем веке праздновали с 17-24 декабря "сатурналии", заканчивающиеся бурным праздником в честь "непобедимого солнца" (см. Рождество). Христианская Церковь также отмечала Рождество Господа в течение семи дней, но заканчивая не оргией, а покаянием и обращением к Богу, имеющему власть над временем.
По хронологии на 1 января попадается день, в который Младенец был обрезан и наречён Иисусом. Это событие начали литургически отмечать только в шестом веке - сначала в Испании и Галлии, позже и в Риме.
Мартин Лютер тоже очень ценил именно этот смысл Нового года. Он высказывался против того, чтобы "с кафедры раздавать новый год", тем более что истинное начало года для Лютера - Рождество.Однако в течение 17 века этот смысл был утерян в протестантской церкви за счет Нового года, тем более что Новый год, день нового начала, является, вероятно, самым важным светским праздником.
Литургический свет - белый, так как Новый год - не отдельный праздник, а день, входящий в рождественское время.
Уместнее всего - праздновать Новый год в церкви именно как день обрезания и наречения имени Иисуса. Если же праздновать его как день Нового года, то читается текст из послания Иакова о том, что не мы держим в руке свое будущее, а один лишь Бог. Из него взяты известные слова "если угодно будет Господу и живы будем". Также эта тема присутствует  и в ветхозаветном чтении, в котором Божьи порядки являются ключом к тому, чтобы Бог был с Иисусом Навином во всём, что он будет делать. Еще раз подчеркивается, что человек может много чего придумать, но Бог направит его шаги. Таким образом мы хоть и не марионетки, но будет полезно осознать, что мы в своих стараниях не одни. Сюда присоединяется и мотив имени Иисуса - связанное с Его обрезанием, - имени, в котором преклонятся все колени.

03 01 2021

 2 воскресенье после Рождества
Чтения 

Лук. 2,41-52
1 Иоан. 5,11-13
Иоан. 1,43-51

Второе воскресенье после Рождества отмечается только, если между 1 и 6 января попадается еще одно воскресенье.
Оно находится между Рождеством, Новым годом и Богоявлением и использует мотивы, встречающиеся в эти дни.
Евангелие на второе воскреснье после Рождества говорит уже о подростковом возрасте Иисуса: двенадцатилетний Иисус во храме не только напугал родителей, но и вызвал восхищение среди ученых Своего народа. Главная мысль в том, что Иисус - Сын Божий: "или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?"
Чтение из Ветхого Завета - Исаия 61:1-3(4.9)11.10 - тот текст, который Иисус относит к себе в Своей первой проповеди в Назарете: "Он послал Меня исцелять сокрушённых сердцем..." Чтение из послания еще раз подчеркивает, что вечная жизнь есть только через Иисуса Христа, Сына Божьего.
Богослужение пронизано одновременно мотивом воплощения (Рождество) и света во тьме (Богоявление).

06 01 2021

 Богоявление, Крещение Господне
Чтения 

Мат. 2,1-12
Еф. 3,2-6
Иоан. 1,15-18

Если на Рождество мы размышляем о том, что Бог стал человеком и таким образом уничижил Себя, то на праздник Богоявления мы подчеркиваем, что это действительно Царь, Господь, Бог обращается к людям в Иисусе и воздвигает Свое царство над миром: волхвы приходят, чтобы поклоняться "родившему Царю иудейскому"; они приносят Ему царские подарки. Глас с неба во время крещения Иисуса произносит адопционную формулу - это означает передачу власти, воцарение.
Евангельские чтения на воскресенья, следующие после Богоявления, будут освещать разные аспекты полноты власти Иисуса.

С самого начала с этим праздником связан мотив света. С ним связана идея миссионерства - звезда указывает путь к Иисусу языческим волхвам. Чудесная звезда богоявления приносит свет, ясность и радость и в жизнь отдельного верующего.

Истоки этого праздника - в Египте, где Церковь противопоставлила свой собственный праздник празднику одной гностической секты, которая видела в крещении Иисуса истинное зачатие и рождение Христа. Гностики в свою очередь использовали (примерную) дату языческого праздника, в который египтяне отмечали рождение Айона, бога солнца, черпая воду из Нила. Христианский же праздник египетской Церкви был посвящен как рождению, так и крещению Иисуса до тех пор, пока не перенимали 25 декабря как дату Рождества от западной Церкви, а 6 января осталось днем Крещения Иисуса.
В западной Церкви же главной темой этого праздника стало поклонение волхвов. У Матфея не уточняются число или, тем более, имена волхвов, но позже стали считать, что их было трое по количеству их даров. Еще позже их стали называть царями и придали им имена: Бальтазар, Мельхиор и Каспар. Таким образом 6 января все больше приобрело характер праздник в честь святых ("трех святых царей").

Чтения на этот день поддерживают память о поклонении волхвов и о том, что приход язычников с дарами был уже предсказан в Ветхом Завете. Послание также говорит о том, что язычники стали сонаследниками и были присоединены к Божьему народу.
Собственно крещение Иисуса рассматривается поближе в первое воскресенье после Богоявление.
Литургический цвет Богоявления - белый.

10.01.2021

1 воскресенье после Богоявления

Чтения 

Мат. 3,13-17
Рим. 12,1-3.(4-8)
Мат. 4,12-17

На характер воскресений между Богоявлением и началом пасхального круга еще влияет свет праздника Богоявления, так что в определенном смысле их можно назвать "временем Богоявления". Их число варьирует от одного - если Пасха очень ранняя, а именно приходится на 22 или 23 марта - до шести в случае, если Пасха приходится на 22-25 апреля. Литургический цвет этих воскресений (кроме последнего) - зелёный.

В первое воскресенье после Богоявления - как и в католической Церкви - в центре стоит крещение Иисуса, которое раньше также отмечали в сам день Богоявления. Из Евангелия, соответственно, читается Матфей 3:13-17, что раньше было вторым евангельским чтением на день Богоявления.
Ветхозаветный текст - Песнь о Рабе Божьем, Исаия 42:1-4(5-9). Мы можем читать глас с неба, звучащий при крещении Иисуса, как краткое содержание этой Песни. В ней уже говорится и о дальнейшей деятельности и вести Мессии, которым оказался Иисус. Своей вестью Он изменил мир, призвав людей: покайтесь, вернитесь, обратитесь к Богу, Который через Иисуса изгладил ваши грехи.
Близко к этому и чтение из Послания, которое также призывает нас понимать крещение как обновление. Все остальные тексты проприя также говорят о теме крещения.

17.01.21

Последнее воскресенье после Богоявления

Чтения 

Мат. 17,1-9
2 Кор. 4,6-10
Исх. 3,1-10.(11-14)

Последнее воскресенье после Богоявления выделяется уже тем, что оно отмечается всегда, в то время как все другие проприи времени Богоявления до него могут выпадать в зависимости от длительности времени Богоявления. Однако еще важнее - тема этого воскресенья. Она создает связь с традициями других церквей, празднующих преображение Иисуса в день Богоявления. Римско-католическая же Церковь празднует это событие 6 августа (см. там). Вероятно, этот праздник возник в связи с освящением церкви на горе Фаворе, где, по преданию, преображение имело место.
В Своем преображении Иисус, еще проживая на земле, на короткое время открывается Своим ученикам как Сын Божий в Своей славе. Это единственный раз, когда ученики через Иисуса физически ощущают близость небес, становясь свидетелями явлений на горе. Это переживание восхищает их так, что они хотят отсаваться там. Но рассказ заканчивается тем, что путь ведет обратно в этот мир, в котором ученики хоть и получили надежду, но все же подвергаются нужде и бедам. Предстоит трудный, болезненный путь в Иерусалим. Таким образом, последнее воскресенье после Богоявления проводит связь между славой Сына Божьего и Его смертью, в которой Он искупил человечества не пользуясь Своим статусом Божьего Сына, а жертвуя Собой как человек.
Этот рассказ из Евангелия (Мф 17:1-9) - одно из центральных новозаветных повествований об откровениях, так что к нему вполне подходит текст из книги Исхода 3:1-10(11-14), в котором Бог открывает Моисею Свое имя. Свет во тьме светит - Апостол Павел во 2 послании к Коринфянам говорит о том, чтобы жить и страдать вместе с Иисусом. Таким образом совершается переход от времени Богоявления к великому Посту.
И все же литургический цвет этого дня - белый. Он перед долгим путем по Страстному времени уже направляет наш взгляд к Пасхе.