Второе Воскресенье по Св. Богоявлению.

20 января 2019 г. от Р.Х.

Изречение дня (недели): «Закон дан через Моисея, благодать же и истина произошли через Иисуса Христа», от Иоанна 1, 17.

Литургический цвет: зелёный.

Псалом дня (недели): (А) Пс. 65, 4; (Пс) Пс. 144, 3-7

Ветхозаветное чтение: Исход 33, 17b-23

Апостол дня: к Римлянам 12, 6-16(17-21)

Аллилуйя – стих: Пс. 33, 3

Евангелие дня: от Иоанна 2, 1-11

Проповедь

от Марка 2, 18-22

Помолимся: Всемогущий вечный Боже, человеколюбивый Отче Небесный, Отче Господа нашего Иисуса Христа, воплотившегося и ставшего человеком ради нашего спасения, молим Тебя смиренно: даруй нам благодать и силу Твоего Святого Духа;  отверзи наш разум, чтобы поняли и уразумели мы Твоё душеспасительное слово, открой наши сердца, чтобы мы прониклись Твоим словом и оно вело нас в вере путём спасения и правды; сохрани нас, о Боже, во свете слова Твоего, чтобы не заблудились мы во тьме сего мира и не погибли вместе с ним, но по великому богатству Твоей милости и благодати унаследовали через веру в Твоего Сына и нашего Господа жизнь и Твоё Небесное Царство. Иисусом Христом, Господом нашим. Аминь

Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любовь Бога Отца и причастие Духа Святого со всеми нами! Аминь.

Возлюбленные в Господе Иисусе братья и сёстры!

Время течёт быстро. Ныне уже Второе Воскресенье по Св. Богоявлению нашего Господа Иисуса Христа. Медленно, но уверенно мы приближаемся ко времени Великого Поста, а вслед за ним и к торжеству торжеств – Пасхе Господней. Но всё это ещё впереди. А сегодня мы слышим в Евангелии дня о самом первом чуде нашего Господа Иисуса во время брачного пира в Кане Галилейской, когда Спаситель явил Свою славу и превратил воду Иудейского очищения, предписанного законом Моисея, в вино брачной радости.

Речь сегодня идёт о старом и новом, о суровом воздержании и аскетизме, и о радости по вере во Христа.

Св. Евангелист Марк повествует нам о том, что ученики фарисеев, которые стремились не только совершенно и полностью выполнить закон Моисея, но по возможности даже и перевыполнить, и ученики Иоанна Крестителя много постились. Некоторые из них пришли к нашему Господу и в удивительном единстве спросили Его, отчего они постятся, а ученики Господни нет. В этом вопросе мы можем даже услышать некоторый упрёк Иисусу, что Он не накладывает на Своих последователей и учеников пост, воздержание и другие строгие правила благочестия. Но на это Сын Божий и наш Спаситель ответил им: «Могут ли поститься сыны чертога брачного, когда жених с ними? Доколе с ними жених, не могут поститься; но придут дни, когда отнимется от них жених, и тогда будут поститься в те дни».  Что это значит? Наш Спаситель сравнивает Своё пришествие в мир с брачным пиром, на который Он зовёт и приглашает нас, а Себя Самого Он сравнивает с женихом, который приносит радость спасения в нашу жизнь. Своих учеников и всех последователей в вере Он сравнивает с сынами брачного чертога, т.е. с гостями на Божьем пире радости спасения. Возлюбленные! Во слове Божием Священного Писания радость нередко является синонимом нашего спасения во Христе. Но упрекавшие Господа настаивают на посте и суровых правилах воздержания как на верном пути истинного благочестия.  Однако пост для них нечто совсем иное, чем просто   доброе дело внешнего благочестия или упражнение для тела и души. Для них, как и для очень многих в Израиле и даже в Христовой Церкви такое суровое воздержание - это принципиальная религиозная позиция и основной религиозный морально-этический принцип, суть и содержание их веры в Бога. Это выражение отрицательного и всё отрицающего идеала чистоты и попытка, через отказ и воздержание достигнуть нравственного совершенства. Это воплощение некоторого осторожного и даже пугливого отношения к Божьему творению и Его дарам, воздержание и удаление от них. Всё это описывает и характеризует благочестие и законническую духовность как самих фарисеев, так в некотором смысле и учеников Иоанна Крестителя. По этой самой причине они так и остались стоять вне дверей Евангелия, не войдя во внутрь. Такое  суровое благочестие и духовность являются ярким выражением всего того ветхого и старого, время которого прошло и на смену которому пришло новое во Христе Иисусе, в Его Богочеловеческой Ипостаси, во слове Его проповеди, в Его поступках, делах и всей Его жизни. На смену исполнившему своё предназначение закону Моисея пришло Евангелие, на смену ветхому и старому пришло нестареющее новое.

То новое, которое обрело своё начало во Христе Иисусе, Сам Спаситель, как уже было сказано, сравнивает с брачным пиром.  В Сыне Божьем обвенчаны небо и земля. Непреодолимая разница между Богом и человеком, от которой происходят как суровое благочестие, так и сковывающий страх, отныне преодолены вочеловечиванием предвечного Сына и Слова Божьего. Поэтому совершенно не удивительно и даже естественно, что именно брачный пир в Кане Галилейской стал местом и временем первого чуда Спасителя, когда Он превратил воду в вино. Именно поэтому Он также говорит о Себе Самом как о женихе, который зовёт и приглашает всех Своих учеников и последователей на брачный пир небесной радости и спасения. Поэтому сейчас всё ещё время радостного ликования и веселья.  Наш мир не может предложить нам непреходящей и чистой радости. Вместо этого он предлагает нам бесчисленное количество развлечений. Возлюбленные! Никогда не путайте радость, в особенности радость спасения по вере во Христа, с разного рода развлечениями. Радость по вере это хлеб, который насыщает. А развлечения это разноцветные леденцы, которые никак не утоляют голод, а только лишь притупляют его чувство. Через некоторое время голод возвращается с ещё большей силой. И нужно ещё больше леденцов, чтобы притупить чувство голода, но вот сытым от этого ещё никто не становился. Сегодня можно даже говорить о самой настоящей инфляции развлечений, которые не дарят никакой настоящей и стоящей радости. Бог же даёт нам в Сыне истинный хлеб, который утоляет голод нашей души, и истинную нетленную и непреходящую радость спасения по вере во Христа.

А что же пост? Нет, Господь не отменяет пост и не отрицает его. Просто ещё не время. Сейчас время радости. В Своей Нагорной проповеди Спаситель хотя буквально  и не заповедует пост, всё же говорит о нём, как о том, что известно всем и есть чем-то само собой разумеющимся. Он изымает пост из сферы болезненного отречения, освобождает его от нарочитого усердия и лицемерного уныния, и связывает пост с радостью, которая отражается на лице человека, как написано: «Когда поститесь, - говорит Спаситель Иисус, - не будьте унылы… Когда постишься , помажь голову твою и умой лице твое».

В завершении Господь рассказывает краткую притчу о новом и старом и о напрасных попытках объединить их. Речь о заплате от нового платья, пришитого на старое. Кто так поступает, тот и новое повредит и старому не поможет. Заплата оторвётся, и дыра на старом платье будет ещё больше. Никто, продолжает Спаситель, не вливает молодое вино в старые, почти дырявые  мехи. Новое вино порвёт мехи и вытечет. Новое вино нужно наливать в новые и крепкие мехи, чтобы не испортить ни вина, ни сосуды. Если уж новое, то тогда всё должно быть новым и обновиться. В нашем Спасителе новое пришло к нам от Бога в этот мир. Нет возможности объединить закон Моисея и его заповеди с Евангелием. Нет возможности объединить совершенную благодать спасения во Христе по слову Его Евангелия и собственные дела и старания для спасения. Старое и залатанное частью от нового платье – это далеко не та  праздничная одежда на брачный пир Божьего Сына, которую нам по вере приготовил Небесный Отец и в которую нам следует облечься.   Благая и радостная весть как Божье приглашение на брачный пир разрывает ветхие сосуды старого, которые могут вместить в себя лишь уныние, но только не преизбыточную  полноту радости спасения.

И в завершении, возлюбленные вопрос, который ещё в ХХ веке задал в проповеди один из Лютеранских епископов Германии. Итак, не пекутся ли многие в наших церквах более о сохранении своего изношенного и ветхого платья, чем о верном употреблении новой, свежесотканной  и ещё неизношенной одежды спасения? Не заботятся ли они более о сбережении старых и дырявых сосудов, чем о новом и крепком вине Евангелия Сына Божьего? Не уделяем ли мы более внимания своим собственным усилиям, стараниям и делам, чем доброму Христианскому званию и Божьему приглашению к радости спасения и участию в брачном пире Его Сына? К радости призвал вас, возлюбленные, Господь и Бог. Радуйтесь!  Не бойтесь и не унывайте! Не держитесь за старое и привычное, но ищите нового во Христе, к которому вы и призваны с момента вашего крещения. Во Христе теперь всё нестареющее новое!  И пусть не будет среди нас тех, которые слушают радостную весть о Божьем спасении в Сыне с таким суровым выражением лица, как если бы вместо Евангелия Иисуса Христа и радости им предлагали  счёт за коммунальные услуги по повышенным тарифам. Радуйтесь о новом во Христе! Аминь.

Помолимся: Человеколюбивый и благодатный Боже и Отче Небесный, благодарим Тебя всем сердцем за слово жизни, которым Ты вразумляешь и спасаешь нас через веру в Твоего Сына Иисуса Христа, и молим Тебя: благослови Твоё слово в наших сердцах, чтобы принесло оно плод истинной, правой и живой веры, которая действует любовью. Иисусом Христом, Господом нашим. Аминь.

И мир Божий, который превыше всякого ума, да сохранит сердца наши и помышления наши во Христе Иисусе! Аминь.