Слово на Страстной Четверг

 «Сие творите в Мое воспоминание…» 

Мы часто собираемся вместе, чтобы отметить тот или иной праздник. И я думаю иногда – вот ведь какое смешное существо, этот человек! Он празднует всякие события, они входят в его ежегодный календарь, и он не забывает, благодаря праздникам, о собственном дне рождения, о Новом годе, о Пасхе, о многом другом… Праздники не дают нам ЗАБЫВАТЬ, они, как узелки на память, напоминают нам то, о чем нам надлежит помнить. И Причастие Господне – праздник, отчасти похожий на другие. Похожий регулярностью – мы собираемся каждую неделю в церкви и возвещаем смерть Господню, спасительную для нас. Так уж мы устроены – если мы не приходим в церковь в воскресение, то начинаем забывать – зачем мы туда вообще ходим. Что у нас других дел нет, что – ли? Огород, например, вскопать надо, постирать, да мало ли дел?

Но каждый раз нашу «короткую память» встряхивают эти слова: «Сие творите в Мое воспоминание».

Но есть еще кое – что, что делает Святое Причастие не просто еще одним праздником, хранящем в нашей памяти определенные события. Это «кое-что» буквально взрывает наше представление о реальности и подводит нас вплотную к границе здравого смысла. Ибо за этой границей и начинается вера.

23 Ибо я от [Самого] Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб

24 и, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание.

25 Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание.

26 Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет.

(1Кор.11:23-26)

 «Здравый смысл» видит в Вечере Господней только воспоминание. «Сегодня мы собрались здесь, чтобы вспомнить о Христе, о том, что Он сделал для нас» - неплохой пост на поминках по давно умершему, не правда ли? Как все логично увязывается – хлеб, мол, это символ тела Христа, вино – символ Его крови. Но Христос не говорил о символах. Он говорил о Себе.

…взял хлеб

24 и, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание.

25 Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание.

Причастие - это не только праздник воспоминания. Это праздник встречи. Вряд – ли понимали это ученики на той последней вечере, слыша эти странные слова. Вряд – ли здравый смысл руководил ими. Здравый смысл устами Петра призывал Иисуса избежать страданий и смерти. Здравый смысл не хотел принимать Его служения, когда Он омывал ноги ученикам. Знаете, я думаю, самый здравомыслящий человек из апостолов был Иуда Искариот. Может быть именно непонимание слов Иисуса на этой Вечере и послужило той последней каплей на пути к предательству. Ибо «здравый смысл» Иуды не смог вместить «безумия» его учителя.

Конечно, было бы глупо призывать вас вообще оставить здравый смысл. Моя цель другая – я прошу вас просто верить словам Иисуса. Даже тогда, когда это кажется невероятным. Он говорит, преломляя хлеб, - «это тело Мое» и мы говорим: «Аминь». Он наполняет нашу чашу вином и говорит о Своей Крови, за многих изливаемой, и мы снова склоняем голову в согласии. Он – Господь, а мы – всего лишь люди. Он дает, а мы принимаем. Он говорит, а мы слушаем и повторяем, хоть что-то и кажется нам невероятным. Невероятно то, что Он хочет нам служить. Бог Он омывает наши ноги, как слуга – и в нас все возмущается: «Господи! тебе ли умывать мои ноги?» но здравый смысл уступает место покорности после Его слов: «Если не умою тебе ноги – не имеешь части со Мною» И уже потом, омытым, Он протягивает нам в пищу Себя, Пасхального Агнца, Свое Тело и Кровь, ограждающие нас от смерти – «Примите, ешьте. Пейте…» Так два великих таинства входит в нашу жизнь, ломая здравый смысл. Вода крещения. Хлеб и вино Причастия. Что мы видим за ними? В них? Там Христос, идущий на смерть, берущий на Себя все грехи мира – и наши грехи. Он назначил нам эту встречу у алтаря. Чтобы укрепить нашу веру, наполнив нас Собой. Чтобы послужить нам, снова и снова отирая нас от грехов Своим полотенцем. Не тем, что Он был препоясан на Вечере, но - погребальными пеленами.

16 Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова?

17 Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба.

(1Кор.10:16,17)

 Принимая чашу Господню сегодня, вспомните эти слова. Этот маленький глоток – шаг навстречу вечности. Вечности, обещанной Спасителем, где «старое прошло» и все – новое. Этот глоток – глоток «нового вина» в старом мире дарует нам воскресший Господь.

Пост приближается к своему финалу. Завтра, в Страстную Пятницу свершится самое удивительное событие в истории мира – Бог умрет на кресте, забрав наши грехи. А сегодня, подобно ученикам, впервые вкусивших новой Пасхи, мы, воспев, поднимемся на гору. И войдем в Гефсиманский сад. Там наш Господь, стоит на коленях в ожидании чаши гнева. Чаши, которую нам не пить никогда. Чаши, которая нас миновала в обмен на чашу с Его Святыми дарами – Телом, за нас ломимом и Кровью, за нас изливаемой.

Это – любовь.

Аминь.