Возлюбленные в Господе!

История человечества рассказывает нам о том, как  неоднократно страны и континенты переживали тяжелые времена войн и природных катаклизмов. Всегда после этого наступал кризис физический, когда чума и войны уносили миллионы людей; кризис экономический, который приводил к обесцениванию денег и безработице; и политический кризис, который часто менял государственное устройство.  Как могло бы ни показаться странным, но после каждого такого кризиса поднимался уровень культуры, улучшалось благосостояние жизни простого народа, ну и, конечно, повышался уровень сознания. Какой бы ни был кризис, он не приводил к тотальной катастрофе, потому что не было кризиса духовного, а именно, кризиса религиозного. Христианская церковь или другие религиозные деноминации поддерживали своих верных и помогали им переносить все те трудности, которые выпадали на их долю.

Мы живем действительно в тяжелое время, потому что кризисы, какими бы они ни были по своей природе, переживаются намного сложнее. А всё потому, что религия утратила свой авторитет. В одних странах по причине того, что министерства культуры и спорта, образования и экономики стали важнее министерства веры и проповеди Слова Божьего, т.е. важнее церкви; а в других странах, где господствует диктатура, религия превратилась в инструмент подавления свободы и здравомыслия. Причем, не важно: или это русское православие, или латинский католицизм, или фундаментальное мусульманство. Лютеранская церковь также попала в эти жернова. В одних странах она стала примерным институтом, где священники являются государственными служащими и проповедуют бездуховные, а значит безбожные идеи тех, кто стоит во главе государства; а в других странах лютеране стали тем меньшинством, которому сложно даже просто выжить, так как они упорно продолжают указывают на низменность материального перед духовным.

25 марта, за девять месяцев до Рождества, бОльшая часть христианства празднует Благовещение. И всё то, что мы говорили о кризисе, всё это напрямую связано с этим великим событием, которое описано в Евангелии от Луки, в частном случае маленького человека. Почему архангел Гавриил был послан Богом в Назарет к Деве Марии с вестью о грядущем рождении от неё Спасителя мира? А потому что наступил духовный кризис у иудеев. Священники перестали верить в Бога и требовали логических объяснений даже Божественному промыслу. С другой стороны, священники стали служителями правителя Ирода, который отстроил Храм. И это мы читаем у того же Луки, который рассказывает вначале о посещении Ангелом Господним священника Захарии, который засомневался в силе Божией и был наказан. Это было началом самого страшного духовного кризиса еврейского народа, который привёл затем к утрате и всего материального, включая окончательное разрушение храма и потерю государственности.  Священники не покаялись в своих грехах перед Богом и не приняли Спасителя. Они отдали всю власть Ироду, и вместо того, чтобы в сложное время вразумлять и вести народ к правде и истине, несмотря на то, что могут быть биты и изгнаны, как это часто случалось с пророками, священники стали популистами и пошли на поводу: с одной стороны гос. системы, а с другой, жлобских настроений темных народных масс - охлоса. (В детстве нашкодившего ребёнка часто называли «охломон»: два греческих слова «охлос» и «монос» - «один из невежественной толпы».) Именно это слово «охлос» (неграмотная толпа) употребляется в Евангелиях наравне с другим словом «скотос» (тёмный), когда речь идёт не просто о невежественности народа, а именно о человеческой массе.

Что касается Захарии, то история церкви оправдала его в глазах потомков. По легенде, во время избиения младенцев, когда Елизавета с их сыном (известным нам Иоанном Крестителем) скрывалась в пустыне, Захарию, служившего в храме, стали допрашивать о том, где его сын. Он отказался отвечать, и его убили прямо в святилище. (Данную легенду некоторые богословы соотносят с Евангельским текстом про «кровь Захарии» (Мф. 23:35) как с личностью отца Иоанна Крестителя; другие говорят о пророке Захарии во второй книге Паралипоменона).

Как бы там ни было, мы не должны допускать тех ошибок по отношению к Богу, которые затем необходимо смывать кровью. Лучше сейчас во время Великого поста и такого же великого, но с маленькой буквы карантина, подумать о том, как мы сосуществуем с окружающим нас физическим миром со всеми его «прелестями»; и как мы сосуществуем с Богом в нашем личном внутреннем мире. Подумать о том: а есть ли у нас мир с Богом? И если этот мир действительно есть, то мы переживёт любой кризис, какими бы страшными последствиями он не закончился. А карантин обязательно закончиться и начнётся новая в физическом, ментальном, экономическом и, конечно же, в духовном смысле жизнь. После страданий и смерти Господа нашего Иисуса Христа наступило Великое Воскресение. Удивительно, но великий карантин заканчивается Великой Пасхой.

И мир Божий, который превыше всякого ума, да соблюдёт сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе! Аминь!!!