ПАСТЫРЬ И НАЕМНИК

Проповедь на второе воскресенье после Пасхи , 2018

Иоанна 10: 11-16, 27-30, 1 Петра 5:1-4

 Братья и сестры, я рад приветствовать вас пасхальным приветствием: «Христос воскрес!

Кто-то из вас уже знает, что я люблю путешествовать. Это началось давно, еще с ранней юности. Лет тридцать назад со мной произошел один случай, о котором я вам и хочу рассказать. Я путешествовал летом по Хакасии, даже не подозревая, что однажды приеду сюда священником и отдам этому месту на земле двадцать лет своей жизни. Мы тогда приехали в местные пещеры, и мы, я и мой друг, решили еще «зависнуть» в деревушке, погреться под жарким хакасским солнцем. Мы бродили по скалистым сопкам, пытаясь найти новые пещеры, а вечерами пили деревенское молоко с местным же горячим хлебом. И однажды на сопке мы нашли теленка. Как он забрался на эту площадку, окруженную скалам, осталось загадкой. Скалолазом он не был, точно. Он испуганно мычал и шарахался от нас к обрывам, чудом удерживаясь на краю.

Мы бросили все наши дела и побежали в деревню. Помню, бежали часа три. А когда нашли местного мужика и спросили его, где деревенский пастух, он махнул рукой: «Пьет. Уж дня три квасит, не просыхая». «А коровы?!» - спросили мы. «А чё коровы? Чё им будет? Сами ходят, пасутся…»

Теленка того все-таки сняли местные пацаны, все завершилось хорошо, и мы чувствовали себя немножко героями. Но те же пацаны свергли нас с небес на землю: «Теленок… Велика беда! У нас тут телят недосчитываются к осени десятками, коровы пропадают, овцы. Да чо, нормально…»

«Нормально». А я вспомнил тогда слова Экзюпери о том, что мы в ответе за тех, кого приручили. Родители за детей. Друзья – за друзей. Мужья и жены – друг за друга. А пастухи – за овец. Так все просто. Ну почему только все это часто не работает?

Пастухи – за овец. А если они, пастухи, «квасят» целыми днями, как это? Если у них разбегаются телята и овцы на радость местным волкам и бомжам?

И только годы спустя мне ответил Христос. Он сказал мне, что это – не пастухи. Это – наемники. Те, кому не важно сохранить стадо и приумножить его, а важно с этого что-то иметь…

11 Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец.

12 А наемник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка, и оставляет овец, и бежит; и волк расхищает овец, и разгоняет их.

13 А наемник бежит, потому что наемник, и нерадит об овцах.

(Иоан.10:11-13)

 Пастух не бывает хороший или плохой. Бывает или пастух, или наемник. Пастух не бывает чужой, он всегда – свой. Даже когда сердится и ругает овец или коров. Даже когда наказывает их. Потому что он знает и любит свое стадо или отару. Потому что он ответственен за них, перед теми, кто ему их доверил.

Легко ли быть пастухом? Думаю, что не очень. Приходится думать и отвечать за других, как за себя. Тем более что эти, другие, не очень послушны. Они, наверное, думают, что справятся без пастуха. Что травы хватит на всех. Что можно пойти и самостоятельно полазать по скалистым сопкам. Что волки – это такая сказка для маленьких глупых ягнят и телят. Кто же не знает, что волков не бывает?

Легко ли быть пастырем? Большинство наших соотечественников (православных, кстати, по статистике) не очень любят попов. Ну а за что их любить, говорят? Физически не работают, животы под рясами наедают, деньги из прихожан только и знай качают. Возможно и есть в такой критике здравое зерно. Только я думаю, что те, кто презирают своих родителей, самые несчастные люди. Те, кто избивают своих учителей, снимая это дело на камеру телефона, никогда не станут добрыми отцами, гуманными правителями или терпимыми друг ко другу работниками. Те, кто смеется над своими пастырями – безумен. Как тот теленок на скалах в моей юности. И участь предсказывать не надо, все ясно и так. Но только пастыри знают, что нет большего счастья, чем возвращать кающиеся души Богу. Говорить пришедшему на исповедь: «Господь прощает тебе твой грех. Возвращайся к алтарю с чистой совестью»

Господь наш Иисус Христос даровал Церкви Своей разные служения здесь, на земле. И одно их них Он выразил коротко и ясно, обращаясь к св. Апостолу Петру в дни между Воскресением и Вознесением: «Паси агнцев Моих». Трижды говорит Он эти слова сникшему Петру, который совсем недавно трижды отрекся от Господа и этим не только восстанавливает его, но и указывает, что быть пастухом, пастырем в Его Церкви – не значит выполнять наемную работу, но служить народу Божиему, как и Сам Иисус служил ученикам и всем окружающим.

И восстановленный в своем служении Петр, на закате своих дней, озирая Христово стадо, собранное из разных «племен и колен, и народов и языков», писал им (и нам), исполненный заботой и любовью:

1 Пастырей ваших умоляю я, сопастырь и свидетель страданий Христовых и соучастник в славе, которая должна открыться:

2 пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия,

3 и не господствуя над наследием [Божиим], но подавая пример стаду…(1Пет.5:1-3)

 Иными словами, будьте добрыми пастырями, а не наемниками, подражайте Тому, кто явил вам пример пасторства.

Потому что все наше пасторство – священника ли, родителя, учителя или старшего друга – берет свое начало в Нем. Мы, прежде всего – овцы, собранные из рассеяния и блужданий нашим заботливым Пастухом. Он же – прежде всего – Пастырь. Но парадокс в том, что Он, Пастырь, чтобы собрать нас воедино и избавить от смерти и волчьих клыков, Сам стал овцой, Агнцем, умершим за все стадо. Как это понять умом – Пастух, ради овец ставший как они (мы!) и принявший смерть за них (за нас!). И овцы, которых Он избрал, ставшие пастырями для себе подобных («Паси агнцев Моих»)

«…Пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, и не господствуя над наследием [Божиим], но подавая пример стаду…»

Я не хочу учить вас тут, как правильно пасти овец. Мне важно, чтобы вы увидели один очень важный принцип Пастыря – Он подает стаду пример. Это то самое библейское «познание», когда познающий и познаваемый – суть одно, они взирают друг на друга, они проникнуты друг другом, они знают друг друга, как, помните, в нашем сегодняшнем Евангелии говорит Госоподь:

14  Я есмь пастырь добрый; и знаю Моих, и Мои знают Меня. 15  Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца; и жизнь Мою полагаю за овец.

 Знаем ли мы нашего Пастыря? А какКак мы узнаём Его? Как не поддаемся фальшивым голосам, что сулят нам моментальное разрешения всех проблем, исцеления, обогащения, райскую жизнь на земле сейчас и еще тысячу лет, откровения от Бога – через вещие сны или просто так, через голоса, а Писание и Таинства как бы уже и не нужны?..

Конечно, мы знаем нашего Пастыря, зная Его голос. Голос Евангелия, звучавший с креста. Голос проповеди, звучащий из уст священника. Голос, не обещающий нам земных блаженств и преуспеяний, напротив, обещающий страдания и побои, насмешки наемников и неверующих ближних, но дающий нам несравненно больше, чем земные блага –прощение грехов и вечную жизнь. Нашу жизнь в обмен за Его смерть. Наш грех в обмен на Его святость.

«Жизнь Мою полагаю за овец» - в этом гарантия нашего оправдания. Слово Евангелия, слово прощения грехов мы не променяем ни на какую самоправедность, попытки стать лучше своими силами, подвиги благочестивой жизни. Мы живы Им, как та заблудшая овца, что была найдена заботливым пастухом, взята им на плечи и принесена в укромное место.

Глядя на епитрахиль, или столу в облачении священников, помните об этом образе, потому что она, епитрахиль, и есть старинный символ заблудшей овцы, взятой на плечи добрым Пастырем. И это то бремя, что Он возложил однажды и на нашего Епископа, когда устами поставлявших его других епископов, поручил ему «пасти стадо Христово».

А потом, чудесными путями, Он нашел меня и привел сюда, к вам, братья и сестры.

27  Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их; и они идут за Мною.

Но, слово Божие, входящее в наши уши, это еще не все. Голос Пастыря не только зовет нас к Себе, но и приглашает на трапезу.

И Он Сам готовит ее и дает ее нам: «Ешьте, пейте, это Тело Мое, это Кровь Моя – за вас…» Он, старательно омывший своих овец водою крещения, кормит их Самим Собой, а не питается от них, как наемник. И Его Тело и Кровь в нас производят чудесное превращение, уже обещанное словом Евангелия – грех – на праведность, страдание и смерть – на вечную жизнь.

28  И Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек; и никто не похитит их из руки Моей.

И эти слова Он уже говорил, помните:

54  Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. 55  Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. 56  Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем.  (От Иоанна 6)

Пастырь, собирающий, омывающий, питающий Своих овец… Отдающий за них жизнь. Что это за Пастырь такой странный? – это наш Господь… Своим воскресением Он не только укрепляет веру Апостолов, но и закладывает порядок Церкви, поручая им пасти Его агнцев. И смерть уже не властна не только над нами, но и над теми, кому мы сообщили слово жизни, слово примирения.  И пусть наши тела когда-то умрут – тело Христово тоже было мертво. Кто, как не Господь способен восстановить нас, людей, созданных из праха земного и возрожденных водой и Духом? Кто, как не Господь делает это каждое воскресенье, давая нам Свои Тело и Кровь?

 …И когда явится Пастыреначальник, вы получите неувядающий венец славы. (1Пет.5:4)

 Не ради славы стараемся мы, пастыри, пася стадо Христово. Как и вы, будучи пастырями для своих домашних или друзей, печетесь о них не из корысти, не потому, чтобы они потом вас тоже не забыли. А почему? Не потому ли, что любите их?

Есть в Писании у меня любимые места, и одно из них относится к словам Доброго Пастыря. В них – все Евангелие, вся любовь Божия к нам и вся наша надежда на Него:

Не бойся, малое стадо! Ибо Отец ваш благоволил дать вам ЦАРСТВО. (Лк 12:32)

Христос воскрес!

Аминь.