Пятое воскресение великого поста  JUDICA

Сын Человеческий не [для того] пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих. (Матфея 20: 28)

Псалом 42

Послание Евреям 5: 7-9

Евангелие  от  Марка  10:35-45

Проповедь  Иоанна 11: 47-53

47 Тогда первосвященники и фарисеи собрали совет и говорили: что нам делать? Этот Человек много чудес творит.

48 Если оставим Его так, то все уверуют в Него, и придут Римляне и овладеют и местом нашим и народом.

49 Один же из них, некто Каиафа, будучи на тот год первосвященником, сказал им: вы ничего не знаете,

50 и не подумаете, что лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб.

51 Сие же он сказал не от себя, но, будучи на тот год первосвященником, предсказал, что Иисус умрет за народ,

52 и не только за народ, но чтобы и рассеянных чад Божиих собрать воедино.

53 С этого дня положили убить Его.

(Иоан.11:47-53)

Во имя Отца, Сына и Святого Духа.

Возлюбленные Иисусом Христом, братья и сёстры.

На первый взгляд это выглядит, как обычный заговор против Иисуса Христа. Очевидное противостояние противоположностей, переросшее в трагедию.  Мы, уважаемая община, в это воскресение JUDICA – Суд - представляем собою присяжных, перед ушами которых евангелист и свидетель жизни и смерти  Господа Иисуса Христа раскрывает  обстоятельства  этой трагедии .

ПРАВО и Суд

В Иудее во время жизни Спасителя суд находился в руках религиозных лидеров - «церкви». Измерением вины человека был Закон Моисея, дошедший до нас в неизменённой форме в виде «Десяти заповедей». Церковь внимательно следит за нарушителями, явных и наглых ждёт отлучение, сопоставимое со смертью. Я употребил слово – Церковь как неизменную, вечную общность народа Божьего, духовного Израиля, и история Иисуса Христа - это наша с вами история.

что нам делать? Этот Человек много чудес творит.

48 Если оставим Его так, то все уверуют в Него, и придут Римляне и овладеют и местом нашим и народом.

По сути дела, Иисус невиновен. Чудеса исцеления, воскрешения мёртвых и всеобщая любовь и даже именование Себя Сыном Божиим не могут вменяться в вину Сыну Человеческому, этого недостаточно. Мы тоже – судим, разбираем и передаем право исполнительной власти светским инстанциям, что не исключено Заповедями, когда исходит прямая угроза для Церкви.

Ошибка? Больше, чем ошибка, это беззаконие.

У Церкви немало тёмных страниц истории, злоупотребление Законом, в чём Её справедливо обвиняют…

Но есть одно огромная отличие между Иисусом Христом и грешником, нагло посягающим на Церковь, ставя жизнь и свободу верующих под угрозу.  В чём же она?

В одной фразе, произнесённой первосвященником, указующей на жертвенную смерть Иисуса.

49-50 Один же из них, некто Каиафа, будучи на тот год первосвященником, сказал им:

«вы ничего не знаете, и не подумаете, что лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб».

Первосвященник хорошо знает, что такое жертва и её сила, обязанность первосвященника перед Единым Богом -  произносить молитвы и воскурять приятные благоухания от жертвенника в особой комнате: «святая святых». Именно здесь происходило главное таинство – прощение грехов, которое предполагало мирную и благополучную жизнь для всего Израиля.

Святая святых - пустая ниша - комната за тяжелой занавесью, тут находится краеугольный камень и раньше тут стоял «Ковчег Завета» со священными реликвиями, место физического присутствия Бога.

Это место уже разрушалось в 586 г до р. Х. язычниками, после чего Ковчег Завета был утерян навсегда, и первосвященник Каиафа не мог дать вновь повториться    надругательству, прогневить Бога новым разрушением жертвенника (в этот раз римлянами).  И эта новая угроза, по мнению Каиафы, идёт от народа, следующего за Иисусом, нужно убить пастыря – таков вердикт этого собрания «духовных» людей.

Возлюбленные братья и сёстры.

Грешник всегда видит вину другого, но никогда - свою! Это отличительная особенность греха, наследованная от согрешившего Адама. Принадлежность к церкви, статус, непризнание вины не оправдывает, а лишь отягчает обстоятельства преступления.

Христос – жертва за грехи.

Мы Богу – Бог нам, на этой простой формуле зиждется весь Ветхий Завет.

Закон Моисея запрещает приносить человеческие жертвоприношения, как и любое убийство человека.  То, что фарисеи во главе с первосвященником, сделав из Христа жертву, по сути свершили и акт святотатства.

- лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб.

Каиафа -первосвященник употребляет церковный термин – за весь народ.

Множество преступлений против человечества будут произведены (и производятся) под этим девизом, преступники будут искать в этих словах оправдание – «не за себя, за народ». Гнев Божий не заставил долго ждать. После убийства Сына Божьего храм со святая святых был полностью разрушен. «Лучше» не стало, а на месте предполагаемой «святая святых» теперь расположена святыня другой религии, делая новое восстановление храма невозможным.

Иисус умер за народ – предсказание, сказанное первосвященником, идёт не от него, как уточняет любимый ученик Иисуса и святой апостол Иоанн, - это откровение от Бога - за кого умрёт Его Сын.

Возлюбленный в Господе.  Начиная свою проповедь, я   употребил слово - Церковь как вечное сообщество народа Божьего, а это значит, что Иисус Христос умер за нас, Свою Церковь.

Это звучит сейчас парадоксально: Церковь убила Иисуса, Иисус умер за Церковь. Этот парадокс веры описывает другими слова тот же автор текста проповеди - святой апостол Иоанн в стихе, который Церковь по праву называет – «золотым стихом».

Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. (Иоан.3:16)

Далее апостол пишет, что Сын Божий пришёл в мир не для суда, а для спасения, так как этот мир уже осуждён.  Мы - возлюбленные Богом через то, что Христос любил наш мир и спасает нас ради Него самого.  Это христианская формула, отличная от ветхой - «Тебе, Ты – нам». Нам нечего дать Богу. Даже когда мы говорим о других, то прежде всего мы думаем о себе, а если нас обвиняют, то мы говорим о других. Но даже признание собственной вины (ужас от собственных проступков) не спасает нас от ответственности, вспомните   Иуду из Кариота, принявшего участие в убийстве Иисуса, а позже искренне раскаявшегося.   Возлюбленные, спасение не в искренности, мире или сопереживании (эмпатии) к Иисусу и даже не в самопожертвовании.

Спасение мы обретаем посредством веры в Сына Божьего, за нас на смерть преданного - не только за преступления мира, но и мои (наши) видимые и тайные преступления.  Не станем уподобляется ветхому (пусть и до ныне живущему) правилу – ты мне, я - тебе, и отвергнувшим Иисуса Христа как новый путь спасения. В признании Иисуса Христа как своего единственного Господа и Спасителя путь спасения каждого верующего и Церкви в целом, пока не воссоединимся воедино в Царствии небесном.

Аминь.

Виктор Целинко, пастор – г. Житомир, 2020 г.