44 Еще: подобно Царство Небесное сокровищу, скрытому на поле, которое, найдя, человек утаил, и от радости о нём идёт и продает всё, что имеет, и покупает поле то.

45 Еще: подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин,

46 который, найдя одну драгоценную жемчужину, пошёл и продал всё, что имел, и купил её.

(Mt. 13,44-46)

Возлюбленные в Господе!

13-я глава является критическим моментом в Евангелии от Матфея. В ней Иисус указывает, что земные взаимоотношения для Его последователей – христиан – должны быть заменены духовными связями и что теперь главное – не еврейское происхождение, а послушание Богу Отцу. Отвергая Сына Божьего как своего Царя, книжники и фарисеи неизбежно отвергали и Его Царство. В связи с этим, Иисус с помощью серии притч показывает новую форму Царства Небесного, начиная эти притчи словами: "Царство Небесное подобно..." Для того чтобы увидеть сказанное Христом в правильной перспективе, необходимо помнить, что Царство Небесное – это сфера, в которой признается только Божье правление. Оно имеет два аспекта: внешний и внутренний. Внешнее исповедание включает еврейский народ как призванный народ Божий, а внутреннее содержание, включает тех, кто вошёл в Царство Небесное через обращение ко Христу.

Помня о вышесказанном, мы сегодня рассмотрим две притчи: притча о спрятанном сокровище (13,44) и  притча о драгоценной жемчужине (13,45-46). Самое интересное и необычное для нас это то, что все притчи учат, что в Царстве Небесном будут и хорошие и плохие, и истинные и лицемерные подданные. Причём, аж до второго пришествия и окончательного суда. Эти притчи показывают нам, что будет два вида истинных подданных: первые – это верующие евреи до и после появления Церкви времён Иисуса Христа и Апостолов; вторые – это верующие евреи и язычники в нынешнем веке.

В притче о сокровище Иисус сравнивает Царство Небесное с сокровищем, спрятанным на поле. Человек находит его, потом с радостью продает все, что имеет, и покупает то поле. Когда мы внимательно посмотрим на то, что для обладания сокровищем необходимо купить целое поле, то можем себе представить какое по размерам это сокровище. То есть, его нельзя просто положить в карман или вывезти ночью на телеге. Это что-то в десятки или сотни раз большее, что превосходит наше воображение. Поэтому мы должны отложить материальные ассоциации и перейти к духовному понимаю происходящего. Можно предположить, что этот человек Сам Господь Иисус. Он подразумевается и в предыдущих притчах, например, о пшенице и плевелах. Сокровище в поле представляет богобоязненный остаток верующих евреев, который был во время земного служения Иисуса и будет после восхищения Церкви. Этот остаток рассеян по всему миру и в действительности эти люди неизвестны никому, кроме Бога. Иисус изображен здесь как человек, нашедший это сокровище, потом идущий на крест и отдающий все, что Он имел, чтобы приобрести тот мир, в котором это сокровище спрятано. Именно об этом мечтали евреи: искупленный Израиль будет выведен из потаенного места, когда придет его Освободитель с Сиона и установит долгожданное Мессианское Царство.

Часто эту притчу относят к грешнику, оставившему все, чтобы приобрести Христа – величайшее сокровище. Но такое толкование противоречит учению о благодати, согласно которому спасение не оплачивается, но даётся даром. Такой сумбур в головах происходит потому, что мы смешиваем грешное с праведным, материальное с духовным. Иисус Христос есть истинное Сокровище и в Нем изобилие всякого духовного богатства, всякая полнота, все сокровища премудрости, праведности, благодати и мира. Многие не ищут Христа, потому что это не приносит власти, золота и славы. Евангелие является полем, на котором сокрыто истинное духовное сокровище: оно сокрыто в слове Старого и  Нового Заветах. Всякий, кто пожелает, пусть приходит и исследует Писания; пусть копает на этом поле. Найти сокровище, скрытое на этом поле, – это величайшее событие для человека, значение которого невозможно выразить словами. И дело не только в том, что многие не понимают, что за приобретением духовного богатства приходит материальное удовлетворение. Причина того, почему многие пренебрегают Евангелием, не желают тратиться на него и принимать его, заключается в том, что люди смотрят только на поверхность этого поля и не видят превосходства христианского учения над другими религиями и учениями философскими. Евангелие Христа намного превосходит философию Платона, этику Конфуция или идеологию коммунизма. Исследующие Священное Писание с целью обретения Христа и жизни вечной находят на этом поле наиболее драгоценное сокровище. Кто находит это сокровище на поле и по достоинству оценивает его, тот не может успокоиться до тех пор, пока не приобретет его любой ценой. Он радуется, хотя покупка еще не состоялась, уже самой мысли о предстоящем приобретении, что он находится на верном пути обретения своего удела во Христе. Сердце может радоваться, хотя оно только еще ищет Господа. Кто принимает Евангелие на предлагаемых в нем условиях, тот покупает это поле. Он приобретает его ради невидимого сокровища, скрытого на нем. В Евангелии мы должны видеть именно Христа, так как уже здесь на земле Христос близок к нам в слове. Нашедший сокровище так стремится завладеть им, что продает все, что имеет, и покупает всё поле. Кто желает обрести спасение через Христа, тот должен быть готов оставить все, что имеет, все почесть за сор, чтобы приобрести Христа и найтись в Нем. И снова необходимо повторить, что сОром являются не наши материальные блага, которые необходимы нам для того, чтобы не быть обузой для других и себя содержать и ближним помогать. Речь идёт о духовном соре – смиття – это наши суеверия, страхи, идолы, зависть, жадность. Насколько надо быть глупцом, чтобы жить в этом невежестве и ещё и платить за него.

Вторая притча рассказывает о Царстве, которое уподобляется купцу, ищущему хорошие жемчужины. Когда он находит жемчужину необыкновенной цены, он приносит в жертву все, что имеет, чтобы купить ее. В церкви любят петь гимн "Я нашел жемчужину величайшей цены...", где многие думают, что нашедший – грешник, а жемчужина – Спаситель. Но это так же не совсем правильно, потому что грешнику не нужно продавать все и покупать Христа. Иисус сам отдаёт себя нам без наших заслуг. В притче купец – это Господь Иисус. Драгоценная жемчужина – это Церковь. На Голгофе Он отдал все – Свою жизнь, чтобы купить эту жемчужину. Ведь жемчужина формируется внутри устрицы через страдания, причиняемые раздражением, так и Церковь сформировалась посредством ран, нанесенных пронзенному телу Спасителя.

Интересно, что в первой притче Царство Небесное уподобляется сокровищу. Здесь же Царство уподобляется купцу. В чем разница? В одной притче ударение делалась на сокровище – искупленном Израиле, ибо Царство тесно связано с народом Израиля. Оно предлагалось этому народу сначала, и в будущей форме Царства евреи будут его главными подданными. Во второй притче ударение делается на Самом Царе и той огромной цене, какую Он заплатил, чтобы завоевать Себе невесту, как иногда называют Церковь Христову, которая будет разделять Его славу в день Его провозглашения Царем. Как жемчужина выходит из моря, а не находится на земле обетованной, так и Церковь большей частью состоит из язычников, барахтающихся в океане жизни без Бога. Это указывает на основную характеристику Церкви, что она представляет собой людей, призванных из разных народов во имя Иисуса Христа.

Таким образом, если мы составим эти две притчи, то увидим, что истинный христианин является духовным купцом, который ищет и находит драгоценную жемчужину – свою церковь, в которой он не интересуется ничем, кроме Христа, он решил быть богатым духовно и покупает только высшие ценности. Что толку, если мы знаем о Христе, но не знаем Его как своего Христа, поселившегося в нашем сердце и сделавшегося для нас премудростью? Однако человек готов весьма дорого платить за золото, но не за эту драгоценную жемчужину. Все сыны человеческие – люди деловые, они ищут земные жемчужины: один желает стать богатым, другой ищет почета, третий власти. Однако большинство из них обманывается, принимая поддельный жемчуг за настоящий. Желающие иметь спасение во Христе должны быть готовы расстаться со всем этим ради Него, все оставить и последовать за Ним. Иисус Христос – единственная драгоценная Жемчужина, Драгоценный Камень, не имеющий цены. Он делает истинно богатым всякого, кто владеет Им. Делает богатым в Боге. Имея Христа, мы имеем все необходимое для блаженства как здесь, так и в вечности.

И мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдёт сердца и помышления наши во Христе Иисусе. Аминь.