Лекарство от страха и смерти…

Проповедь на 6-е воскресенье после Троицы

Исайя 43:1–7

Деяния 8:26–39

Матфей 28:16–20

 Ныне же так говорит Господь, сотворивший тебя, Иаков, и устроивший тебя, Израиль: не бойся, ибо Я искупил тебя, назвал тебя по имени твоему; ты Мой...

Так когда-то, задолго до Христа писал пророк Исайя. Он писал Израильскому народу, страдавшему от того, что Бог, как им тогда казалось, совершенно покинул их и не интересуется больше их проблемами.

«... Не бойся!» говорит пророк испуганному и измученному народу, тому, с кем Бог когда-то заключил завет - «Ты — мой! Я назвал тебя по имени».

Имя Израиля было дано ему Богом. Именно это имя получил в своё время Иаков, сын Авраама, когда Бог испытал его отца на горе Мориа. Вы, конечно же, хорошо знаете эту историю: Бог заключил с Авраамом завет, что произведёт от него великий народ, а после попросил его принести в жертву единственного сына. И Авраам, веруя Богу, подчинился, хотя этот сын был его единственным семенем, которое Бог нарёк обетованным. И подобно Христу, несущему на Голгофу свой крест, Иаков, сын Авраама, понёс тогда на гору на себе дрова для собственного заклания...

«Как овца ведён был Он на заклание и, как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзает уст Своих». Эти строки из пророка Исайи одинаково хорошо подходят как ко Христу, так и к Иакову, сыну Авраама...

С Авраамом Бог заключил завет, показав через это испытание, каким образом этот завет будет исполнен. Иаков был началом народа, который Бог обещал Аврааму, именно его Бог нарёк новым именем: Израиль...

Иаков был началом нового завета, Иисус же стал его исполнением. В Нём исполнились все обетования Бога Аврааму, и Он есть истинный Израиль. В Нём и нас, бывших некогда грешниками, Он нарекает по имени и говорит нам в то время, когда нам бывает тяжело: «Не бойся! Ты — мой! Я нарёк тебя по имени!»

Наше имя — Церковь, мы - новый Израиль. И имя каждого из нас было произнесено Богом устами священника, когда лилась вода крещения на наши головы. Мы, в этом действии, вместе с Иаковом и Христом были ведены на заклание, были распяты в Нём и погребены, и наконец, воскресли к новой жизни. Жизни, полной света и чудес, потому что правит в ней Сам Бог...

Эти чудеса начинаются с самого момента нашего крещения и длятся всю жизнь. Разве это не чудо: быть мёртвым, и вдруг воскреснуть? Быть грешником, и вдруг стать святым? Быть врагом Богу, и вдруг неожиданно возлюбить Его? Быть блудным сыном и вдруг стать законным наследником?..

Всё это каждый день происходит в церкви, во время совершения этого неприметного на первый взгляд действия — омовения водой и наречения имени Триединого Бога над тем или иным человеком. И этот некто, совершенно чужой для нас вдруг в одно мгновение становится дитем Божиим  и - нашим братом или сестрой...

Однако Христос не обещал, что наша новая жизнь в Нём будет лёгкой. Сам Он перенёс страдания ради нас, явив пример терпения и смирения, а раз Он сделал это, то и мы также сможем, и Он укрепит нас в наших скорбях. Отец, ведший сына на гору для заклания, страдая, верил Богу. А сын верил своему отцу. Диакон Стефан, побиваемый камнями, видел Христа одесную Бога-Отца. И мы с вами, братья и сестры, видим Его каждое воскресенье, здесь в этой церкви. Это Его Тело и кровь мы вкушаем за трапезой Евхаристии, это Его слова звучат над водами крещения, соединяя святое Божие имя с нашими земными именами. Это Его поручением церковь, в лице Епископов, священников и диаконов, возвещает Благую весть народам.

 «А Филиппу Ангел Господень сказал: встань и иди на полдень, на дорогу, идущую из Иерусалима в Газу, на ту, которая пуста. Он встал и пошел. И вот, муж Ефиоплянин, евнух, вельможа Кандакии, царицы Ефиопской, хранитель всех сокровищ ее, приезжавший в Иерусалим для поклонения, возвращался и, сидя на колеснице своей, читал пророка Исаию. Дух сказал Филиппу: подойди и пристань к сей колеснице. Филипп подошел и, услышав, что он читает пророка Исаию, сказал: разумеешь ли, что читаешь?»

Бог Сам находит средства для нашего обращения. Для обращения этого эфиопского сановника Он послал Филиппа.

«Филипп подошел ... и сказал: разумеешь ли, что читаешь? Он сказал: как могу разуметь, если кто не наставит меня? и попросил Филиппа взойти и сесть с ним. А место из Писания, которое он читал, было сие: как овца, веден был Он на заклание, и, как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзает уст Своих. В уничижении Его суд Его совершился. Но род Его кто разъяснит? ибо вземлется от земли жизнь Его. Евнух же сказал Филиппу: прошу тебя сказать: о ком пророк говорит это? о себе ли, или о ком другом?»

Евнух не понимал того, о чём он читал. Он не стремился «принимать Иисуса в своё сердце» или ещё как-то толковать прочитанное. Он просто не понимал и признавал своё бессилие перед этим загадочным Словом. Это чтение не было для него развлечением, подобно тому, как мы разгадываем кроссворды или читаем детективы, путешествуя. Нет, этого паломника мучил тот же вопрос, который в своё время мучил Иоанна Крестителя в темнице: «Ты ли Христос, или ждать нам Другого?» Кто это, о Ком написано? Был ли Он уже, или ещё только придёт? О ком пророк говорит это? Интересно видеть, здесь, что Филипп именно услышал, о чём читал евнух. Для нас это может показаться несколько необычным, но в древние времена люди читали только вслух.

«Разумеешь ли, что читаешь?».  А как мы читаем библию? Разумеем ли? Как мы относимся к ней? Как к образовательной и познавательной книге? «Разумеешь ли, что читаешь?» Библия есть слово Божие, говорящее лично к вам, в это время и на этом месте. Можно изучать поэзию библии, её философию, можно подсчитывать, сколько в ней слов и букв, наводить статистику, можно её взвешивать и подкладывать под голову во время сна, но в таком случае она так и останется для нас просто книгой. Мы так и будем, подобно этому евнуху, читать её, а на вопрос, «разумеешь ли, что читаешь» будем лишь с сожалением качать головой... «как могу разуметь, если кто не наставит меня?». Мы - вечные ученики, а Христос - наш вечный учитель. Мы никогда не выучим всего, чему Он хочет нас научить, а потому мы никогда не сможем во всей полноте сказать о том, что действительно разумеем смысл услышанного от Него.

Нам нужен наставник. «И попросил Филиппа взойти и сесть с ним». Филипп стал наставником этого человека. Наш же наставник - это тот человек, который каждое воскресенье в церкви благовествует нам о Христе. Он наш священник, пастырь, и без него мы можем лишь сказать: «как могу разуметь, если кто не наставит меня?» Священник - это человек, который поставлен в церкви Самим Христом и исполняет на Его месте Его служение. Это дальний преемник апостолов, и он имеет всю власть и полномочия, которые Христос даровал апостолам.

«Одиннадцать же учеников взошли на гору... и приблизившись, Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле, итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать всё, что я повелел вам».

Именно Своим ученикам Иисус дал заповедь крестить и учить. Именно по этой заповеди Филипп стал наставлять евнуха по писанию, и по этой же самой заповеди пастырь в церкви наставляет нас и благовествует нам о Христе.

«Филипп отверз уста свои и, начав от сего Писания, благовествовал ему об Иисусе. Между тем, продолжая путь, они приехали к воде; и евнух сказал: вот вода; что препятствует мне креститься? Филипп же сказал ему: если веруешь от всего сердца, можно. Он сказал в ответ: верую, что Иисус Христос есть Сын Божий. И приказал остановить колесницу, и сошли оба в воду, Филипп и евнух; и крестил его».

Что из слов Филиппа привело слугу эфиопской царицы к такому решению? Ну уж точно, необычная проницательность ту не при чём. Разумение Писания приводит к практическому решению – как жить дальше, веруя во Христа? Как принять Его дар прощения грехов и «усыновиться» Богу? Конечно, курс «краткого катехизиса диакона Филиппа заканчивался словами о таинстве крещения, и тогда мелькавшие мимо водоёмы вдруг обрели совсем иной смысл и родили эти замечательные слова: «вот вода: что мешает мне креститься?» Учение Иисуса, которому Он заповедал апостолам научить все народы, как раз состояло в том, что взрослого человека обучали понимать ветхий завет, видя в нём Иисуса, и когда человек начинал видеть это и желал сам стать частью этого завета, его крестили... В крещении мы стали частью нового завета, который есть Иисус Христос, а наше обучение перед крещением есть ни что иное, как та самая проповедь Филиппа евнуху. Итак, если мы научены, и верим в то, что Иисус Христос есть Сын Божий, и при этом ещё не крещены, то что мешает креститься и нам? Ведь именно через крещение Бог нарекает нас по имени и делает Своими чадами! Что означает для нас это крещение? Омовение водой, о котором мы можем забыть пару дней спустя? Или нечто большее? Не забывайте, что мы - вечные ученики Иисуса и у нас постоянно будут возникать подобные вопросы. Задавайте их священнику, не стесняйтесь! На этот же вопрос мы читаем в «Кратком Катехизисе»:

Что означает это крещение водою? - оно означает, что живущий в нас ветхий человек со своими грехами и злыми вожделениями, через каждодневное сокрушение и покаяние должен быть потоплен и умерщвлён, и что вместо него каждый день должен восставать и воскресать новый человек, которому жить вечно в праведности и чистоте перед Богом».

Итак, наше крещение - не свершилось когда-то, но постоянно живёт и свершается в нас. Ибо в крещении мы обрели Святого Духа, который утешает и наставляет нас. И если вы обратили внимание, именно Святой Дух послал Филиппа благовествовать, и именно Им, Духом, Филипп благовествовал евнуху об Иисусе «ибо никто не может исповедовать Христа Господом, не будучи движимым Духом Святым».

«Когда же они вышли из воды, Дух Святый сошел на евнуха, а Филиппа восхитил Ангел Господень, и евнух уже не видел его, и продолжал путь, радуясь».

Итак, евнух принял Святого Духа, мы - тоже. И Святой Дух, вселившийся в нас в нашем крещении обращает лично к нам слова пророка Исайи.

«Ныне же так говорит Господь, сотворивший тебя, Иаков, и устроивший тебя, Израиль: не бойся, ибо Я искупил тебя, назвал тебя по имени твоему; ты Мой. Будешь ли переходить через воды, Я с тобою, - через реки ли, они не потопят тебя; пойдешь ли через огонь, не обожжешься, и пламя не опалит тебя. …Не бойся, ибо Я с тобою…».

Послушайте, братья и сестры, наречённые именем Господним в крещении! Эти слова Бог обращает к вам!

Святой Дух каждый день действует в нас через наше крещение, призывая нас к покаянию и освящая нас. Пославший же Его Христос и по сей день пребывает с нами, ибо Он сказал апостолам в конце: «И вот, Я с вами во все дни до скончания века». Вот тест для нашей веры – Он здесь! В словах отпущения грехов звучит Его голос: «от имени и по повелению Иисуса Христа я прощаю вам все ваши грехи во имя Отца и Сына и Святого Духа». Его имя в воде крещения. Его тело и кровь, весь Он — в хлебе и вине причастия. Христос всегда с нами в таинствах, Им Самим установленных для церкви, чтобы питать и созидать ее. Нас с вами. И это будет до скончания века.

Аминь.