5 января 2020 г. Богоявление.

… потому что тьма проходит и истинный свет уже светит. (1Ин 2: 8b).

Псалом: 99

литургический цвет: белый

чтение ВЗ: Ис 60: 1-6

Апостол: Еф 3: 2-6

Евангелие: Мф 2: 1-12

проповедь: Мф 2: 1-12

Благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа! Аминь.

Мф 2: 1 Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: 2 Где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему. 3 Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним. 4 И, собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: где должно родиться Христу? 5 Они же сказали ему: в Вифлееме Иудейском, ибо так написано через пророка: 6 «И ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой, Израиля». 7 Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды 8 И, послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему. 9 Они, выслушав царя, пошли. И се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец. 10 Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, 11 И, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну. 12 И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою.

Это Евангелие Господне. Да благословит Господь это слово в наших сердцах! Аминь.

Возлюбленные во Христе братья и сестры!

В рождественские дни сердца наполняются радостью, радостью от общения с родными, друзьями, коллегами. Сердца христиан наполняются радостью общения с новорожденным Младенцем, Предвечным Богом, Иисусом Христом. Мы общаемся с Ним в Литургии, в молитве, песнопении, мы слышим Его слово в проповеди и соединяемся с Христом в Святом Таинстве Алтаря. Мы общаемся с Богом и Он общается с нами. Наши сердца наполняются благоговением и радостью неизреченной.

В ночь рождения Иисуса радовались Ангелы Господни и передали эту радость пастухам. Радовалось и творение Божье. Вифлеемская звезда освещала путь для жаждущих поклониться Богу, ставшему человеком.

Эта звезда привела в Иерусалим и волхвов с востока. Они оставили свои привычные занятия, оставили уют своих домов, отказались от привычного комфорта, чтобы перенести тяготы дальнего пути, поклониться новорожденному Царю Иудейскому и принести Ему дары.

Для Ирода, восседавшего на троне Иудейского царства, марионетки римлян, Вифлеемская звезда ничего не значила. И только прибытие волхвов в Иерусалим встревожило власть предержащих. Вопрос волхвов:  «Где родившийся Царь Иудейский?» стал как громовой раскат, угрожающий кажущейся стабильности, угрожающий сложившейся системе светского правления.

Волхвы, сами того не подозревая, обрекли вифлеемских младенцев на заклание. Но речь не об этом. Речь все таки о неизреченном Божьем деянии, о рождении Младенца, Которому уготована участь принять мучительную смерть на кресте, в окружении разбойников.

Дары волхвов прямо свидетельствуют о предназначении новорожденного Царя Иудейского:

- золото, как почитание Иисуса Царем.

- ладан, как почитание Иисуса Первосвященником.

- смирна, чтобы помазать распятого и умершего Мессию.

Евангелист Матфей ярко описал сцену поклонения волхвов. Читая или слыша это повествование, невольно вовлекаешься в сцену и становишься свидетелем действа:

- Вот Мать Мария держит на руках новорожденного Младенца.

- Вот Иосиф, супруг Марии, готовый защитить любимых.

- Вот удивление на лицах при виде богатых инородцев.

- Вот богатые дары — золото, ладан и смирна.

- Вот склонившиеся в почтении высокородные мужи.

- Вот исполнение предсказанного Ангелом Господним в час Благовещения Марии.

Сцена завораживающая, сцена судьбоносная, сцена проповеданная в веках.

И в этой сцене есть персонаж, на который мало обращают внимания, который теряется на фоне драгоценного Младенца и высокородных посетителей.

Мария, Мать Иисуса…

Драгоценный сосуд, безропотная девушка, претерпевшая многое, чтобы Предвечный Бог стал человеком. Она на вторых ролях повествования. Но она важное звено в Истории Спасения человечества.

Она и сейчас, глядя на происходящее вокруг, в Вифлееме, ловит каждый момент и слагает в своем сердце каждую фразу, каждое слово. Она многое понимает, многое чувствует материнским сердцем. Она мать!

В рождественские дни, когда слышишь рождественскую песню «Знала ли ты, Мария» сердце бьется учащенно. Мелодия завораживает, а текст песни рождает благоговейные размышления.

В словах песни сокрыта проповедь Евангелия:

«Знала ли ты, Мария, что целуя Сына, ты целовала и Творца?» Эти слова — мощное провозглашение Евангелия. Эти слова точно передают Сущность новорожденного Малыша.

«Знала ли ты, Мария, что Иисус Христос показал путь Спасения?» Эти слова провозглашают великое, неизреченное, неисследимое деяние Божье. Деяние Небесного Бога и Отца ради спасения Его возлюбленных детей, блуждающих во тьме греха. Это деяние невозможно постигнуть умом человеческим. Плотский разум не в состоянии объять величие Божьего замысла. Только в Духе Святом, рождающем веру, возможно прикоснуться к этой великой истине, явленной в любви Бога к Своим чадам. Никакой смертный человек не в состоянии постигнуть Бога в Его величии. Поэтому Предвечный Бог воплотился в простоте и кротости, как немощный Младенец. Христос пришел в мир чтобы стать нашим грехом, нашей немощью, нашей смертью.

Слушая песню «Знала ли ты, Мария?» и читая историю поклонения волхвов, понимаешь, что Бог тоскует по общению с человеком, изгнанным из Эдемского Сада и жертвует самым дорогим, Своим Единородным Сыном ради воссоединения со Своими блудными сыновьями и дочерьми. Он приносит жертву ради нашего спасения из трясины греха.

Читая сегодняшнюю историю из Евангелия от Матфея, понимаешь, что это первые шаги Новорожденного Христа.

Далее будет множество событий:

- бегство в Египет и возвращение в Назарет по смерти Ирода,

- возрастание в послушании у Марии и Иосифа,

- посещение Храма в Иерусалиме и беседа двенадцатилетнего Иисуса со старейшинами,

- Богоявление Христово и Крещение в Иордане от Иоанна Крестителя…

Пусть же в рождественские дни наши сердца наполнятся радостью общения с новорожденным Младенцем, Предвечным Богом, Иисусом Христом. Общения с Ним в Литургии, в молитве, песнопении и в проповеди. Радости, когда соединяемся с Христом в Святом Таинстве Алтаря. Мы общаемся с Богом и Он общается с нами. Наши сердца наполняются благоговением и радостью неизреченной.

И мир Божий, который превыше всякого ума, да соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе.

Аминь.

Пастор Андрей Кузнецов, Кафедральный Собор Святого Павла, Одесса.