12 июля - 5 вс. по Св. Троице

1 Однажды, когда народ теснился к Нему, чтобы слышать слово Божие, а Он стоял у озера Геннисаретского,

2 увидел Он две лодки, стоящие на озере; а рыболовы, выйдя из них, вымывали сети.

3 Войдя в одну лодку, которая была Симонова, Он просил его отплыть несколько от берега и, сев, учил народ из лодки.

4 Когда же перестал учить, сказал Симону: отплыви на глубину, и закиньте сети свои для лова.

5 Симон сказал Ему в ответ: Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть.

6 Сделав это, они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась.

7 И дали знак товарищам, находившимся на другой лодке, чтобы пришли помочь им; и пришли, и наполнили обе лодки, так что они начинали тонуть.

8 Увидев это, Симон Петр припал к коленям Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный.

9 Ибо ужас объял его и всех, бывших с ним, от этого лова рыб, ими пойманных;

10 также и Иакова и Иоанна, сыновей Зеведеевых, бывших товарищами Симону. И сказал Симону Иисус: не бойся; отныне будешь ловить человеков.

11 И, вытащив обе лодки на берег, оставили всё и последовали за Ним.

(Лк. 5:1-11)

Возлюбленные в Господе!

Дорогие сестры и братья!

        Последние несколько месяцев в связи с карантином, проповеди во всех церквях и религиозных организациях поменяли формат: вместо открытого общецерковного или общественного выступления на смену пришли личные проповеди, которые высылаются по интернету. Отсюда и содержание приобрело более личностный характер вместо безличного повествования. В этом есть свои плюсы и свои минусы. С одной стороны, у проповедника есть возможность привести в доказательство пример из своей личной жизни, но с другой, нет обратной связи. Это как в театре: спектакль может состояться только тогда, когда действуют актеры на сцене и соучаствуют зрители в зале. Но у Бога свои планы по поводу человечества, поэтому принимаем те обстоятельства, которые Он создаёт, и попытаемся их использовать на общее благо. Это как в первый день творения, когда Бог сказал «да будет свет» и увидел, что это хорошо, Он не назвал тьму чем-то плохим. Тьма не плохая, просто свет хороший. Карантин не очень хорош по отношению к свободе, но он не плохой, потому что при его соблюдении можно сохранить жизнь и себе и окружающим.

        Такое вступление указывает на то, что речь в проповеди пойдёт не об общих вещах, а об очень личном, можно даже сказать сокровенном, что есть у человека: это осознание самого себя как личности. В нашем общении для описания такого человека мы часто используем слова «самокритичный», «адекватный». «объективно мыслящий». И на первый взгляд, это не плохо иметь критическое мышление. Таким был Апостол Пётр. Поэтому после того как Иисус сказал Петру снова плыть и забрасывать сети, после того как Пётр с товарищами всю ночь забрасывали эти сети и ничего не поймали, ответ был соответствующим. Поймать что-либо здесь и сейчас невозможно. Единственное, что не знал Пётр, что у Сына Божьего нет ничего невозможного. Поэтому, с другой стороны, нельзя сказать, что критическое мышление само по себе хорошо. История с Петром при повторной ловле рыбы, указывает на то, что только вера в Бога и жизнь с Господом может помочь умному человеку стать личностью. Нам, христианам, стать личностью намного проще и легче, чем верующим других религий, потому что у нас есть Божье Слово, Господь Иисус Христос, который нас знает и направляет. Надо только следовать этому Слову, как это сделал Пётр.

Обычно, говоря о призвании Петра богословы выделяют несколько важных тем:

1) Господь использовал лодку Петра как кафедру, с которой Он проповедовал народу, и если мы предоставим Господу все принадлежащее нам имущество, то Он удивительным образом Его употребит и вознаградит нас (вспомним прекрасный гимн Лютера о том, что всё предоставлю Богу);

2) Иисус в точности указал Петру, где можно найти много рыбы, даже после того как Петр и другие всю ночь тяжело и безуспешно трудились в этом месте. Всеведущий Господь знает, где плавает рыба, когда она туда заплывает, и как её поймать. Служение, совершаемое по нашей собственной мудрости и силе, будет безуспешно. Секрет успешности христианского труда состоит в том, чтобы быть с Господом. И какими бы усталыми мы ни были, никогда не падать духом, потому что несчастье многих людей заключается в том, что они складывают руки, когда им нужно было сделать всего лишь одно усилие;

3) Хотя сам Петр был опытным рыбаком, он принял совет Христа, и в результате сети были наполнены. Вера поддерживает готовность сделать то, что кажется безнадежным. «...По слову Твоему закину сеть», – эти слова показывают ценность кротости, восприимчивости к наставлению и внутреннего послушания;

4) Христос призвал Петра быть ловцом человеков тогда, когда тот был занят своим тяжелым физическим трудом, но вкладывал в это дело все свои силы, как для Господа. Поэтому Бог направляет тех людей, которые находятся в движении с Господом. Петр, Иоанн и Иаков вытащили обе лодки на берег, оставили все и последовали за Иисусом в один из самых удачных дней своей жизни, поставив духовное выше материального.

Есть и другие достаточно важные темы для проповеди, где богословы в основном сходятся в своих суждениях. Но есть одна очень неудобная тема, которую пытаются обойти или упростить. Это слова Петра «выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный». Если Пётр хотел добраться до берега с таким огромным уловом, от которого лодки тонули, то, наоборот, надо было просить помощи у того, кто его послал – у Иисуса, который всё знает. Если говорить о греховности, то тем более надо было обращаться ко Христу, ибо Он пришёл спасти грешников. А если читать буквально, то вообще глупость какая-то получается: ты святой, а я грешный, поэтому прыгай в воду и как хочешь добирайся до берега. При этом крепко держа Иисуса за ноги! В каком же духовном состоянии находился Пётр, когда говорил эти слова? Почему Господь, который совершил для тебя чудо, должен выйти?  О чём думал несчастный рыбак, поймавший золотую рыбку?

И вот здесь начинается самое интересное, в первую очередь для меня, потому что ответ я увидел во сне. Как говорится в сказках: «хотите верьте, хотите нет, но это случилось». Как сказано в псалме: «Напрасно вы рано встаете, поздно просиживаете, едите хлеб печали, тогда как возлюбленному Своему Он даёт сон». В последний день моих размышлений о том, что же произошло с Петром, и необходимостью отослать в канцелярию проповедь, я увидел сон, в котором сам и отвечаю на этот сложный вопрос. Причём, обстоятельства, при которых я это делаю, называются «нарочно не придумаешь».

Я приехал на рыбалку с несколькими мужиками. Устроили пикник у водоёма и начали говорить о новом президенте. Ничего плохого и ничего хорошего. Тема была о внутреннем состоянии человека? получившего власть. Почему-то я решил объяснить это Андрею Гамбургу и Богдану Халусу. Когда проснулся, - удивился, что говорил с прошлым и настоящим нашей церкви. В качестве примера я взял историю с уловом Петра. Мы не знаем точно биографию этого человека, мы не знаем на что он способен, мы не знаем ничего о его уровне сознания и культуры. Для евангелистов это неважно. Важно то, что здесь и сейчас произошло чудо. То, что не могло быть в принципе, случилось. Пётр поймал полно рыбы, Владимир Зеленский стал президентом. Как поступает Пётр? Он бросается к ногам Бога. Критическое мышление Петра в доли секунды рисует перед ним картину будущего, которое может произойти после того, как люди узнают о его чудесном улове. Есть два пути: первый, присвоить заслугу себе и дурить народ (ведь, кроме Бога, никто не знает, что стало причиной или чья заслуга происшедшего); второй путь, признать свою ничтожность, благодарить Бога за Его милость, и вести всех не за собой, а к Богу. К чести Петра, он выбрал второй путь. Пётр оставил всё то, что могло привести к материальному накоплению, и во главу угла поставил духовные ценности и спасение народа.

Когда я проснулся и сразу же прочёл текст для проповеди, я снова зашёл в тупик. Почему «выйди от меня, Господи»? Может неточный перевод? Оказалось, действительно не хороший перевод. Если честно, то в данном случае плохой!  В греческом оригинале буквально это должно переводиться так: «выйди из меня! Я грешный человек, Господи!» Это два восклицания, которые в такой очереди используются в обряде крещения: отречение от диавола и исповедание веры. Выражение «выйди из» мы встречаем на каждом шагу в Евангелиях, когда Иисус изгоняет бесов. У евреев Сатана почти не наделен личными свойствами, а просто представляет силы зла и противления Богу. Сатана упоминается нечасто, и почти всюду он выступает лишь как безличная сила зла. Иудеи не произносят того, кто представляет это зло, чтобы не навлечь на себя беды, в то время как имя Бога не произносится из уважения, заменяя словом «Адонай» - Господь. Это ещё одно подтверждение тому, почему евреи более мудры и благословенны: они никогда не вспоминают черта, а тем более никого никогда к нему не посылают.

Пётр отрекается от нечистого и хватается за Спасителя. Поэтому Иисус поручает именно Петру пасти стадо, несмотря на его слабости, о которых рассказывают евангелисты. Обстоятельства казались неблагоприятными для рыбной ловли, но Пётр сказал: «Пусть обстоятельства против нас, но по слову Твоему мы попробуем еще раз». Что касается нас, то слишком часто мы выжидаем, потому что время неблагоприятно. Но если бы мы дожидались идеального стечения обстоятельств, мы бы вообще никогда не начали ни одного дела. Если мы хотим чуда, мы должны поверить Иисусу на слово, когда он призывает нас сделать вроде бы невозможное. На самом деле мы должны делать то, что делаем каждый день: стараться избегать плохих слов, мыслей и дел, а жить с Богом.

И мир Божий, который превыше всякого ума, да соблюдёт сердца и помышления наши во Христе Иисусе. Аминь.