РУКА БОГА

Проповедь на 4 воскресенье после Богоявления, 2019

Чтения: Ис.51:9-16, 2Кор.1:8-11, Мар.4:35-41

Когда мы читаем в ветхозаветных писаниях о «мышце Господней», о Его «длани» или «деснице», что мы представляем? Что эти антропоморфизмы, укорененные в сознании древней Церкви, говорили ей, когда звучало слово о крепкой деснице Господней, которой вывел Он народ Свой из Египта, распростирал ее в бедах над ними? Писание пестрит подобными образами, мы к ним привыкли, как к красивой метафоре, но сегодня нам предлагается остановиться и задуматься. Погрузиться в этот образ, чтобы за картинкой увидеть суть, а за словами – смысл.

Сегодня, в Четвертое Воскресенье после Богоявления, читая книгу пророка Исайи, мы слышим сначала вопрос-молитву, где сразу встречаем этот самый пресловутый образ Божьей десницы.

9 Восстань, восстань, облекись крепостью, мышца Господня! Восстань, как в дни древние, в роды давние! Не ты ли сразила Раава, поразила крокодила?

10 Не ты ли иссушила море, воды великой бездны, превратила глубины моря в дорогу, чтобы прошли искупленные? Ис.51

Молитва Исайи становится голосом Церкви его времени, Церкви, находящейся в преддверии «второго Египта», Вавилонского пленения. Обличение Божье постигло Его народ, семьдесят долгих лет – это приговор, который вызвал в части Израиля сокрушение, и вот, уста этой сокрушенной Церкви взывают к Богу: «Восстань! Простри Свою руку над нами! Сделай то, что ты уже делал в отношении наших отцов»

Да, Божья десница уже однажды поразила фараона и вывела их отцов в обетованную землю. Будет ли так сегодня или завтра? Это вопрос веры и надежды. В еврейском языке есть несколько разных слов, которые у нас переводятся, как «надежда». Это, во-первых, покров Божий, Его защита, а во-вторых, это такая надежда, которая видит будущее Божье вмешательство, как свершившееся, несмотря на то, что глаза, кажется, говорят о другом. И вот, вслед за молитвой о прежнем Божьем благотворном вмешательстве, следуют слова, которые напоминают Символ веры. Послушайте:

11 И возвратятся избавленные Господом и придут на Сион с пением, и радость вечная над головою их; они найдут радость и веселье: печаль и вздохи удалятся.

Вы видите эту надежду, которая больше похожа на веру? Видите, как в самом начале «вавилонского плена», Исайя уже просматривает новый исход, новое избавление, которое, конечно, не было совершенным во дни Неемии и Ездры, но указывало на грядущий через целых семьсот лет совершенный исход во Христе? Мышца Господня, Его десница, стала видимой буквально, не в облачных и огненных столпах или указах царя Кира, а во плоти, что облекла Слово Бога и повела народ к обетованной вечности…

И вот, уже Сам Господь, в ответ на молитву Церкви и на ее исповедание веры-надежды, отвечает ей:

12 Я, Я Сам - Утешитель ваш. Кто ты, что боишься человека, который умирает, и сына человеческого, который то же, что трава,

13 и забываешь Господа, Творца своего, распростершего небеса и основавшего землю; и непрестанно, всякий день страшишься ярости притеснителя, как бы он готов был истребить? Но где ярость притеснителя?

Да, такова наша природа. Вроде, верим в Бога, но царя боимся больше, озираемся на начальников в тех вопросах, которые решаются не начальниками, заглядываем в рот тем, кто поставлен, для того, чтобы кормить нас.

У Иоанна в его Евангелии есть один примечательно-диагностический эпизод, где Иисус проповедует в Храме, а люди, слушая, озираются и говорят друг другу:

25 …не Тот ли это, Которого ищут убить? 26 Вот, Он говорит явно, и ничего не говорят Ему: не удостоверились ли начальники, что Он подлинно Христос? (Иоан.7:25,26)

Что изменилось за две тысячи лет? Да ничего. Все так же мы судачим по кухням, чей «томос» круче, и за кем какая стоит поддержка, типа «вы чьих будете?», будто Богу нужна поддержка президентов или министров, да даже и патриархов! Будто от «удостоверения начальников» зависит истина!

Не нужны Богу наши штатные «поддерживальщики». «Я, Я Сам Утешитель», говорит Он, и в этих словах мы узнаем Святого Духа, посланного от Отца и Сына в день Пятидесятницы, великого Утешителя.

14 Скоро освобожден будет пленный, и не умрет в яме и не будет нуждаться в хлебе.

Чистое Евангелие свободы – когда оно исполнилось, сбылось? Не тогда ли, когда вошедший в Назарет Спаситель вошел в синагогу, взял в руки свиток Исайи и прочел почти эти же слова?

1 Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение и узникам открытие темницы, 2 проповедывать лето Господне благоприятное и день мщения Бога нашего, утешить всех сетующих, 3 возвестить сетующим на Сионе, что им вместо пепла дастся украшение, вместо плача - елей радости, вместо унылого духа - славная одежда, и назовут их сильными правдою, насаждением Господа во славу Его. (Ис.61:1-3)

Дух Отца на Сыне – это явленная тайна Троицы Божества, и, вышедшая крестом в свой последний исход вселенская Церковь, видит уже не просто искупление из рабства плена царей земных, но эсхатологическую, окончательную победу, беспредельную свободу, которой отныне будет испытываться каждый искупленный.

15 Я Господь, Бог твой, возмущающий море, так что волны его ревут: Господь Саваоф - имя Его.

16 И Я вложу слова Мои в уста твои, и тенью руки Моей покрою тебя, чтобы устроить небеса и утвердить  землю и сказать Сиону: "ты Мой народ".

Не о нас эти слова, но, прежде всего – о Сыне, говорящем нам уже слово Отца. И только в Нём надежда-покров сопровождает нас всякий раз, когда мы во Христе, а Он – в нас.

А когда это происходит?

Евангельское чтение объясняет нам это.

Помните этот, прочитанный нами сегодня странный эпизод, где Иисус спит на корме на возглавии, а усталые ученики безуспешно сражаются со внезапной бурей?

37 И поднялась великая буря; волны били в лодку, так что она уже наполнялась [водою].

38 А Он спал на корме на возглавии. Его будят и говорят Ему: Учитель! неужели Тебе нужды нет, что мы погибаем? (Мк 4)

Что это был за странный сон в бурю, грозящую наполнить водой и утопить утлую лодку? Как можно назвать такой сон?

Вы правы, есть такая фраза: «спать мертвым сном». Вот таким сном и спал тогда Иисус. И это удивительно напоминает нашу христианскую жизнь – мы дрейфуем в лодке-Церкви, которую заливает волнами и, как нам кажется, мы вот-вот все утонем, и, вроде бы Иисус с нами, вот Он, на «возглавии» Алтаря, только руку протяни, только это не спасает нас от страха, ледяной воды и качки, и мы вопим в отчаянии, глядя на безмолвное распятие: «Неужели Тебе нет нужды? Мы погибаем!»

15 Я Господь, Бог твой, возмущающий море, так что волны его ревут: Господь Саваоф - имя Его.

Саваоф – это Бог воинств, Бог сил, управляющих природой, не забыли ли мы это? Не забыли ли мы, что Он, приходя сегодня не только Словом, вложенным Им в Своих вестников, но и водой и кровью, дает нам видеть за бурей – тихую гладь, за Усопшим – Воскресшего, за Вознесшимся – Грядущего, за покаянием – прощение, за смертью – жизнь?

39 И, встав, Он запретил ветру и сказал морю: умолкни, перестань. И ветер утих, и сделалась великая тишина.

40 И сказал им: что вы так боязливы? как у вас нет веры?

41 И убоялись страхом великим и говорили между собою: кто же Сей, что и ветер и море повинуются Ему? (Мк.4)

Бури кончаются. Все пленения и эпохи разрушения завершаются. И те, что имели терпение и надежду держаться за Христа в их лодке, всегда дожидаются солнца и водной глади, и берега невдалеке. Но сколькие отчаялись и прыгнули за борт, в надежде на свои силы? Где они сейчас, во что они сегодня верят? На что надеются?

Мы же, от воскресения к воскресению терпеливо приходящие сюда, в церковь, не изобретаем ничего нового, не ищем в себе никакого позитива или святости, но, вновь и вновь выходим к нашему «возглавию» и протягиваем наши руки. И Тот, Кто раньше облекся в плоть человеческую, сегодня утешает нас, входя в наши уста хлебом и вином Причастия, снимая страх и укрепляя веру, утверждая нас и говоря нам: «Ты – народ Мой!»

И что может быть радостнее этих слов?

Аминь

3 февраля 2019