НАШЕ ПРЕБЫВАНИЕ В ИИСУСЕ – ЭТО ЕГО ПРЕБЫВАНИЕ В НАС…

(Проповедь на 3 Воскресенье после Пасхи,

Быт.1:1-4а; 1:26-31; 2:1-4, Ин 15: 1-9)

Чтение сегодняшней проповеди из 1 и 2 глав книги Бытия:

1 В начале сотворил Бог небо и землю.

2 Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою.

3 И сказал Бог: да будет свет. И стал свет.

4 И увидел Бог свет, что он хорош…

…26 И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле.

27 И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их.

28 И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле.

29 И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; - вам [сие] будет в пищу;

30 а всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, [дал] Я всю зелень травную в пищу. И стало так.

31 И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой.

…1 Так совершены небо и земля и все воинство их.

2 И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал.

3 И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал.

4 Вот происхождение неба и земли, при сотворении их…

(Быт.1:1-4а; 1:26-31; 2:1-4)

Сегодня, в воскресенье Истинной Виноградной Лозы, ветхозаветное чтение напоминает нам, как Бог сотворил мир. А как? Одно слово повторяется шесть раз в описании этого процесса, и оно отражает это «как», это слово «хорошо».

Начиная со света первого дня, озарившего темную, текучую, как вода, землю и небеса, ставшие местообиталищем ангелов, до венца Божьего творения – человека, посаженного, как дерево, отдельно, в огороженном Эдеме, заботливо, как руки виноградаря, высаживают виноградную лозу в саду…

Виноград – то, чем живут жители юга. Это то, что составляет источник прекрасного вина, утолявшего жажду в древности в долгом пути, то, из чего делали и делают изюм, утоляющий голод в далеких переходах, то, что использовали для хранения мяса в жару, когда прокисшее вино становилось отличным консервантом – виноградным уксусом. Но для того, чтобы вырастить виноград, нужно много потрудиться. Нужно ухаживать за лозой, подвязывать и очищать ветви, делать прививки и защищать от насекомых. Нужно иметь терпение, чтобы дождаться такого урожая, чтобы ягоды сами лезли в рот. И нужно иметь опыт и знание, чтобы обрезать ветви так, чтобы лоза не была перегружена, и чтобы она давала пусть чуть меньше больших гроздьев, вместо множество мелких… Целая наука, право-слово.

В Израиле, как и почти везде на юге, виноградник тоже был источником пищи и дохода. Евреи понимали толк в винограде. И не случайно, поэтому, библейские тексты изобилуют образами винограда и виноградника. И почти всегда – это образ народа, Израиля. А в роли Виноградаря всегда выступал Бог. Это как у пророка Исайи, помните, притча про виноградник, что не желал приносить добрые гроздья, а принес дикие ягоды:

И все же прислушаемся, постараемся вникнуть в этот загадочный для нас мир восточных образов, ибо эти образы отражают и наши отношения с Богом. Наш евангельский отрывок о Виноградной лозе и о плодах – замечателен во всех отношениях. Обратим сначала внимание на контекст – когда Иисус говорит эти слова?

Что происходит непосредственно перед проповедью Иисуса?

 1  Перед праздником Пасхи Иисус, зная, что пришел час Его перейти от мира сего к Отцу, явил делом, что, возлюбив Своих сущих в мире, до конца возлюбил их.  (От Иоанна 13)

Да, это Тайная Вечеря. Иисус моет ноги Своим ученикам, затем устанавливает величайшее Таинство Своего присутствия среди них, как истинного и единственного Пасхального Агнца, пищу нового окончательного Исхода, исхода из рабства греха в Царство, которое принес Он. Можно сказать, что Иисус делает здесь две вещи – дает ученикам заповедь любви и Сам ее являет, передает им, можно сказать, в руки. Любовь и Жертва.  Заповедь и благодать. Закон и Евангелие. В эту Пасхальную ночь все сплетается воедино и становится более ясным для учеников и для нас. В свете событий этой беспримерной ночи мы должны услышать слова Иисуса. И он начинает Свой разговор с этой великолепной древней и понятной ученикам метафоры – о Виноградной лозе.

1  Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой - виноградарь.

2  Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает; и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода.

3  Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам.

4  Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне. (От Иоанна 15)

 Как вы думаете, о ком этот отрывок? О нас? Да, но, прежде всего – о Боге. О той тайне, что никогда не была бы нам открыта, если бы не Иисус – тайне взаимоотношений Отца и Сына. А затем уже появляемся мы. Но мы здесь, я бы сказал, не активны. Мы здесь – принимающая сторона, мы – получатели Божиих благ или Божиего суда. Посмотрите, как замечательно и постепенно раскрывает Иисус  важные для нас истины!

1  Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой - виноградарь.

Сначала Он вводит такой знакомый евреям образ Виноградника, изначально – того самого хорошо сотворенного Эдема, куда был «посажен» расти Адам и его жена, но, оказывается, Виноградник отныне – вовсе не образ Эдема, и даже не образ Израиля. Потому что истинный Израиль сейчас воплощен только в Одном Человеке – Сыне Божием Иисусе. Все, что было до этого момента – имеет смысл только в Нем – истинной Виноградной Лозе. И Тот, Кто насадил все существующее – Его Отец. Но он не просто насадил все, Он взял из Своего чудесного вечного сада Эту Лозу и пересадил Ее на нашу почву. И не только пересадил и на этом успокоился. Он, не ведая отдыха, продолжает ухаживать за Лозой в этом грешном мире:

2  Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает; и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода.

Бог – Виноградарь производит два действия – отсекает и очищает. И, хотя эти действия похожи и одинаково болезненны для Лозы, результат их – различен. Но почему? Что является причиной того, что одни ветви, срезанные, летят на землю, а другие тщательно обрезываются и укрепляются? Плод. Виноградарю важен плод. И тут кончается метафора. И тут мы начинаем понимать, что к нам это имеет самое непосредственное отношение. И ученики, внимающие Учителю, вдруг понимают, что это все не красивая побасенка, что очищение произведено, что одна ветвь уже обрезана, та, что предпочла очищающему Слову Жизни тридцать сребреников…

3  Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам.

Что это за слово? Слово Евангелия. Слово о том, что приблизилось Царство Небесное в Этой пересаженной Лозе небесного виноградника – в Иисусе Христе. Только это слово производит в ищущих веру и делает возможным приносить плоды, ожидаемые Отцом.  Но не только. И более глубокий смысл открывается нам, глядящим на эту чашу евхаристии, на купель крещения.  Ибо Слово, которым мы истинно очищены – это Сам Иисус – воплощенное Слово, омывший ноги ученикам и учредивший Вечерю Своих Тела и Крови. Омывший нас в святом крещении и напитавший нас Собой в святом Причастии.

4  Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне. (От Иоанна 15)

Это не приказ Христа, это скорее вывод из того, что было сказано в метафоре и ее расшифровке. Нельзя «принять Христа», если Он не принял нас уже. Если вы на Лозе – вы во Мне и Я в вас - как бы говорит Иисус. И все дела – плоды - это следствие пребывания ветви на лозе, а не заслуга ветви, хоть и очищенной.

Я не перестаю удивляться красоте этого отрывка. Потому что то, что Иисус говорит дальше – и по смыслу и по структуре словно отражается в УЖЕ сказанном. Посмотрите – снова метафора, снова «минусы» отломленных ветвей и «плюсы» привитых, снова – расшифровка метафоры и вывод, жизненно важный для нас. Только теперь Иисус Больше говорит не о Боге, а о нас. И о том плоде, что приносим мы.

5  Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот  приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего.

6  Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают.

7  Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, просите, и будет вам.  (От Иоанна 15)

Слова Иисуса становятся «прозрачнее» что ли, понятнее, и веточки на Лозе - Церкви начинают обретать свои имена –Петр, Иоанн, Матфей, наши с вами имена, братья и сестры… А я, читая эти слова, думаю об ОБРЕТЕНИИ. Обретении того, что мы когда-то лишились – Райского сада, Дерева Жизни. Когда-то мы, в лице наших прародителей, обломились с этого Дерева и лишились Бога, смысла, да и Жизни самой. Мы стали как бы сами по себе, и имя, которое Адам дал своей жене – Ева – «жизнь» - отражает наше положение. Наша жизнь когда-то стала цепочкой новых рождений детей, внуков, правнуков… Цепочкой надежды, которая привела нас - нет, не в Рай, он был закрыт для нас, но – к Древу Жизни, пришедшему из Рая. К истинной виноградной Лозе – Иисусу Христу.  «Царствие Небесное приблизилось…»

Но что это значит – «пребывать во Христе»? Что означает это состояние, очень важное, поскольку Иисус говорит об этом только в нашем отрывке семь раз? «Пребудьте во Мне…», «Если не будете во Мне…», «Кто пребывает во Мне…». Но что это значит? И КАК нам «пребыть» в Нем? Что нужно для этого сделать?

Вот в этом-то и состоит корень проблемы – МЫ ХОТИМ САМИ ЧТО-ТО СДЕЛАТЬ ДЛЯ ПРЕБЫВАНИЯ ВО ХРИСТЕ.

Конечно, мы можем, подобно нашим друзьям – постпротестантам СТАРАТЬСЯ пребыть во Христе. Больше молиться, больше читать Писание, больше совершать добрых поступков, больше искать экстатических проявлений, типа «говорений языками» и тому подобных практик. Что это даст? Сделает ли это все нас лучше, чище, плодотворнее?

Увы… И знаете почему? Потому что тут, во всем этом – МЫ, а не Христос. Это мы ищем, стяжаем, пыжимся, пытаемся допрыгнуть до Бога, который напоминает хладнокровного тренера, наблюдающего за нашими попытками.

Стараться надо. Стараться не САМОМУ достигать Бога, а принимать Его милость. Его «прививку» на Лозу-церковь, Его милость и прощение в слове и таинствах Церкви.

Своими стараниями, без Бога, мы ничего не можем. Но Бог опускает Свою милость только в ту руку, что протянута в беспомощности. В нищете духовной. «Да будет воля Твоя…»

На самом деле здесь вопрос с УВЕРЕННОСТЬЮ – как я могу быть уверен, что Бог пребывает во мне, а я в Нем, если это зависит от меня? Это одна из главных проблем верующих людей, лишенных Таинств. Для них согласиться с тем, что мы едим и пьем хлеб и вино, содержащие по слову Христа Его тело и Кровь, а значит ВСЕГО Его, целиком, просто невозможно, это не укладывается в их голове, и они поэтому готовы отрицать это, обращая слова Христа в «метафору».  Они, эти люди, просто вынуждены искать убежденность в Божием присутствии в каких-то эмоциональных переживаниях, чудесах и исцелениях, они вынуждены постоянно, как наркоманы, подпитывать свою уверенность, что они продолжают пребывать «во Христе», а Он – в них. Но Писание учит – смотрите на истинную Виноградную Лозу – Христа, присутствующего и сегодня в этом мире. Где искать Его? – В Церкви. В Слове и Таинствах.

«Пребывание во Христе» начинается не с нас, а с Него. Христос не ставит нам условия: сначала вы как-то там пребудьте во мне (молитвами или благочестивой жизнью, или особенными страданиями…), а уже потом Я в вас пребуду. Нет. И тогда становятся не мучительны, но сладки и понятны Его слова:

7  Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, просите, и будет вам.

8  Тем прославится Отец Мой, если вы принесете много плода и будете Моими учениками.  (От Иоанна 15)

 Это не требование и не приказ. Просто важно понимать - сначала Лоза, потом ветви. Сначала Он входит в нас, затем мы пребываем в Нем – «Не вы меня избрали, а Я вас…»  Сначала Причастие, потом наши дела благочестия. Сначала Он приходит к нам, а потом мы просим у Него. Просим не своего, ибо свое мы уже отдали Ему, но того, что хочет Он – «да будет воля Твоя…»

8  Тем прославится Отец Мой, если вы принесете много плода и будете Моими учениками.

9  Как возлюбил Меня Отец, и Я возлюбил вас; пребудьте в любви Моей.  (От Иоанна 15)

Вот наша цель в этом мире – учиться у Христа и приносить плод Его заслугами и усилиями.

Вот итог и смысл всего этого удивительного отрывка – Взаимоотношения Отца и Сына в Божестве через Сына отныне распространяются на нас и это – взаимоотношения любви. Здесь преображенный, но реальный Христос продолжает говорить нам с кафедры и Алтаря. Потому что Отец и Сын приходят сюда к нам: «кто любит Меня, тот соблюдет слово  Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим.»  (От Иоанна 14) Там, где источник не иссякает, ибо он питается в Вечном. Там, где мы, исполненные этой любви, этого живительного сока Лозы, сами приносим плод с Дерева Жизни – для спасения других людей. Для славы вечного Отца.

Аминь

3 после Пасхи, 12.05.2019, рассылка НЕЛЦУ