21 июня - 2 вс. по Св. Троице

16 Он же сказал ему: один человек сделал большой ужин и звал многих,

17 и когда наступило время ужина, послал раба своего сказать званым: «идите, ибо уже всё готово».

18 И начали все, как бы сговорившись, извиняться. Первый сказал ему: «я купил землю, и мне нужно пойти посмотреть её; прошу тебя, извини меня».

19 Другой сказал: «я купил пять пар волов и иду испытать их; прошу тебя, извини меня».

20 Третий сказал: «я женился и потому не могу прийти».

21 И, возвратившись, раб тот донёс о сём господину своему. Тогда, разгневавшись, хозяин дома сказал рабу своему: «пойди скорее по улицам и переулкам города и приведи сюда нищих, увечных, хромых и слепых».

22 И сказал раб: «господин! исполнено, как приказал ты, и ещё есть место».

23 Господин сказал рабу: «пойди по дорогам и изгородям и убеди прийти, чтобы наполнился дом мой.

24 Ибо сказываю вам, что никто из тех званых не вкусит моего ужина, ибо много званых, но мало избранных». (Лк. 14:16-24)

Возлюбленные в Господе!

Всё, что Иисус Христос говорит и делает в Евангелиях, - это ответы на волнующие людей вопросы и помощь в удовлетворении их потребностей – материальных, духовных или физических. Притча о человеке, сделавшего большой ужин, - это ответ на восклицание одного из гостей, возлежащих с Иисусом на ужине у фарисея. Молодой человек находился под впечатлением услышанных от Иисуса прекрасных принципах поведения верующего человека в собрании и заметил, как чудесно было бы участвовать в благословениях Царства Божьего. Христос соглашается с этим разумным человеком: «Воистину так: блажен, кто будет участником в привилегиях Царства Мессии». Но в тоже время Иисус старается пробудить у слушателя не только здоровый энтузиазм, но и трезвый ум, поэтому и спрашивает: кто такие «званные», и кто же будет наслаждаться на пиру? Это иудеи, думающие монополизировать всё по закону, но в большинстве своем отвергают благодать, или язычники, которые будут иметь на пиру самую большую долю по Божьей благодати? Христос отвечает в виде притчи, потому что он находится в гостях у фарисея, и не хочет обидеть или унизить хозяина, а дать ему возможность самому ответить. Во всяком случае, Господь возразил, что как ни чудесно вкушать хлеб в Царстве Божьем, многие из приглашенных, к сожалению, находят всевозможные нелепые извинения, чтобы оправдать свой отказ.

Иисус изобразил Бога, как одного человека, который сделал большой ужин и звал многих гостей. Когда ужин был готов, он послал раба своего сообщить званым гостям, что уже все готово. Один из приглашенных оправдывался тем, что купил землю (очень актуально в контексте принятия закона о земле) и хочет пойти и посмотреть ее, хотя разумнее было бы пойти осмотреть ее до приобретения. Но даже и в этом случае он поставил любовь к материальным вещам выше милостивого приглашения. Другой купил пять пар волов и шел испытать их. Он символизирует тех, которые ставят работу, свою деятельность или бизнес выше Божьего призыва. Третий сказал, что женился и потому не может прийти. Семейные узы и социальные отношения часто препятствуют людям принять евангельское приглашение. И вот, когда раб сообщил своему господину о том, что все званые отвергли приглашение, хозяин послал его по улицам и переулкам города, чтобы он пригласил нищих, увечных, хромых и слепых.

Наверняка, первые приглашенные служат прообразом вождей еврейского народа. Когда они отвергли Евангелие, Бог направил его обыкновенным людям. Многие из простого народа откликнулись на призыв, однако дом господина еще не наполнился. Поэтому господин велел рабу отправиться по дорогам и изгородям, чтобы убедить и других людей прийти. Здесь, несомненно, показано, как Евангелие направляется к языческим народам. Их нужно было заставлять не силой оружия (как это, к сожалению, делалось в истории христианства), а силой убеждения. Ошибка думать и толковать приказ хозяина дома как принудительное обращение людей к веселию. Нужно было с любовью убедить людей и приложить усилие, чтобы привести их и чтобы наполнился дом господина. Итак, когда был накрыт ужин, первоначальный список гостей оказался не нужен, потому что те, которые были приглашены изначально, не пришли.

         На первый взгляд, каждый отказавшийся прийти имел свою личную уважительную причину, которая не имела связи с другими гостями: у одного недвижимость, у другого животные, у третьего семья. Можно только порадоваться за этих людей, что их жизнь удалась, что они благословлены Богом в том, что имеют. У других нет ни дома, ни работы, ни семьи. Но в этих различиях и кроется ответ на вопрос, что же всех этих «отказников» объединяет. А объединяет их одно: подлая ничем не оправданная неблагодарность. Когда человек получает всё, что хочет, но отказывается идти на пир к Богу, для того чтобы отпраздновать это и возблагодарить Того, Кто тебе всё это дал – это банальная неблагодарность. И как бы человек ни возвышался своим богатством, своими заслугами или своей семьёй – всё это нивелируется невежественной неблагодарностью. Таких людей нельзя назвать умными – они глупы в своём самомнении и отрицании Божественной благодати; их нельзя назвать богатыми – им всегда «маловато будет» и они всегда будут озабочены; наконец, отказников от пира нельзя назвать счастливыми, потому что они не понимают того, что истинная любовь в служении другим, а не в использовании друг друга.

         Иисус представлял Свое Царство и служение в нем как пир, как праздник. Царствие Божие является самым радостным стимулом в жизни. Прообразом Царства Божьего на земле является церковь. Каждое богослужение – это пир, на котором присутствует и наш Господь Иисус Христос в Своём слове и таинствах. Трапеза, приготовленная в Евангелии Христовом для драгоценных душ, не окажется напрасно приготовленной, ибо, если некоторые и отвергнут Евангелие, тем не менее, другие с благодарностью примут. Христос утешает слушающих тем, что хотя Израиль не был собран, тем не менее, Он будет почтен как свет народов. Бог будет иметь в мире Свою Церковь, даже если многие останутся вне ее, ибо неверие человеческое не сделает Божие обетование бездейственным. Самые бедные и самые униженные в этом мире приглашаются Христом наравне с самыми богатыми и высокопоставленными. Больше того, наибольший успех Евангелие часто имеет среди обездоленных в этом мире: духовно слабых и физически немощных – увечных, хромых и слепых. Размышление о том покровительстве, которое Евангелие Христово оказывает несчастным, должно побуждать и нас быть милосердными к ним. Его снисходительность и сострадательность должны возбуждать и в нас такие же чувствования.

Часто Евангелие имеет наибольший успех среди тех, кто менее всего подавал надежды на то, что оно принесет им пользу, от кого менее всего ожидали, что они покорятся ему. Мытари и блудницы шли в Царствие Божье впереди книжников и фарисеев, ибо последние будут первыми, а первые – последними. Не будем проявлять чрезмерной уверенности в тех, кто идет впереди, и слишком отчаиваться относительно тех, кто мало подает надежд. Христовы служители должны быть настойчивы, приглашая людей на пир Евангелия: «Пойди скорее, ибо уже все готово». Зовите и убеждайте ваших родных и близких прийти, обращаясь с ними ласково, влеките их узами человеческими и узами любви. Нет ничего более абсурдного, чем извлекать из этого места аргумент в пользу того, чтобы в вопросах веры прибегать к принуждению человеческой совести и тем более к принуждению против совести человека: «Вы должны принять приглашение на пир Господень, иначе вы будете прокляты, лишены имущества и будете несчастны в семейной жизни». Конечно, ничего подобного таким принудительным мерам здесь не подразумевается, но имеются в виду только меры убеждения разума и любви. Хотя многие уже приняли участие в благословениях Евангелия, однако еще много остается места, ибо богатства Христа неистощимы, их достаточно для всех и для каждого. Евангелие не исключает никого, кроме того, кто сам себя исключает. Дом Христов, каким бы большим он ни был, в конце концов наполнится; он наполнится, когда исполнится число избранных, когда все, кто был дан Ему, будут приведены к Нему.

И мир Божий, который превыше всякого ума, да соблюдёт сердца и помышления ваши во Христе Иисусе. Аминь.