35 И ходил Иисус по всем городам и селениям, уча в синагогах их, проповедуя Евангелие Царствия и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях.

36 Видя толпы народа, Он сжалился над ними, что они были изнурены и рассеяны, как овцы, не имеющие пастыря.

37 Тогда говорит ученикам Своим: жатвы много, а делателей мало;

38 итак, молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою.

1 И призвав двенадцать учеников Своих, Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь.

2 Двенадцати же Апостолов имена суть сии: первый Симон, называемый Петром, и Андрей, брат его, Иаков Зеведеев и Иоанн, брат его,

3 Филипп и Варфоломей, Фома и Матфей мытарь, Иаков Алфеев и Леввей, прозванный Фаддеем,

4 Симон Кананит и Иуда Искариот, который и предал Его.

5 Сих двенадцать послал Иисус и заповедал им, говоря: на путь к язычникам не ходите и в город Самарянский не входите;

6 а идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева;

7 ходя же, проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное

(Mt. 9,35-38; 10,1-7)

Возлюбленные в Господе!

Сегодняшний отрывок начинается с того, что Иисус сам ходит по всем городам и селениям, и проповедует Евангелие; и заканчивается тем, что Иисус отправляет своих учеников в первую очередь также проповедовать Евангелие. Конечно, кроме проповеди Христос еще и исцеляет болезни и немощи, и точно такую же власть Он передает своим ученикам. Но Христос, в первую очередь, сжалился не над физическим состоянием людей, как в случае со слепыми, немыми и прокаженными, а над их духовным состоянием. Его беспокоило то, что они были невежественны и беспечны и могли погибнуть из-за недостатка ведения. Иисус Христос как верный друг, весьма сострадающий человеческим душам, ибо они драгоценны для Него, особенно печется о них. Именно жалость к душам привела Его с неба на землю, а потом и на крест. Объектом милосердия Христа является несчастье человека, а несчастье грешных душ, губящих самих себя, – самое великое несчастье. Христос больше всего жалеет тех, кто совсем не жалеет себя. Сострадание душам – это наибольшее христианское сострадание, оно более всего похоже на Христово сострадание.

Книжники и фарисеи питали народ пустыми нравоучениями, обременяли преданиями старцев и вводили в заблуждение, но не наставляли верующих относительно их долга, не знакомили их с глубиной и духовной природой Божьего закона. Поэтому-то они и дошли до изнурения, ибо какое духовное здоровье, какая жизнь и бодрость духа могли быть у этих бедных душ, которые питались шелухой, вместо хлеба жизни, и пили, все что угодно, кроме воды живой? Душа изнемогает, если она не насыщена словом истины, а должна исполнять свой долг, противостоять искушениям, переносить скорби. Печально положение тех людей, которые либо совсем не имеют служителей, либо имеют таких, что лучше бы никаких не иметь,- пастырей которые ищут своего, а не того, что угодно Христу и полезно душам. Народ желал услышать хорошую проповедь, но хороших проповедников было мало. Работы было много, много надо было сделать благих дел, а делателей на это не хватало. Собственно, такую же картину мы наблюдаем и сегодня, и не только в нашей стране. Церковники бьются за здания и деньги, за влияние на политику, и совсем забывают о главном, к чему они призваны – душепопечительство своих верующих.

Высылать делателей - это задача Божья, служителей ставит сам Христос. Он призывает на служение,  Он назначает к нему, и Он же дает способность совершать его. Тот, кто приступает к служению без Его призыва поручения и подготовки, не будет ни признан, ни награжден как Его делатель. Все, кто любит Христа и души людей, проявляют свою любовь в усердных молитвах к Богу, особенно, когда жатвы много, чтобы Он выслал делателей на жатву Свою, чтобы Он воздвиг служителей на дело обращения грешников и их назидания, чтобы Он воодушевил на труд, призвал к нему и послал успех в нем, чтобы Он дал мудрость приобретать души. Христос подталкивает делателей, понимая их нежелание и страх выйти на труд по причине их собственной немощи и природной испорченности, а также по причине противодействия со стороны людей, стремящихся выгнать их с жатвы. Но мы должны молиться о том, чтобы все внутренние и внешние противодействия были преодолены и побеждены. Христос призывает Своих учеников молиться об этом как раз перед тем, как послать их на нелегкий путь проповедования Евангелия.

Служение в Церкви столь велико, что его нельзя доверять людям, прежде чем они не будут испытаны, а для этого необходимо выдержать время. Таких надо прежде испытывать. Ни на кого не следует поспешно возлагать руки, не испытав его прежде как кандидата, потому что грехи некоторых людей явны, а некоторых открываются впоследствии. Самой лучшей подготовкой к труду служителя является знакомство и общение с Иисусом Христом. Желающие служить Христу должны, прежде всего, сами быть с Христом. Живые дела веры, частые упражнения в молитве и размышлениях, которыми сохраняется и поддерживается общение с Христом, являются обязательной подготовкой к труду служителя. Те христиане, которые хотели бы стать учителями, прежде должны быть учениками; они должны сначала получить, чтобы потом могли давать и быть способны научить других. Прежде чем им будет доверено евангельское служение, им должны быть переданы евангельские истины. Давать власть учить других тем, кто не имеет для этого способностей, значит насмехаться над Богом и Церковью; это все равно, что давать словесное поручение глупцу. Христос учил Своих учеников и до того, как послал их на служение, и после того, как расширил их полномочия, преподав им обильные наставления. Хорошо, когда ученики Христа больше стремятся учиться, чем учить. Сознавая собственное невежество, мы должны искать возможности учиться, и, из тех же самых соображений, дожидаться призыва, ясного призыва, прежде чем брать на себя ответственность учить других, так как никто не должен присваивать эту честь себе сам.
Посланные Христом проповедники были лишены каких-либо внешних преимуществ, которые могли бы возвышать их над народом: у них не было ни богатства, ни учености, ни почетных титулов, они были весьма незначительными людьми. Поэтому необходимо было наделить их необыкновенной властью, которая возвысила бы их над книжниками. Иисус дал ученикам власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их. Эта власть, дарованная Христом Его служителям, направлена против диавола и его царства. Сатана как нечистый дух действует как в лжеучениях, так и в распущенном образе жизни, и служители обязаны подвизаться против этого. Христос дал апостолам власть врачевать всякую немощь и всякую болезнь. Он наделил их властью совершать чудеса для подтверждения Его учения, чтобы доказать, что оно от Бога. Они должны были совершать полезные для человека чудеса во свидетельство того, что это учение не только верно, но и всякого принятия достойно, что задача Евангелия – исцелять и спасать.

Труд, какой Господь назначил своим ученикам, есть проповедь Евангелия. Он не посылает их без определенного поручения, но говорит: «Ходя же, проповедуйте». Апостолы должны были стать странствующими проповедниками: всюду, куда они придут, они должны провозглашать начало Евангелия: приблизилось Царство Небесное. Это не значит, что ничего другого они не должны говорить, но эти слова должны быть основной темой их проповедей, эту тему они должны были развивать. Пусть народ знает, что ныне, согласно Писаниям, воздвигается Царство Мессии, Господа с небес, из чего следует, что народ должен каяться в своих грехах и оставлять их, чтобы быть допущенными к привилегиям этого Царства. Это было правильным применением учения о приближении Царства Небесного. Поэтому люди должны были ожидать, что вскоре они еще больше услышат об этом долгожданном Мессии, чтобы быть готовыми принять Его учение, уверовать в Него и покориться Ему. Проповедь покаяния была подобна утренней заре, возвещающей о наступлении восхода солнца. Как непохожа она на проповедь Ионы, который возвещал о скором разрушении! Проповедь Христа провозглашала близкое спасение: Царство Небесное приблизилось не столько в смысле личного присутствия Царя и своей привязанности к Нему, сколько в смысле духовного царства, которое должно утвердиться в сердцах людей, когда уже не будет телесного присутствия Сына Божьего.

Люди нуждаются в том, чтобы добрые истины вновь и вновь доводились до их сознания; когда одна и та же истина проповедуется и воспринимается с новым чувством, то она обновляется, как если бы она звучала впервые, как например: Христос вчера и сегодня и вовеки тот же. После излияния Духа Святого и формирования христианской церкви, Царство Небесное, о котором тогда говорилось как о приближающемся, действительно пришло, но, тем не менее, оно по-прежнему должно оставаться темой наших проповедей. Ныне оно пришло, и мы должны говорить людям, что оно пришло к ним, излагать им его законы и предлагать его привилегии, побуждая людей к усердию и ревности в служении.

И мир Божий, который превыше всякого ума, да соблюдет сердца и помышления ваши во Христе Иисусе. Аминь.