21 мая 2020 - Вознесение  

14 Наконец, явился самим одиннадцати, возлежавшим на вечери, и упрекал их за неверие и жестокосердие, что видевшим Его воскресшего не поверили.

15 И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари.

16 Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет.

17 Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками;

18 будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы.

19 И так Господь, после беседования с ними, вознесся на небо и воссел одесную Бога.

20 А они пошли и проповедовали везде, при Господнем содействии и подкреплении слова последующими знамениями. Аминь.

 Мк. 16:14-20

 Возлюбленные в Господе!

Сегодня мы празднуем великий праздник – Вознесение Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. Он имеет для нас нравственное значение. Мы должны помнить, что принадлежим не только земле, но и небу, не только времени, но и вечности, не только материи, но и духу. И, живя на земле, стараться мыслями и сердцем подниматься над всем низменным и греховным. Такое понимание события Вознесения определяет не только духовный, но и социальный смысл. Ведь это всё-таки праздник! И, конечно, мы не можем забывать при этом и о радостях плотских в кругу наших родных и близких по духу людей.

Ведь мы все любим праздники. Чем больше, тем лучше! Потому что праздник - это радость, веселие, много еды, а самое главное, массовые гуляния и тесное общение. Именно общение определяет день как праздник или как карантин. В карантине нет никакой радости и веселия, а тем более массовых гуляний и тесного общения. Одна сплошная обязаловка! А обязаловка всегда, в конце концов, приводит к желанию быстро закончить такой праздник или вообще его ликвидировать, чему мы являемся свидетелями. Поэтому религиозные праздники намного сильнее по духу и искренности, чем государственные, народные и даже личные. В нашей стране мы это ярко видим по праздникам Пасхи и Рождества, которые по подготовке и проведению превосходят все остальные праздники.

Каждая церковь и каждый народ по-своему празднуют события, которые определяли их дальнейшую судьбу. В честь этих событий в древности ставили памятные камни, а, с развитием сознания и культуры человека, появились новые формы: и реальные скульптуры, и абстрактные знаки. В христианских странах существует много церковных зданий и ещё больше скульптур, посвященных тому или иному событию, описанному в Святом Писании, в том числе посвящённых Вознесению. К сожалению, в нашей стране до сих пор больше внимания уделяют памятникам, которые несут в себе по большей части политический смысл. А куда пойти бедному человеку поразмышлять над своей бренной жизнью и порадоваться тому, что она у тебя есть, в светлый праздник Вознесения? Церкви закрыты, а на природе нет таких мест, которые бы утешали и вдохновляли. И возникает непреоборимое желание как у Остапа Бендера, попасть, хотя бы на праздник Вознесения, в Рио-де-Жанейро - город, в котором все ходят в белых штанах. Это с материальной точки зрения, а с духовной: желание попасть на гору Корковаду, на которой находится статуя  Христа Искупителя. Наверняка, здесь верующий человек ощущает настоящую гармонию материального и духовного, когда ты стоишь под защитой Иисуса Христа, простершим над тобою Свои руки, и созерцаешь красоту, созданную природой, и семимиллионный Рио-де-Жанейро, построенный человеком.

Может показаться странным, но идея строительства статуи  Христа Искупителя принадлежала совсем не церкви. В 1921 году приближающаяся столетняя годовщина национальной независимости Бразилии вдохновила отцов города Рио-де-Жанейро, который тогда был столицей Бразилии, на создание статуи Христа Искупителя. В результате кампании было собрано более 2,5 миллионов рейсов (денежная единица). Только тогда к сбору средств подключилась и церковь. Постройка статуи продолжалась десять лет, и собранных по всему миру денег хватило на статую высотою всего 38 метров. Статуя находится на территории национального парка Тижука, на высоте 709 метров над уровнем моря. На вершину едет электричка (первая в Бразилии) с миниатюрным поездом. В 2007 г. статуя  Христа Искупителя неофициально избрана одним из Новых семи чудес света. Является символом Рио-де-Жанейро и Бразилии в целом. Статуя Христа Искупителя — один из самых известных и популярных в мире монументов. Ежегодно не менее 2-х миллионов туристов поднимаются к его подножию, откуда открывается панорама города и бухты с живописной горой Сахарная Голова (в противовес названию «Голгофа» - «череп»), знаменитыми пляжами Копакабана, огромной чашей стадиона «Маракана». 2 миллиона в год – это приблизительно 5 с половиной тысяч в день.

Зачем нам вся эта информация? Какое к нам это имеет отношение? А отношение имеет прямое.  В то время, когда у нас Советы в первое десятилетие после социалистической революции уничтожали церковь, в развивающейся Бразилии народ собирал деньги для Христа в прямом смысле слова. У нас 31-ый год ознаменовался голодомором, в Рио-де-Жанейро открытием седьмого чуда света – статуи Христа Искупителя. Может быть, именно поэтому Ильф и Петров, как мудрые люди, вложили в уста «великого комбинатора» название этого города, хотя намного богаче и красивее в то время были Рим, Мадрид, Париж. Для обывателя такого плана, как Шура Балаганов, который был уверен в том, что земля плоская, эта связь не играет никакого значения в восприятии мира. Подумаешь – памятник! В Киеве тоже есть статуя, Родина-Мать называется. Причём в два раза выше: не 38 метров, а 62. С постаментом – все 100.

Вроде бы так и есть: статуя больше, идея неплохая – в честь победы, и народ ни копейки не дал – всё партия! Более того, партия хотела покрыть статую сусальным золотом, вот только Афганистан помешал. Нам вечно кто-то мешает ставить статуи. Только в голове крутится один риторический вопрос: сколько людей идут в праздники и в будни к этой статуе по собственному желанию? И, если приходят, что просят, а самое главное у кого? Ответ банальный. Приходят не 5.5 тысяч, и даже не сто, приходят единицы. Все, кто прошел войну, рассказывали, что на День Победы у памятника они просили у Бога – не у партии и не у президентов, которые уже сменились несколько раз – просили у Бога одного, чтобы не было войны! И это не праздник, а трагедия, если победа добывается 50-ю миллионами человеческих жизней. И парк Победы вместе со статуей – это не место отдыха, радости и утешения. Это место для размышлений над греховностью человеческой, её жестокостью, подлостью и ужасом. Здесь должен стоять большой крест высотою в 100 метров! Люди сами должны собрать деньги, осознавая свою причастность к этому событию, а значит и свой грех. Деньги партии – это воистину грязные деньги, украденные у тех, кто годами бесплатно работал на фабриках, заводах и полях из-за трёх колосков, припрятанных для умирающего ребёнка или больных родителей.

Интересно, если бы вместо партии решала церковь, которая должна проповедовать, что большим грехом является идолопоклонство, сколько денег можно было бы отдать пенсионерам, детям и инвалидам, сэкономленных на всяких статуях и памятниках? Одних «Лениных» по Украине убрали несколько тысяч! И как будто бы их и не было, а Христос Искупитель стоит! Огромное количество проблем мы могли бы избежать, если бы была непрерывная связь в церкви, а, самое главное, открытой евангельской проповеди. Именно этим в первую очередь должна заниматься церковь: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Вознесение Господа Иисуса Христа на небо относится к знаменательнейшим событиям священной истории. После него видимое земное присутствие Христа уступает место Его невидимому пребыванию в Церкви. И, разумеется, это не могло не быть отмечено отдельным праздником. После Своего Вознесения Христос не оставил наш мир, но пребывает в нем в Святом Духе, Которого Он послал от Отца. Через действие Святого Духа Его невидимое присутствие сохраняется в таинствах Церкви.

Важное значение сегодняшнего отрывка заключается в том, что в нем очень хорошо изложены задачи Церкви, возложенные на нее Иисусом. В первую очередь, на Церкви лежит задача проповеди. Это долг Церкви и, следовательно, долг каждого христианина рассказывать историю благой вести, принесенной Иисусом, всем тем, кто никогда не слышал ее. Христианин должен быть вестником Иисуса. На Церкви лежит задача исцеления. Это мы видели неоднократно. Христианство затрагивает не только душу и дух человека, но и его тело. Иисус хотел принести исцеление для тела и души. У Церкви есть источник силы. Не надо понимать все в буквальном смысле, что христианин может поднимать ядовитых змей и пить отраву, не боясь повредить себе. Но этот образный язык передает убеждение, что христианин, как никто другой, наделен силой и способностью справиться с проблемами жизни: победить ядовитые злые языки врагов и повседневную засасывающую рутину. Церковь не одинока в выполнении своей задачи. Христос всегда трудится вместе с ней, в ней и через нее. Господь Церкви присутствует в ней и сегодня и Он еще и сегодня Господин силы. Евангелие заканчивается посланием о том, что подлинные христиане всегда живут в присутствии и в силе Того, Кто был распят и воскрес вновь.

И мир Божий, который превыше всякого ума, да соблюдёт сердца и помышления ваши во Христе Иисусе. Аминь!