19 января 2020 г. Второе воскресенье по Богоявлению.

Псалом: 104

Литургический цвет: белый

Чтение ВЗ: Ис 61: 1-3,10

Апостол: 1Ин 5: 11-13

Евангелие: Лк 2:41-52

Проповедь: Ин 2: 1-11

Благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа! Аминь.

Ин 2: 1На третий день была свадьба в Канне галилейской, и  мать Иисуса была там. 2 Был также зван Иисус и ученики Его на брачный пир. 3 И как недоставало вина, то мать Иисуса говорит Ему: « Вина нет у них». 4 Иисус говорит ей: «Что Мне и тебе, женщина? Еще не пришел час Мой». 5 Мать Его сказала служителям: « Что скажет Он вам, то сделайте». 6 Было же тут шесть каменных водоносов, стоявших по обычаю очищения иудейского, вмещавших по две или по три меры. 7Иисус говорит им: « Наполните сосуды водой». И наполнили их до верху. 8 И говорит им: «Теперь почерпните и несите к распорядителю пира». И понесли. 9 Когда же распорядитель отведал воды, сделавшейся вином,- а он не знал, откуда это вино, знали только служители, черпавшие воду,- тогда распорядитель зовет жениха 10  и говорит ему: «Всякий человек подает сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее; а ты хорошее вино сберег до сих пор». 11 Так положил Иисус начало чудесам в Канне галилейской и явил славу Свою; и уверовали в Него ученики Его.

Это Евангелие Господне, да благословит его милостивый Бог в наших сердцах! Аминь.

Возлюбленные во Христе братья и сестры!

В первой главе Евангелия, апостол и евангелист Иоанн вводит нас в атмосферу важной вехи истории человечества – в радостную историю Спасения во Христе Иисусе. Делает он это  через ряд сюжетов. После мощного свидетельства о Предвечном Логосе, Сыне Божьем, одного за другим, как талантливый автор, Иоанн вводит новых и новых действующих лиц. Уже введены Иоанн Креститель, апостол Андрей , и сам Иоанн. Мы познакомились с Филиппом и Варфоломеем, призванных Христом в ученики.

И вот, перед нами вторая глава Евангелия.

Иоанн развивает повествование и концентрирует наше внимание на первом деянии Господа в начале Его служения. Иоанн концентрируется на деянии, которое может совершить лишь Бог.

Небольшой городок Кана в Галилее…

В достаточно зажиточном доме полным ходом идут приготовления к свадьбе. Слуги и хозяева полны забот. Нужно все приготовить должным образом, чтобы всем было удобно и весело. Чтобы начало жизни новой семьи было радостным и веселым. Множество родных, ближних и дальних, помогают и суетятся. Все готовятся к празднику. Скорее всего, в кругу родственников суетилась и Мария, мать Иисуса. Она была в центре всех приготовлений и знала обо всем, что происходит.

Вот, шесть каменных водоносов наполнены до краев чистейшей родниковой водой. В каждом из резервуаров примерно по 80-90 литров воды. Такое количество воды было необходимо отстаивать не меньше недели для нужд семьи и ритуальных омовений. Ритуальное омовение было предписано по закону очищения. Невеста, перед началом супружеских отношений, должна была пройти обряд омовения.

Можно с уверенностью сказать, что невеста уже была готова, прошла все предписанные обряды, ритуальное омовение произошло, а в водоносы набрали новой воды.

На свадьбу пригласили и Иисуса с учениками. Ученики еще толком не знали друг друга и для них совместный праздник был хорошей возможностью сблизиться. Такое приглашение было вполне естественно для благочестивого гостеприимного дома. Люди просто находили место, усаживали гостей и делились угощением. И никого не беспокоило сколько пищи и вина на столах. Выпивка не была главной на свадьбе…

Не беспокоились о вине и на этой свадьбе. Распорядитель даже не знал о том, что вино закончилось. Лишь Мария, мать Иисуса, благодаря своей заботливой натуре и знания происходящего в доме, заметила недостаток и сказала об этом Сыну и не просила Его достать вина. Возможно, ее реплика была направлена на то, чтобы укрепить учеников в вере, чтобы Иисус проявил Себя как Сын Божий.

Мария получила на это отповедь: «Что Мне и тебе, женщина? Еще не пришел час Мой». Но зная Сына, дала указание слугам слушаться Иисуса и выполнить все, что скажет.

И вот, настает кульминация: «Теперь почерпните и несите к распорядителю пира». Распорядитель попробовал содержимое и его реакция не заставила себя ждать.

Веселье продолжилось.

Иисус, не выставляя Себя на показ, совершил первое чудо из множества явленных миру. Апостолы Андрей, Иоанн, Филипп и Варфоломей получили первое подтверждение своей неокрепшей вере. Свидетельство Иоанна Крестителя многие восприняли лишь как слова, но в Кане ученики воочию увидели всемогущество Бога. Они поверили не только свидетельству Иоанна Крестителя об Иисусе, они увидели воочию мощь Воплотившегося Предвечного Бога. Они увидели не только плотника из Назарета, сына Марии и Иосифа. Они увидели, находились рядом, общались с истинным Божьим Сыном, о котором свидетельствовали пророки Божьи. Они были в числе учеников долгожданного Мессии. Чаяния многих поколений народа Израиля сбылись. Мессия среди них, они вместе с Христом, за одним столом, вместе радуются.

И, на первый взгляд, сложное принятие этого молодого человека Божьим Сыном, на самом деле и не так сложно. Евангелист Иоанн представляет Иисуса словами из первой главы Евангелия:  И Слово стало плотью и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу как Единородного от Отца. И от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать. (Ин1: 14,16)

 Иоанн пишет в своем первом послании: О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, - о Слове жизни,- ибо жизнь явилась, и мы видели, и свидетельствуем, и возвещаем вам эту вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам,- о том, что мы видели и слышали, возвещаем вам, чтобы и вы имели общение с нами; а наше общение – с Отцом и Сыном Его, Иисусом Христом. (1Ин 1:1-4)

Когда я перечитываю эту и другие истории Евангелия, мне хочется попасть в эпицентр событий, увидеть происходящее, услышать призыв к покаянию, проповедь — свидетельство Иоанна Крестителя, ощутить величие и грандиозность духовного прорыва, явленного в чуде Иисуса Христа. Хочется не просто наблюдать за чудом, но быть вовлеченным в него, быть полностью захваченным им. Тотально, безусловно, безоговорочно.

Увы, это не дано мне физически. Я не могу переместиться в Кану времен Иисуса. Но я могу испытать величие Божие, и испытываю его, в Христовой Церкви. Когда насыщаюсь Христовыми Плотью и Кровью, хлебом и вином. Когда вспоминая о Святом Крещении, возвращаясь к нему, вижу нерушимую связь Святых Крещения и Причастия, связь воды, вина, Крови и Плоти Христовых ради моего искупления.

Чудо в Кане превратило не только воду в вино, но изменило учеников. Первое чудо Христа положило начало Спасительному Деянию Христа на земле, среди учеников из избранного народа. Это чудо изменило меня и продолжает изменять людей — вселять и укреплять веру. Иисус  через чудо в Кане две тысячи лет  приобретает учеников, делает некогда равнодушных людей верующими!

И мир Божий, который превыше всякого ума, да соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе.

Аминь.

Пастор Андрей Кузнецов, Кафедральный Собор Святого Павла, Одесса.