Первое воскресенье по Богоявлению.

             все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии. (Рим 8: 14).

Псалом 71:1-2.12.17б

Послание к Римлянам 12:1-8

Евангелие Луки 2: 42-52

Проповедь.

Каждый год родители Его ходили в Иерусалим на праздник Пасхи.

  1. И когда Он был двенадцати лет, пришли они также по обычаю в Иерусалим на праздник.
  2. Когда же, по окончании дней праздника, возвращались, остался Отрок Иисус в Иерусалиме; и не заметили того Иосиф и Матерь Его,
  3. но думали, что Он идет с другими. Пройдя же дневной путь, стали искать Его между родственниками и знакомыми
  4. и, не найдя Его, возвратились в Иерусалим, ища Его.
  5. Через три дня нашли Его в храме, сидящего посреди учителей, слушающего их и спрашивающего их;
  6. все слушавшие Его дивились разуму и ответам Его.
  7. И, увидев Его, удивились; и Матерь Его сказала Ему: Чадо! что́ Ты сделал с нами? Вот, отец Твой и Я с великою скорбью искали Тебя.
  8. Он сказал им: зачем было вам искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?
  9. Но они не поняли сказанных Им слов.
  10. И Он пошел с ними и пришел в Назарет; и был в повиновении у них. И Матерь Его сохраняла все слова сии в сердце Своем.
  11. Иисус же преуспевал в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков.

(Св. Евангелие от Луки 2:41-52)

Возлюбленные во Христе, братья и сестры.

Христианство можно назвать семейной религией.  С начала года семья, так или иначе в центре внимания. Рождественская суматоха, подарки, поздравления и воспоминания… это так важно для каждого из нас, не просто как часть культуры, но и осознание самого себя как части общности: брат, друг, сестра, мать, отец, сын… это части моего мира и, самое главное и важное, что этот мир видимый и реальный.

Естественное и сверхъестественное не есть, чем то параллельным к реальному миру. На Богоявление проповедуются разные евангельские сюжеты (дары волхвов, крещение, свадебный пир), сверхъестественный Бог становится частью естественного мира, Он не только видимый, но и восхваляемый. Евангелия помогают нам узнать о Боге больше.

Евангельские сюжеты не просто рассказы разных евангелистов, как Иисус Христос являет Себя людям, а проповедь Слова о Самом Себе. Сегодня Христос предстает в образе необычного ребёнка, покинувшего своих родителей...

Нам, конечно, легче понимать страх и беспокойство родителей. Только вдуматься, три ночи они искали Его, обегали всех родственников и знакомых, опросили полицию и только в третий день они пошли искать в храм. Естественно, сердце болит, и в такой ситуации люди говорят сами с собой, ища причину, и часто готовы с обвинениями обрушиться на любого и найти оправдание себе. Возлюбленные, здесь очень важно вспомнить, что речь идёт не просто о ребёнке, о Иисусе Христе.

Так в чем же разница?  В  том,  что Христос подчиняется  матери не по принуждению, а добровольно, ради  примера нам.  Он ведёт себя по отношению к Марии и Иосифу не как сын, у Него есть другой Отец, которому Он должен оказывать большее уважение.

-Зачем было вам, искать Меня?  или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?

Да, Христос - сын Марии, но ещё больше Он - Сын Божий.

Так Иисус Христос являет Себя нам, чтобы мы запомнили, что Он не только истинный человек, но и истинный Бог.  Христос говорит нам: – Я вас не оставлял. Как бы ни выглядела ситуация противоестественно (отрок командует родителями, безалаберные родители…), Бог никогда ни на минуту не оставляет нас, это мы должны помнить.   И вполне естественно,  когда мы, теряем  Иисуса из своего сердца, оставляем Его.

Этот пример отрока Иисуса учит нас тому, как нам поступать, когда стоит выбор: повиноваться Богу или следовать за родителями, быть покорным властям… тогда вместе со Христом нужно сказать: Я должен быть в том, что принадлежит Отцу Моему. В других случаях Я буду охотно слушаться отца, мать, власть…  Просто Мария и Иосиф забыли о том, кто есть Иисус Христос (что о Нем говорили пророки…), нам тоже свойственно забывать, кем является Бог.

В последнее время часто приходится слышать укор в сторону христиан – «что нужно повиноваться властям», самое прискорбное, что подобное заявления идут из христианской среды и, что самое прискорбное, эти люди сами не знают, что значит повиноваться, но они хотят, чтобы вы повиновались. Мы прекрасно знаем, что Священное Писание говорит нам о повиновении властям. Кто является властью?..

Как хорошо знать заповеди. За кого ты почитаешь Того, о Ком говорится в первой заповеди?.. Слово и Заповедь по праву должны быть на первом месте, и когда это сделано, тогда мы делаем то, что желает отец, мать… а не ставить телегу впереди лошади (как говорил Мартин Лютер).

Итак, Иисус Христос являет Себя примером для нас, всего, что касается Бога и повиновения Небесному Отцу.

Лука заканчивает Евангелие словами, что Он пошел с ними и пришел в Назарет; и был в повиновении у них.

Отрок Иисус по воле Небесного Отца удалился от Своей матери, но вернулся и стал послушным Сыном, хотя и не обязан так поступать. Возлюбленные братья и сестры, Христос, Сын Божий наш Господь и Спаситель, поступил так не по принуждению, а по Своей свободной воле из любви, к Богу, Марии и Иосифу.

Многие ищут: чем занимался Иисус в отрочестве? И святой евангелист Лука отвечает: «Он был в повиновении у Марии и Иосифа», а именно пребывал в делах четвертой заповеди (об этом должны помнить все молодые люди и не только молодые), это важно - помогать (быть в повиновении) своим родителям.

Итак, основное содержание сегодняшнего текста Евангелия – Христос - Владыка всего сущего, и всё же Он, подавая пример нам в послушании отцу и матери, дабы мы усвоили эти два урока: во-первых, повиноваться Богу, а также оказывать верное служение отцу и матери, и всякой власти. И тогда мы будем проводить жизнь тихую и безмятежную, исполненную радости и благословений Аминь.