10 Иаков же вышел из Вирсавии и пошёл в Харран,

11 и пришёл на одно место, и остался там ночевать, потому что зашло солнце. И взял один из камней того места, и положил себе изголовьем, и лег на том месте.

12 И увидел во сне: вот, лестница стоит на земле, а верх её касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней.

13 И вот, Господь стоит на ней и говорит: Я Господь, Бог Авраама, отца твоего, и Бог Исаака. Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему;

14 и будет потомство твоё, как песок земной; и распространишься к морю и к востоку, и к северу и к полудню; и благословятся в тебе и в семени твоем все племена земные;

15 и вот Я с тобою, и сохраню тебя везде, куда ты ни пойдешь; и возвращу тебя в сию землю, ибо Я не оставлю тебя, доколе не исполню того, что Я сказал тебе.

16 Иаков пробудился от сна своего и сказал: истинно Господь присутствует на месте сём; а я не знал!

17 И убоялся и сказал: как страшно сие место! это не иное что, как дом Божий, это врата небесные.

18 И встал Иаков рано утром, и взял камень, который он положил себе изголовьем, и поставил его памятником, и возлил елей на верх его.

19 И нарёк имя месту тому: Вефиль.

(Бытие 28:10-19a)

Возлюбленные в Господе!

Историю, которую мы с вами прочли, можно назвать «вынужденный привал во время бегства». Ведь результатом того, что Иаков оказался в таком необжитом пустынном месте, где под голову можно положить только камень, стал обман Иакова при получении благословения. Не успел Иаков получить благословение, как тотчас же вынужден бежать, и ему предстоит стать изгнанником в другой стране. Иакову предстоит пострадать за то, что он получил благословение обходными путями. И первый урок, который мы можем извлечь тот, что наследующий благословение должен ожидать гонений. Иаков бежит по направлению к Сирии в полном одиночестве, словно послан на поиски судьбы. Переполненный страхом, в течение дня Иаков одолел большое расстояние от Вирсавии до Вефиля – более сорока миль. Провидение привело его к удобному месту в тени деревьев, дабы он отдохнул той ночью. И там он обрёл такое ложе, где в изголовье были камни вместо подушки. Его мышцы и суставы наверняка болели после целого дня пути; Иаков забыл, что совершил побег ради того, чтобы остаться в живых, и брат может настичь его в ярости или подослать убийцу туда, где он лежит. Иаков находил комфорт в Божьем благословении и был уверен в защите свыше, что утешало его, когда он лежал незащищенный. Будучи уверенным, что его Господь позаботился о безопасности, Иаков мог лечь и уснуть даже на камне.
Ночуя под открытым небом, Иаков увидел замечательный сон: лестница от земли до неба. Это свидетельствовало о возможности подлинного, ничем не нарушаемого общения между небом и землей, – между Богом и человеком в его уединении. В ту ночь, когда сердце Иакова было, по-видимому, переполнено сожалением о прошлом, одиночеством в настоящем и неуверенностью по поводу будущего, Бог, по Своей великой милости, заключил с ним завет, как с Авраамом и с Исааком. Обратите внимание: Бог обещает, что будет с ним - "Я с тобою", позаботится о его безопасности  - "сохраню тебя везде, куда ты ни пойдешь", будет направлять его - "и возвращу тебя в сию землю". Кроме того, Бог лично гарантирует выполнение этих обещаний: "Ибо Я не оставлю тебя, доколе не исполню того, что Я сказал тебе". Понимая, что с ним говорил Сам Бог, Иаков переименовал город. Вместо прежнего названия Луз (по еврейски-«разлука», а по английски-«потеря»), он получил новое имя – Вефиль, Бет-эль (по еврейски-«дом Божий»).

"До этой ночи в Вефиле, когда Иаков был "приятно удивлен" и "охвачен ужасом", у него не было опыта личного общения с Богом. Всю информацию о Нем он получал в первую очередь от отца, но, как бы тот ни был, всё равно это происходило не напрямую, а "из вторых рук". Это видение весьма своевременно принесло Иакову утешение, дав ему знать, что у него есть и хороший проводник, и хороший защитник; и хотя ему и пришлось оставить отчий дом, он все же находится под опекой доброго провидения и под присмотром святых ангелов. Теперь Иаков становится прообразом и представителем всей Церкви, попечение о которой поручено ангелам. Ангелы – активные духи, они беспрерывно сходят и восходят, не отдыхая ни днем, ни ночью от служения на посту. Ангелы восходят, чтобы дать отчет о проделанной работе, а затем получают распоряжения и сходят, чтобы выполнить данные распоряжения. Так и нам надлежит всегда изобиловать служением Господу, дабы исполнять его не хуже ангелов. А посредничеством для нас является не какой-то мёртвый предмет, такой как в данном случае - лестница, а Бог и Человек Иисус Христос.

Наш Господь и является той лестницей, с подножием в Своей человеческой природе на земле, и верхом в божественной природе на небе. Со времени грехопадения всякое сообщение между небом и землей происходит благодаря этой лестнице. Христос есть путь, и все Божьи милости приходят к нам, а наше служение приходит к Нему посредством Христа. Если Бог обитает в нас, а мы – в Нем, то это благодаря Христу. У нас нет другого пути на небо, кроме как по этой лестнице; и если мы пытаемся взобраться как-то иначе, то мы воры и грабители. Наш Спаситель ссылается на это видение, когда говорит об Ангелах Божьих, восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому в Евангелии от Иоанна. Ибо всем добрым услугам, которые ангелы нам оказывают, и всем благам, которые мы получаем благодаря их служению, мы обязаны Христу, примирившему земное и небесное и соединившему и то и другое в Себе. Ибо благая весть с небес, которую мы получаем, есть Иисус Христос.

Тема Иакова в данном контексте поучительна ещё и тем, что она показывает насколько актуальным является вопрос благословения для верующих родителей и их детей. Господь повторил и подтвердил Иакову обетования, данные ранее его отцу. Вообще говоря, Бог возвестил Иакову, что Он будет для него таким же, каким был для Авраама и Исаака. Тот, кто идет по стопам своих благочестивых родителей, имеет долю в их завете и право наследования привилегий. В частности, за Иаковом теперь закреплена земля Ханаана – «земля, на которой ты лежишь»; Иакову обещано, что его потомство умножится, как песок земной; и несмотря на то что в данное время он подобен сухой оторванной ветке, некогда станет цветущим деревом, ветви которого разрастутся до моря. Такими же благословениями Иакова благословил отец, здесь же Господь говорит «аминь», даруя весьма сильное утешение. Вдобавок сказано, что из чресл Иакова произойдет Мессия, в котором благословятся все племена земные. Христос – великое благословение для всего мира. Всякий, кто блажен, независимо из какого он народа, благословлен в Нем без исключения для всех людей из любого народа, кроме тех, конечно, которые исключили из Его завета сами себя. Иаков боялся опасности, исходившей от его брата Исава, но Господь обещал хранить его. Следует заметить, что тот, кого защищает Бог, всегда в безопасности, кто бы его ни преследовал; и где бы мы ни находились, будем в безопасности и будем спокойны, если с нами благодатное присутствие Божье. Подчас мы встречаем Господа там, где меньше всего ожидали. Он является в то место, о котором мы даже и не помышляли и Его там не искали. Нет такого места, которое не смог бы посетить Господь. Где бы мы ни были – в городе или в пустыне, в доме или на поле – мы можем поддерживать общение с небом. Если этого не происходит, то лишь по нашей собственной вине.

Иаков был охвачен благоговейным страхом: он был настолько далек, чтобы возгордиться и превозноситься сверх меры чрезвычайностью откровений, что даже испугался. Следует заметить, что чем больше мы узнаем о Господе, тем больше причин находим для святого трепета и смирения пред Ним. Тот, кому Господь уготовил открыть Себя, падал ниц и уничижался в собственных глазах. Иаков сказал: «как страшно сие место!», то есть: «О явлении Господа на этом месте следует думать не иначе, как со святым страхом и благоговением. Я буду относиться к этому месту с почтением и помнить о нем до конца своих дней». Не то чтобы Иаков думал, что это место ближе других к Богу, но увиденное там можно было расценивать как признаки Дома Божия, то есть место для общего собрания тех, кто думает о духовном мире, о Боге. Поэтому Господь по-особому присутствует там, где открывается Его благодать и где провозглашаются и запечатлеваются Его заветы. Там, где Господь встречает нас Своим особым присутствием, мы должны встречать Его с самым смиренным благоговением, памятуя о справедливости и святости Всевышнего и о собственной низости и порочности. Вроде бы всё просто и ясно: мы должны любить дом Божий - нашу Церковь – благоговеть, ценить, уважать. Но как часто об этом забываем сами и тем более забываем напоминать об этом своим детям и внукам! Поэтому не надо сетовать на те проблемы этики и морали нынешней молодёжи, которые должны были решить мы. Хорошо, что были такие верующие в совковую эпоху как Иаков, которые скрывались от безбожной коммунистической морали, и хранили в сердце клятву быть верным Богу и при возможности восстановить Дом Божий – Церковь.

Иаков позаботился о том, чтобы сохранить память о данном событии двояким образом. Он поставил камень как памятник: и не потому,  чтобы он думал, что своим видением обязан камню, на котором лежал, но для того, чтобы отметить место сие и, вернувшись к нему, воздвигнуть постоянный монумент в честь Божьего расположения. Сейчас по причине бегства у него не было времени строить здесь жертвенник, как это делал Авраам в местах, где Бог являлся ему. Поэтому Иаков возлил елей на верх камня как посвящение алтаря, дабы выразить Господу свою благодарность за данное видение как залог того, что построит жертвенник в подходящее время, что он впоследствии и сделал. Таким образом, милость, дарованная Господом, требует должного благодарения, и нам всегда надлежит помнить о сладостном общении с Богом, особенно в Его Доме – в Церкви.

И мир Божий, который превыше всякого ума, да сохранит сердца и помышления наши во Христе Иисусе. Аминь.