13 октября. 17 воскресенье по Троице.

...и сия есть победа, победившая мир, вера наша. (1Ин 5:4b)

Псалом:   Пс. 85, 3-5.11

Литургический цвет: зеленый.

Послание: к Римлянам 10, 9-17

Евангелие: от Матфея 15, 21-28

Проповедь: к Римлянам 10, 9-17

Благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа! Аминь.

 Рим 10: 9 Ибо если устами твоими будешь исповедовать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься, 10 Потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению. 11 Ибо Писание говорит: «всякий верующий в Него, не постыдится». 12 Здесь нет различия между Иудеем и Еллином, потому что один Господь у всех, богатый для всех, призывающих Его. 13 Ибо «всякий, кто призовет имя Господне, спасется». 14 Но как призывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего? 15 И как проповедовать, если не будут посланы? как написано: «как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое!» 16 Но не все послушались благовествования. Ибо Исайя говорит: «Господи! кто поверил слышанному от нас?» 17 Итак, вера от слышания, а слышание от Слова Божия.

Возлюбленные во Христе братья и сестры!

Пастору часто приходится общаться с людьми далекими от христианства, от церковной жизни. Часто даже с откровенными противниками Христа, с язычниками и отступниками. И что поразительно, подавляющее большинство из них, в разговоре, сами того не замечая, призывают Господа. Почти в каждом предложении звучит из их уст: господи, боже. И так раз за разом, да так, что режет слух…

Понятно, что для них слова «Господь» и «Бог» лишь слова паразиты. Понятно, что для них Божий запрет на произнесение имени Божьего напрасно, ничего не значит. Они как мололи своими языками, так и продолжат это делать. Ибо для них, ни сам Бог, ни Его слово, ни Его заповеди — не авторитет, ибо в этих людях веры нет. Их призыв Господа лишь набор звуков.

В сегодняшнем, 85-м псалме, царь Давид поет Господу: «Ибо Ты, Господи, благ и милосерд и многомилостив ко всем, призывающим Тебя». Значит ли это, что противники Христа, отступники и язычники, могут своим словоблудием рассчитывать на благо и милосердие Божье?

В сегодняшнем тексте из послания к Римлянам апостол Павел цитирует пророка Иоиля: «Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется». Значит ли это, что противники Христа, отступники и язычники могут рассчитывать на спасение в подобном призыве?

Чтобы разобраться и понять, что имеют ввиду царь Давид и апостол Павел, нужно вспомнить их историю призвания. Итак, царь Давид...

Восьмой, наименьший сын Иессея, из колена Иуды, пас овец. От безделья он играл на свирели, свежий ветерок колыхал его белокурые волосы. Наметанный глаз следил за овцами и увидел вдали приближение человека. Давид отложил свирель и насторожился. Но ничего страшного, это бежит слуга из его дома.

Давид выслушал посланца и поспешил домой. Ведь слово отца — закон, тем более, в отцовском доме дорогой гость — пророк Самуил, и он зовет Давида.

Встреча с пророком ошеломила юношу. Самуил услышал глас Господа, встал с ложа, взял рог с елеем и вылил масло на голову парня. Что это? Как это принимать? Что за этим сакральным актом кроется и что ожидает новоиспеченного царя Давида в будущем? А как же царь Саул?

Апостол Павел:

путь в Дамаск далек… есть время для размышлений: «Я задам этим последователям Христа! Они умоются кровью как Стефан! Их руки свяжут так, что кровь будет сочиться по их пальцам! Они испытают боль от камней, терзающих их плоть! У меня письма от первосвященников, дающих мне полномочия делать с еретиками все, что нужно, чтобы искоренить их с лица земли»!

Эти рассуждения, эти угрозы молодого фанатика остались лишь рассуждениями и угрозами. Свет Господень ослепил юношу и заставил измениться кардинально. Впереди было крещение в Дамаске от Анании. Впереди были нескончаемые проповеди о распятом и воскресшем Иисусе Христе, тысячи слушателей и тысячи уверовавших.  Впереди были послания с обличениями, увещеваниями, наставлениями и утешением. Впереди были долгие дороги. Впереди была мученическая смерть в Риме.

Что объединяет царя Давида и апостола Павла?

ПРИЗВАНИЕ от Господа!

Их жизнь, их служение, их горести и радости были подчинены одному — ГОСПОДУ. И уже их призывы к Господу были услышаны множество раз.

И царь Давид и апостол Павел слышали Глас Господа.

Они оба передали нам Божье слово в Священных Писаниях. Они слышали и верили. Они взывали к Господу в молитвах.

Апостол Павел знал Господа Иисуса Христа, явившегося ему на пути в Дамаск. Знал потомка царя Давида, и поэтому был в более привилегированном положении. Он знал обетованного Мессию, Спасителя, из рода Иессея. Апостол Павел исповедовал Спасителя устами и верил сердцем, что Бог воскресил Своего Единородного Сына из мертвых для победы над смертью и нашего спасения.

Сегодня апостол Павел наставляет нас через послание к Римлянам. Он говорит, что вера приходит Святым Духом извне через проповедь призванных служителей Церкви Христовой, движимых Святым Духом и призванным на служение Церковью. Только в Церкви и через Церковь осуществляется полнота призыва Божия.

Только в Церкви прощаются грехи через Власть Ключей, данной Христом Своим апостолам.

Только в Церкви через Слово Божье, соединенное с водой, человек становится дитям Божьим во Святом Крещении.

Только в Церкви через Святое Таинство Причастия мы принимаем Тело и Кровь Господа Иисуса Христа во оставление грехов и унаследование жизни вечной. И это непреложно. Это истина.

Вернемся же к вопросу о спасении и милости Божьей для противников Христа, отступников и язычников. Ответ здесь очевиден:

Красивое пустословие, призыв Господа в нарушение второй заповеди, использование слов-паразитов не приближает к спасению ни на йоту, ни на миллиметр. Ибо у таких пустословных отступников нет веры, даваемой Святым Духом.

И сколько бы такие люди ни мудрствовали, ни надевали на себя маски праведности, их призыв Господа останется набором звуков без ответа.

Нам остается лишь молить Господа о том, чтобы Он по милости и человеколюбию Своему обратился к ним. Чтобы проповедуемое Слово Божье коснулось их благословенным дыханием Святого Духа и дало обильный плод веры.

Молиться о том, чтобы они пережили обращение к Богу подобно апостолу Павлу. Чтобы услышали призыв к покаянию и увидели всю глубину разверзшегося для них ада. Чтобы воззвали к Господу с молитвой о милости и  нашли спасение во Иисусе Христе, чтобы обрели неизреченное утешение в Слове Божьем и Таинствах Церкви Христовой.

Молить о том, чтобы все их разговоры были наполнены Духом Святым и благоговением к имени Божьему и к имени Его Единородного Сына, Иисуса Христа, Спасителя и Искупителя нашего.

И мир Божий, который превыше всякого ума, да соблюдет сердца наши и помышления наши во Христе Иисусе!

Аминь.

Пастор Андрей Кузнецов, г. Одесса.