ДЕСЯТОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ ПО СВ. ТРОИЦЕ

 ВОСКРЕСЕНЬЕ ИЗРАИЛЯ

25 августа 2019 г. от Р.Х.

Изречение дня (недели): “Блажен народ, у которого Господь есть Бог, - племя, которое Он избрал в наследие Себе”, Псалом 32, 12.

Литургический цвет: зелёный (цвет духовного роста)

 Псалом дня (недели): (А) Пс. 32, 12; (Пс) Пс. 73, 1-2. 20-21

Ветхозаветное чтение: Даниил 9, 15-18 или 3-я Царств 25, 8-12

Апостол дня: к Римлянам 11, 25-32

Аллилуйя — стих: Пс. 94, 7

Евангелие дня: от Луки 19, 41-48

Проповедь

 Иеремия 7, 1-15

(зачитать)

 Благодать и мир нам от Бога и Отца нашего и Господа Иисуса Христа. Аминь.

Помолимся: Всемогущий Господи и Боже, Отче Небесный, Отче Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, Твоего предвечного Единородного Сына, единосущного Тебе, молим Тебя смиренно: будь благ и милостив к нам, бедным грешникам, излей в наши сердца благодать и силу Твоего Святого Духа, чтобы мы  укоренились и укрепились в истинной и живой вере по слову  Твоего Священного Писания, чтобы не заблудились мы во тьме этого мира и не погибли вместе с ним, но пребывали во свете Твоего слова и унаследовали верой в Твоего Сына и нашего Господа жизнь и Небесное Царство. Иисусом Христом, Господом нашим. Аминь.

 Возлюбленные в Господе братья и сёстры!

Каждый год в Десятое Воскресенье по Св. Троице мы вспоминаем о  разрушении Иерусалимского Храма во время Иудейской войны в  70-м году по Рождеству нашего Господа Иисуса Христа. Именно поэтому это воскресенье ежегодно именуется ещё и Воскресеньем Израиля. В этот день Церковь усиленно молится за Израиль по плоти, чтобы Господь снял с их  сердец покрывало и обратил их к Своему Сыну, нашему Господу и Спасителю всего человечества, ибо иного спасения, как только лишь через веру в Иисуса Христа, нет ни для кого на этой земле.

Возлюбленные! Откуда такое внимание Христианской Церкви к культовому сооружению ветхозаветного Израиля?  Прежде всего ради Самого нашего Господа и Спасителя Иисуса Христа, Который освятил Своим присутствием это место. На сороковой день по Рождеству Спасителя Его принесли  во Храм, чтобы совершить над Ним законный обряд. В этот день св. старец Симеон взял Богомладенца Иисуса на руки и благословил Бога за то, что его очи видели Божье спасение. В двенадцать лет Отрок  Иисус остался в Иерусалиме после завершения празднования , сидел во Храме, слушал мудрецов, и беседовал с ними, удивляя их Своей мудростью. Обеспокоенной Матери Марии, которая вместе с обручником Иосифом искала Его, Он сказал, что должно Ему быть в том, что принадлежит Его Небесному Отцу.  Позже Спаситель неоднократно бывал во Храме, проповедовал Царство Небесное, исцелял и беседовал с книжниками и фарисеями. Войдя в последний раз в Иерусалим, Сын Божий плакал над городом и Храмом, ибо предвидел в Духе,что не останется на этом месте камня на камне за то, что народ Божий не познал дня своего посещения. За несколько дней до Своего страдания и смерти Иисус очистил Храм от всех торгующих и продающих, выгнав их и сказав, чтобы не превращали  дом Его Небесного Отца в дом торговли и вертеп разбойников. По вознесению Спасителя Иисуса во славу Своего  Отца Апостолы и первые Христиане не отходили от Храма, пребывая в нём с молитвой. Там же звучали и первые проповеди учеников Христовых.

Вовремя Первой Иудейской войны войска Тита, сына римского императора Веспасиана, взяли в осаду Иерусалим, который пал 10-го августа  70 года по Р.Х.. Иерусалимский Храм  был разрушен, город сгорел до тла, стены Иерусалима сравняли с землёй. В результате всей войны , самой осады города и последующего его разрушения и разграбления погибли около 600 тысяч Израильтян. И это при том, что всего в Израиле того времени проживало около 2 миллионов человек.

Но не только и не столько память о минувших событиях определяет для нас сегодня нынешнее воскресенье, сколько тот неоспоримый для нас духовный факт, что Церковь Христова — это народ Божий  и новый духовный Израиль, а крещённые и верующие — это духовные дети патриарха нашей спасительной веры Авраама. Печальные события 2-х тысячелетней давности, а также  предшествовавшее им разрушение Иерусалима вместе со  Храмом ещё во времена Ветхого Завета служат нам знаком и предупреждением.  Мы как Церковь Христова, Его новый духовный Израиль, во многом подобы ветхому Израилю. А именно: это и Божье избрание, и Его спасительная благодать. Это и слово Божье, и Его призвание. Однако есть и остаётся  ещё в этом мире также опасность того, что мы можем уподобиться Израилю по плоти не столько подобием  принятия одной и той же благодати, но ещё и подобием одного и того же прегрешения против нашего Бога и Творца. Дабы сего не случилось, дабы мы в Его Церкви не оставили Его душеспасительного слова, не отреклись от Него своим сердцем и не утратили веры, и служит нам пример  ветхозаветного Божьего народа и Израиля по плоти, как предупреждение и назидание, чтобы мы непрестанно проверяли, испытывали и исследовали себя самих, в вере ли мы. Поэтому, возлюбленные, как новый народ Божий, как духовные дети Авраама, собранные сегодня здесь и сейчас, прислушаемся к Божьему слову, в котором Сам Бог с нами и посреди нас, чтобы нам иметь непрестанно твёрдую основу нашего спасения по вере в Божьего Сына и нашего Господа Иисуса Христа.

Итак, возлюбленные, мы слышим слово Господне и Его обращение к Своему народу устами многострадального  пророка Иеремии. Всевышний повелевает Своему верному слуге быть Его устами, прийти во Храм в одно из торжеств, когда весь народ, всё взрослое население земли со всех мест приходило в Иерусалим на поклонение Господу, и проповедовать там всему собравшемуся народу Божье слово. И всё это, возлюбленные, никак не без риска для себя самого и своей собственной жизни. Позже мы узнаём, что за подобные речи пророка взяли под стражу и осудили. Осудили не за то, что Иеремия свершил беззаконие и нарушил Божьи заповеди, а именно за Божье слово, которое он по повелению Всевышнего проповедовал в Господнем доме. И осудили его не какие-нибудь чужеземцы, язычники или открытые безбожники, а священники и старейшины народа. Осудили за то, что в отличии от профессиональных лжепророков, которых Бог не посылал, но которые осмеливались открыто проповедовать во Храме и даже находились на содержании у царей и священников, Иеремия возвещал Божье слово во всей чистоте и полноте, и говорил не то,что народ охотно хотел слышать и ему нравилось, а неповреждённое слово Господне без всяких прекрас. Возлюбленные! Для служителя Божьего слова нет большей беды, и ничто не наносит ему такой вред, как если он  старается понравиться народу и говорит только лишь то, что  приятно слушать. Святой Апостол Павел, к примеру, неоднократно говорит об этом в своих посланиях, обращая наше внимание на то, что служители слова — это Божьи домостроители, от которых ожидается верность ввереному служению, которые не должны проповедовать в угоду людям, и которые служат Церкви исключительно для Господа Иисуса и ради Него. Проповедник призван служдить, а не обслуживать. Он посланник от имени Господа, а не официант. Проповедник Божьего слова никак не артист разговорного жанра, а церковное собрание не публика, которую  необходимо увлечь,развлечь и позабавить,чтобы ранний приход в церковь в воскреснье утром не был напрасным и смог оправдать себя. Слово Божье не взирает на лица. И именно так проповедовал пророк Иеремия большому собранию народа. Неисключено, что такая проповедь очень многим испортила праздничное настроение.

Против чего же по всевышнему повелению выступил муж Божий? Против ложной уверенности и двойной морали народа и его старейшин. Господь обещал Своему народу, который Он сотворил и спас от Египетского рабства, что тот будет жить на земле своих отцов, и что Сам Бог будет обитать с ними. Символом такого благодатного пребывания Бога со Своим народом был возведённый по Божьему повелению  Храм в Иерусалиме. Вся духовная жизнь народа была обращена к Иерусалиму и его Храму. Храм вселял уверенность, давал народу чувство безопасности и защищённости от всяких бед. Но со временем народ и его старейшины стали видеть во Храме  уже более не свидетельство Божьей верности и благодати, а доказательство своей собственной уникальности, неуязвимости и где-то даже неповторимости. Ложная уверенность и беспечность поселились в сердцах и головах народа и его начальников. Это, а также ложные, однако непременно ласковые и льстящие  народу проповеди лжепророков, нередко находившихся  на содержании царей и священников,  породили  в народе внутреннюю слепоту, которая не чувствовала собственного падения и затаившейся  внешней опасности. Народ  любовался Храмом, был высокомерен и  доволен собой, что делало невозможным любое истинное покаяние и подлинное  исполнение Божьих заповедей. На фоне всего этого истинные и верные Божьи пророки воспринимались, как враги, и против них боролись.

Возлюбленные, опасность подобного поведения Божьего народа не исчезла и сегодня. Во все времена можно было наблюдать таких вот людей и такое вот поведение в Божьем народе, в Его Церкви. Господь всегда оставался верен Своему народу, что как следствие не в последнюю очередь  находило своё выражение в Божьих заповедях и было неразрывно связанно с ними.

Однако взбадриваемый ложными заверениями, народ и его старейшины позволяли себе двойные стандарты, двойную жизнь и мораль. Принося жертвы во Храме и свершая Богослужения и литургии, они не брезговали тем, чтобы красть, убивать, осуждать невинных,  клясться во лжи, ходить вослед иных богов и идолов, и служить им. Как верно заметил один из богословов ХХ столетия, ввиду всех этих беззаконий, нарушения заповедей и двойной морали всё Богослужение превратилось в кокетливую и манерную форму откровенного безбожия. Именно поэтому Бог говорит народу устами пророка:”Исправьте пути ваши и деяния ваши, и Я оставлю вас жить на этом месте”. Мы уже слышали сегодня, что соблюдение Божьих заповедей в жизни хоть и не является предварительным условием того, чтобы Бог стал нашим Богом, но оно есть непременным следствием того, чтобы нам как Его народу оставаться жить вместе с Ним. Присутствие Божье и безобразная греховная жизнь, сопровождаемая ложной уверенностью и себялюбием, никак не совместимы друг с другом.

Народ был уверен,что Всевышний милостив и никогда не оставит места Своего обитания посреди него. Но при этом они  не знали и даже не хотели знать, что наш Бог прежде всего желает связать Себя и Своё обитание не с рукотворными каменными сооружениями, которые мы называем храмами, соборами, церквями и часовнями, а прежде всего с нашим верующим человеческим сердцем, как нерукотворным местом Своего обитания. Вот это и значит поклоняться Богу в Духе и истине.  Наш Бог никак не против возведения церквей, как места нашего собрания вокруг Него во слове и Таинстве. Но Он желает, чтобы мы приходили в Его дом не столько ногами, сколько прежде всего сердцем, от всего сердца искали Его и сердцем служили Ему.

И в завершении обратим наше внимание на слова, которые нашли своё отображение в словах Господа Иисуса, когда Он очищал Храм от всех торгующих и продающих,  слова, которые и сегодня не утратили своего значения для нас в Церкви, и открывают нам глаза на подстерегающие нас опасности. Так говорит Господь Бог:”Не соделался ли вертепом разбойников в глазах ваших дом сей, над которым наречено имя Мое?”. Что такое разбойничий вертеп? Это укромное место, куда разбойник возвращается назад, как в логово, после всех своих злодейств, чтобы в нём отдохнуть и подкрепиться, а после вновь возвратиться к своему ремеслу. Не так ли и вы с Моим Храмом? - спрашивает Господь. Вы приходите в Мой дом после всех ваших грехов и злодеяний, которые вы не можете и не хотите оставить, подобно, как разбойник приходит в свой вертеп и логово, в котором он ищет защиты и укрытия для себя ,чтобы потом  вновь занятся своим прежним ремеслом. Вы вероломно грешите своими мыслями, словами и делами, приходите в дом Божий как ни в чём не бывало, приносите жертвы Господу, молитесь, играете и поёте, а после, как разбойник, отдохнув и подкрепившись, вновь возвращаетесь к своей прежней жизни, к своим грехам, в которых вы таки не раскаялись. Ведь раскаяный пред Богом грех - это такой грех, который впредь избегают всеми своими силами, а не возвращаются к нему и не предаются ему с новой силой. Не делайте из Божьего дома вертепа разбойников!

Всё это, возлюбленные, сказано нам, чтобы мы испытали и исследовали себя самих, а не превратили ли и мы наши церкви в вертеп разбойников, куда мы приходим после дел этого мира; в место, где мы что-то слышим, что-то произносим, что-то поём и играем, зачем-то выходим к Алтарю, а после как ни в чём не бывало вновь возвращаемсяк к прежней ветхой жизни. И если быть чесными с самими собой, то всё это действительно имеет место как в наших церквях, таки в нашей жизни.

Возлюбленные, Бог во Христе сделал нас Своим народом. Он сотворил нас, благодатно спас нас от рабства греха, от смерти и от власти диавола, чтобы мы были носителями Его света и Его жизни во тьме  этого мира. Он обновил нас и возвратил в Свой дом.  Словом и Таинством Он омывает нас от всякой нечистоты, чтобы мы впредь избегали её и уклонялись от неё в нашей жизни. Да будет вся наша жизнь благодатным воплощением и продолжением того, что происходит с нами в Его доме, и да не будем мы превращать Его дом в вертеп разбойников. Аминь.

Помолимся: Благодарим Тебя, всемогущий Боже и Отче Небесный,за Твоё спасительное слово, которым Ты наставляешь нас и указываешь на путь спасения по вере в Твоего Сына и нашего Господа Иисуса Христа, и молим Тебя, да укоренится Твоё слово в наших слышащих сердцах, чтобы уклонялись мы от всякого зла и не превращали Твой дом в вертеп разбойников. Иисусом Христом, Господом нашим. Аминь.

И  мир Божий, который превыше всякого ума, да соблюдёт сердца наши и помышления наши во Христе Иисусе. Аминь.