2 февраля 2020-Последнее вс. по Богоявлению\Сретение\Преображение Господне

1 По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних,

2 и преобразился пред ними: и просияло лицо Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет.

3 И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие.

4 При сём Петр сказал Иисусу: Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии.

5 Когда он ещё говорил, се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Моё благоволение; Его слушайте.

6 И, услышав, ученики пали на лица свои и очень испугались.

7 Но Иисус, приступив, коснулся их и сказал: встаньте и не бойтесь.

8 Возведя же очи свои, они никого не увидели, кроме одного Иисуса.

9 И когда сходили они с горы, Иисус запретил им, говоря: никому не сказывайте о сём видении, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мёртвых. Мф. 17:1-9

Возлюбленные в Господе!

Сегодня, в последнее воскресение по Богоявлению, церковь предлагает своим верным акцию – три в одном. Акция, конечно же, духовная, поэтому никаких материальных благ вы из церкви домой не унесете, но можете, если захотите, обогатиться духовно. Что тоже не плохо! Хотя, слово «обогатиться» в нашем случае не означает приобретение новых знаний, - мы их достаточно набрались за прожитые годы, - а скорее установление ясности и порядка в наших мыслях и чувствах, и помощь в решении насущных проблем.

Так вот, первое, о чём мы должны сказать это то, что последнее воскресение по Богоявлению связано с будущим. А именно, с датой празднования Пасхи и тремя воскресениями подготовки к Великому Посту. Другими словами, как говорят политики, праздники закончились и наступили тяжкие будни, господа.  И мы могли бы с этим согласиться, если бы мы были в парламенте, а не в церкви. А так как мы в церкви, то можем не согласиться и безбоязненно сказать, что история человечества чётко указывает на то, что политики всегда искусно манипулировали сознанием и душами людей, использовали, не брезгуя, даже самое святое в достижении своих подлых и корыстных целей. В нашем контексте мы можем вспомнить Ирода Великого, который хотел обдурить мудрецов, выведав у них место рождения Царя-Спасителя, якобы также желая ему поклониться. А на самом деле, после того как мудрецы вернулись другим путём, убил более 2.000 младенцев. Но, слава Богу, что не глупые и злые политики, которые являются лишь пешками в этой сложной игре бытия, правят миром; но сам Бог играет главную роль в истории человечества. А вместе с ним такие люди как мы, пусть даже самые маленькие, но которые боятся и любят Бога, именно мы помогаем Ему создавать и укреплять доброе и вечное.

И здесь мы переходим ко второму названию сегодняшнего воскресения - сретение Господне, которое связано с далёким прошлым, а именно, с рождением Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. Славянское слово «сретение» переводится на современный русский язык как «встреча». Сретение — это встреча человечества в лице старца Симеона с Богом. Симеон Богоприимец, будучи человеком праведным и благочестивым, всё-таки допустил оплошность — засомневался. Переводя книгу пророка Исаии «Се Дева во чреве приимет и родит Сына», Симеон подумал, что это явная описка и вместо «Дева» хотел написать «Жена». Но ангел Господень остановил руку святого Симеона и заверил его, что он не умрёт, пока не убедится в истинности пророчества Исаии. Симеон уже устал ждать исполнения обещания Божия — он жил по преданию около 300 лет. Только подлый эгоист обрадуется такому возрасту, абсолютно спокойно закапывая всех своих умерших детей, внуков, правнуков до 10 поколения.  Но праведный Симеон тяготился жизнью и теми страданиями, которые выпали на долю его народа. Поэтому он дневал и ночевал в храме в ожидании Спасителя. И вот в тот день, когда Мария с Иосифом принесли Младенца Иисуса в храм, пришёл и Симеон по внушению Духа Святого. Он взял на руки Иисуса и, славя Бога, сказал: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля». Эти слова праведного Симеона стали молитвой, получившей название «Песнь Симеона Богоприимца», имеют важное богослужебное значение в православии и поются в конце вечерни и по окончании Божественной литургии.

И, наконец, третье название сегодняшнего воскресения – Преображение Господне (по-гречески – «метаморфозис ту кириу»). Преображение Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа описано в Евангелиях как явление Божественного величия и славы Христа перед тремя ближайшими учениками во время молитвы на горе. Преображение есть явление Сына, при котором Отец свидетельствует гласом из светлого облака Святого Духа,- то есть это откровение всех Лиц Святой Троицы. Петру, Иакову и Иоанну, которые были особенно близки к Иисусу, Он даровал привилегию увидеть Его преображенным. Эта сцена предваряла тот образ, какой Господь Иисус будет иметь, когда явится опять, чтобы установить Свое Царство. Он явится в другой раз не как Агнец, ведомый на заклание, но как Лев из колена Иудина, как Сын Божий, Царь царей и Господь господствующих. В конце времён Христос придет со тьмами святых Своих, и вот теперь, как предзнаменование этого будущего события, явились Моисей и Илия, с Ним беседующие. Эти двое прославленных святых явились с Ним, чтобы дать свидетельство с небес, в то время как трое земных свидетелей, Петр, Иаков и Иоанн, должны были свидетельствовать на земле. Таким образом, мы видим живое подобие Царства Христова, состоящего из святых на небе и святых на земле.

Преображение показывает, что в Иисусе Христе соединены два естества — божественное и человеческое. Во время Преображения божественная природа Христа не менялась, но была лишь явлена в Его человеческой природе. В Своем преображении Иисус, еще проживая на земле, на короткое время открывается Своим ученикам как Сын Божий в Своей славе. Это единственный раз, когда ученики через Иисуса физически ощущают близость небес, становясь свидетелями явлений на горе. Это переживание восхищает их так, что они хотят оставаться там. Петр проявил похвальную забывчивость, когда захотел построить кущи для Христа, Моисея и Илии, не подумав даже о себе и о своих товарищах; это доказывает его великое почтение к Учителю и Его небесным гостям. Однако в этой ревности он обнаружил и большую долю невежества. Зачем Моисею и Илии были кущи? Они принадлежали к тому блаженному миру, где уже не алчут и где не палит зной. Зачем умершим, пусть даже и святым, приносить в дар или жертву всё то, что является ценностями земной плотской жизни? Что же касается Христа, то Он только что предсказал Свои страдания и велел готовиться к ним, но Петр либо запамятовал это, либо надеялся, построив скинии на горе славы, воспрепятствовать Христу идти путем скорби. Одному Богу известно, что было в душе и мыслях Петра. Рассказ заканчивается тем, что путь ведет обратно в этот мир, в котором ученики хоть и получили надежду, но все же подвергаются нужде и бедам. Всем им предстоит трудный, болезненный путь в Иерусалим, но Иисус шел вместе с ними. Когда Иисус с нами, тогда Его присутствие будет утешать нас.

Таким образом, последнее воскресенье после Богоявления проводит связь между рождением и представлением в Храме, преображением в видении славы Сына Божьего и пророчеством Его смерти, в которой Он искупил человечество, не пользуясь Своим статусом Сына Божьего, а жертвуя Собой как человек. И первое свидетельство тому мы видим в истории преображения. Христос милостиво и с большой нежностью поднимает своих учеников, которые в страхе от увиденного упали на землю. Забота и внимание, которые Христос проявляет к Своим детям, подверженным различным немощам, нисколько не умаляют Его славы и величия. Утешительно сознавать, что и теперь, в Своем вознесенном состоянии, Он сочувствует истинно верующим и снисходит к ним. Христос, приступив, коснулся их, и Его прикосновение уничтожило их страх. Когда они поняли, что Христос понимает их, то более не нуждались ни в каком успокоении. Прикосновения Христа не только исцеляло, - в данном случае оно принесло ободрение и утешение. Он сказал: «Встаньте и не бойтесь». Страх из чувства благоговения, испытываемый нами при общении с Небом, угоден Христу, но не страх от ужаса – его мы должны преодолевать. Христос сказал: «Встаньте» и посредством Своего слова и силой благодати, действующей через него, поднял человека, освободил его от подавленного, унылого состояния духа и успокоил все его страхи; и никто, кроме Христа, не может этого сделать. Встаньте, не бойтесь.  Беспричинные страхи быстро рассеиваются, если мы не поддадимся и не покоримся им, а поднимемся и сделаем все возможное, чтобы противостать им. Если учесть, что видели и слышали ученики, то у них было больше причин радоваться, нежели бояться, и тем не менее они, видимо, нуждались в этом предостережении. По немощи плоти нашей мы часто боимся того, чему следовало бы радоваться. Заметьте, что, после того как ученики получили повеление с неба слушать Христа, первое услышанное ими от Него слово было «не бойтесь». Первое поручение Христа, с которым Он пришел в наш мир, было дать утешение добрым людям, чтобы они, избавившись от врагов своих и от страхов своих, могли безбоязненно служить Богу.

И тогда мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдёт сердца и помышления наши во Христе Иисусе. Аминь.