ПЕПЕЛЬНАЯ СРЕДА

Многие знания приносят многие печали… И, кажется, хочется иногда чего-нибудь не знать, спрятать голову в песок, зарыться от вездесущей информации, но – нет, не получается. Не получается в наш век открытой информации, Интернета и Викиликс быть закупоренным в консервной банке. Если уж в Африке и на Ближнем Востоке, привычных к послушанию, не могут власть имущие заклеить глаза и уши, и рвущееся из нового поколения стремление жить по-другому уже плещет через край, заражая, как грипп и пугая тиранов…

Мир открыт, как никогда, люди – как на ладони, но то, что мы видим – отнюдь не радует. Цинизм и прагматизм – это ведь не только наверху, в высокой политике. Это и в каждом из нас. Чем больше мы узнаём друг о друге и о себе, тем меньше уважения испытываем к роду человеческому.

Наверное, я пессимист. Есть такая шутка, что пессимист – это хорошо информированный оптимист. Думаю, наше время открытой информации можно уже назвать временем пессимистов. Если мы честны перед собой.

Честны перед собой…

Слово Божие и Церковь честны перед нами. Слово отражает нас такими, какие мы есть, не лакируя и не приукрашая нас, а Церковь собирает нас сегодня возле этого зеркала, сдергивая все те вуали и паранджи, что мы на себя понаодевали.

И правда тут в том, что нам не очень нужен Бог.

… Сказал безумец в сердце своем: "нет Бога". Это из 13-го псалма. Думаете, это не о вас? Полагаете, про атеистов?

1 … Сказал безумец в сердце своем: "нет Бога". Они развратились, совершили гнусные дела; нет делающего добро. 2 Господь с небес призрел на сынов человеческих, чтобы видеть, есть ли разумеющий, ищущий Бога. 3 Все уклонились, сделались равно непотребными; нет делающего добро, нет ни одного. (Пс.13:1-3)

Да, это все про нас, про вас и про меня. Писание являет нам мрачную, но честную картину на весь род человеческий, и сегодняшняя информационная открытость Интернета, собственно, ничего нового не добавляет.

Когда на нас обрушиваются беды, болезни и страдания, когда мы терпим голод, когда нас предают на войне и убивают свои же сограждане в лагерях, мы поднимаем голову вверх и запоздало кричим в немые небеса: «За что?!» Самый легкий путь, как говаривала жена праведного Иова: «Похули Бога и умри…» Труднее задуматься и признать – это мы сами привели в действие эту мясорубку, что перемалывает наши жизни и судьбы.

Мы.

Каждый из нас.

Своим молчанием, предательством, маленькой подлостью. Равнодушием в другому. Разве не мы приводим к власти тиранов, а потом от них страдаем? Сколько, например, народа, своего народа, «съел» «вождь всех времен и народов» Сталин? Поболее даже, чем другой вождь другого народа Гитлер. Не правитель, а просто маньяк какой-то! И вот, открывая Интернет, я читаю про опросы ВЦИОМ – 80% респондентов поддержали деятельность Сталина! Может, это был опрос среди маньяков и психопатов в тюрьме или психушке? Да нет, это были мы с вами. Четверо из пяти мечтают о том, чтобы их приковали к тачке на магаданских приисках, и закопали в вечной мерзлоте через пару лет «служения отечеству». А кандидат в президенты некий Грудинин называет Сталина «лучшим правителем России». Хотите проголосовать за Грудинина? Тогда не забудьте пристрелить меня, ведь по распоряжению его кумира в нашей стране были уничтожены ВСЕ лютеранские священники, а церкви – закрыты.

И это только один пример. А если иметь смелость заглянуть в колодец своей души, сколько еще мы найдем примеров нашего собственного неверия, трусости, подлости, малодушия?

Почему мы такие? Разве Бог нас таковыми сделал? Разве Он заложил в наши души все это зло, что там прижилось, что стало частью нас?

Но почему же Он тогда нас не исправит, так сказать, принудительно?

Ответ прост и страшно сложен – потому что Он нас любит. А любовь не может быть по принуждению. И потому Он, видя наш выбор, не спешит нас осудить

А есть за что нас судить Богу? Есть за что нас судить, если мы сами, будучи честны перед собой, судим себя?

Есть.

Но, знаете что?

Бог не судит нас. Но и не оставляет нас, как мы Его. Вновь и вновь дает Он нам шанс во Христе, год от года стирает пепел с нашего отражения в зеркале и рисует на наших челах крест.

Что значит – «Я тебя прощаю, человек»

Но кто слышит Его тихий голос?

Однажды люди выбрали зло. И стали жить во зле, возводя свои вавилонские башни по всему миру, в безумии и самолюбовании стремясь сделать себе имя и возвеличиться до небес. Где-то я прочитал, что зло – это отсутствие добра. Ну, как тьма – это отсутствие света. Если вы бывали в пещере, вы знаете это на опыте.

Зло – это отсутствие добра. А значит – отсутствие, удаление Бога.

Но Бог во Христе, как яркий луч света приходит в нашу тьму, снова и снова ставя нас перед выбором – убегать нам от Бога и дальше или склонить перед Ним колени? И тут нет компромиссов, как бы мы не хотели сесть на два стула.

Разве мы настолько слепы, что не видим, что последнее прибежище зла – это преисподняя, «уготованная дьяволу и ангелам его»? Туда ли мы стремимся? Это ли – наша мечта, наша вечность, наша обитель?

Земля, подлежащая огню, или небо, скрывающее до поры наш Рай – вот та точка будущего, куда, в конечном счете, устремлен наш взор.

…ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше. (Матф.6:21)

Сегодня пепел коснется нашей кожи, и это всего лишь символ. Коснется ли сокрушение наших сердец? Потянемся ли мы – сердцем – за теми сокровищами, что не купишь ни за какие деньги мира сего?

В глотке вина, в кусочке хлеба – плоть и кровь Самого Господа, обретшего наши плоть и кровь, чтобы вывести нас из тьмы к свету, от власти греха и смерти – к добру и вечности. К Небесному Отцу.

Глядя на этот мир, я не могу быть оптимистом, потому что Бог меня достаточно информировал о мире сем.

Пессимист – это хорошо информированный оптимист, сказали мы вначале.

Просто – реалист, сказал бы я

А вера? – спросите вы. - Как быть с верой?

А я укажу вам на престол Евхаристии. Вера – здесь. Потому что, если и есть что-то, что способно оживить прах и пепел, так это Дух Божий. Как тогда, в саду Эдема. Как сегодня, у алтаря. Только так можно жить в этом мире пессимистам, ответившим на Божью любовь. Реалистам, верующим в Него…