19 мая. KANTATE. Четвертое воскресенье после Пасхи.

Воспойте Господу новую песнь, ибо Он сотворил чудеса. (Пс 97:1а).

Псалом: Пс. 97, 1b-2.4-6

Литургический цвет: белый.

Послание: Колоссянам 3, 12-17

Евангелие: Матфея 11, 25-30

Проповедь: Ис 12: 1-6.

Благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа! Аминь.

Возлюбленные во Христе братья и сестры!

Часто можно слышать утверждения наподобие этих:

«Я верю по-своему». «Я читаю Библию и стараюсь быть хорошим человеком». «Мне достаточно заботиться о своей семье, чтобы оставаться праведным». «А что такое Причастие, зачем оно мне?» «А, священники все одним миром мазаны, им нужны только мои деньги».

Таких эскапад можно слышать множество, в разных вариациях, с разными формулировками, с разными эмоциями, иногда агрессивными эмоциями.

Но все это маски. Это боязнь признать свою греховность перед Богом. Боязнь гнева Божия. Боязнь признать, что пророчества ветхозаветных пророков попадают в цель очень точно и очень болезненно.

Сегодня мы разберем текст из книги пророка Исайи.

Книга пророка Исайи изобилует пророчествами. А как же иначе? На то она и книга пророчеств великого пророка, через уста которого Господь Бог, Творец Сущего, взывает к Своим заблудшим овцам. К народам, которые оставили Бога, осуетились, возгордились от безнаказанности.

Через пророка Исайю возвещается суд Божий на народы окружающие Израильское царство. Ассирия и Вавилон падут. Земли филистимлян и Моава будут опустошены. Дамаск пребудет в огне. Египтяне вновь познают отяжелевшую в гневе десницу Божью. Аравия, Дум, Тир и Сеир изопьют чашу гнева.

За пренебрежение Богом, избранный народ Израиля будет уведен в плен, а Самария будет разрушена.

Чаша гнева Господня изольется в полной мере. Так говорит Господь устами пророка Исайи. И слова Божьи пронизывают нас, современных читателей и слушателей, до самых потаенных уголочков души. Эти слова вселяют ужас от величия Божия. Эти слова Господа заставляют протрезветь от угара собственных грехов и искать спасения.

Господь говорил через уста пророков не абстрактно, но адресно. Ведь каждый из обличенного народа — это люди, конкретные мужчины и женщины, отступившие от заповедей Божьих. И мы с вами принадлежим конкретному народу конкретной страны. Через наши грехи, Господь имеет повод гневаться.

И когда конкретный грешник, или целый народ, ужасаются совершенными перед Богом преступлениями, исповедуют грехи, отказываются от пренебрежения заповедями, Господь возвращается к Своему неизреченному милосердию.

Об этой благословенной черте нашего Бога не знают те, кто выражается эскападами о вере по-своему и врожденной доброте. Они читают Библию, если действительно читают, и ужасаются картинами гнева Господня на целые народы, не только на конкретных грешников.

Но без наставления, без проповеди, такие «праведники» не видят чудесных обетований, которые вместе с угрозами возвещают пророки Божьи. Такие люди ослеплены обидой на Бога, которую сами себе придумали по своему неведению. А откуда ведение, если не слышат проповеди? Откуда познание, если не наставлены? Откуда уверенность в спасении, если не слышали ни разу прощения грехов?

Без проповеди сложно заметить драгоценные жемчужины милости, щедро рассыпанные во всем Священном Писании.

Вместе с угрозами, Господь дает прекрасные обетования спасения. В книге пророка Исайи таких жемчужин предостаточно. В Ис 28: 16 мы читаем: «Посему так говорит Господь Бог: вот, Я полагаю в основание на Сионе камень — камень испытанный, краеугольный, драгоценный, крепко утвержденный: верующий в него не постыдится». Уже в этих строках звучит прекрасное Евангелие, радостная весть о Спасении.

Уже в этих строках дается надежда отчаявшимся. Уже в этих строках говорится о Господе и Спасителе Иисусе Христе, краеугольном камне нашей веры. Через это обетование, через вочеловечение Иисуса Христа, через Его крестную смерть во искупление наших грехов, через Его чудесное воскресение из мертвых, которым Он победил смерть – мы имеем прощение грехов, и, как следствие, вечную жизнь. Через благодатное таинство Алтаря мы сопричастны Господу. Мы в Нем, а Он в нас.

Через эти милости, недоступные пониманию верующих по-своему, мы имеем веское основание воспеть Господу песнь хвалы, как делает это пророк Исайя:

Ис 12: 1… славлю тебя, Господи; Ты гневался на меня, но отвратил гнев Твой и утешил меня. 2 Вот, Бог – спасение мое: уповаю на Него и не боюсь; ибо Господь – сила моя, и пение мое – Господь; и Он был мне во спасение. 3 И в радости будете почерпать воду из источников спасения, 4 И скажете в тот день; славьте Господа, призывайте имя Его; возвещайте в народах дела Его; напоминайте, что велико имя Его; 5 Пойте Господу, ибо Он соделал великое, – да знают это по всей земле. 6 Веселись и радуйся, жительница Сиона, ибо велик посреди тебя Святой Израилев.

Нас распирает от радости спасения, которую не можем вместить и не можем не возвещать в народах о славных делах Милующего Бога. И эта радость недоступна тем, кто говорит: «Я верю по-своему». «Я читаю Библию и стараюсь быть хорошим человеком». «Мне достаточно заботиться о своей семье, чтобы оставаться праведным». «А что такое Причастие, зачем оно мне?» «А, священники все одним миром мазаны, им нужны только мои деньги».

А мир Божий, который превыше всякого ума, да соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе.

Аминь.

Пастор Андрей Кузнецов, Кафедральный Собор Святого Павла, Одесса.