18 апреля. Великий Четверг. День установления Таинства Святого Причастия.

Памятными соделал Он чудеса свои; милостив и щедр Господь. (Пс 110:4).

Псалом:  Пс. 110, 2-5.9

Литургический цвет: белый.

Послание: 1-е Коринфянам 11, 23-26

Евангелие: от Иоанна 13, 1-15. 34-35

Проповедь: Исход 12, 1-14

Благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа! Аминь.

 Возлюбленные во Христе братья и сестры!

Каждый раз, когда мы принимаем Святое Причастие, слышим слова священника «Тело Господа Иисуса Христа за тебя на смерть преданное» и «Кровь Господа Иисуса Христа за тебя пролитая во оставление грехов», мы вспоминаем распятого Иисуса Христа. Мы принимаем Его истинное Тело и истинную Кровь, которую Он пролили за нас и за многих. Иисус лично повелел нам это делать именно таким образом. Он вместе со Своими учениками вкушал последнюю Пасху, по слову Божьему, устанавливающему праздник Песах, записанному в книге Исход, в двенадцатой главе:

Исх 12: 1 И сказал Господь Моисею и Аарону в земле Египетской, говоря: 3 Скажите всему обществу сынов Израилевых: в десятый день сего месяца пусть возьмут себе каждый одного агнца по семействам, по агнцу на семейство; 4 А если семейство так мало, что не съест агнца, то пусть возьмет с соседом своим, ближайшим к дому своему, по числу душ: по той мере, сколько каждый съест, расчислитесь на агнца. 6 И пусть он хранится у вас до четырнадцатого дня сего месяца: тогда пусть заколет его все собрание общества Израильского вечером, 7 И пусть возьмут от крови его и помажут на обоих косяках и на перекладине дверей в домах, где будут есть его; 11 Ешьте же его так: пусть будут чресла ваши препоясаны, обувь ваша на ногах ваших, и ешьте его с поспешностью; это – Пасха Господня. 12 А Я в сию самую ночь пройду по земле Египетской и поражу всякого первенца в земле Египетской, от человека до скота, и над всеми богами Египетскими произведу суд. Я Господь. 13 И будет у вас кровь знамением на домах, где вы находитесь, и увижу кровь и пройду мимо вас, и не будет между вами язвы губительной, когда буду поражать землю Египетскую. 14 И да будет вам день сей памятен, и празднуйте в оный праздник Господу во все роды ваши; как установление вечное празднуйте его.

Но во время последней трапезы Иисус придает празднику Пасхи совершенно иное, новое значение. Каждый раз, когда мы слышим слова установления Причастия, во время литургии, мы возвращаемся к той последней трапезе, к тому новому смыслу, который вложил Христос в праздник Песах, в праздник исхода из рабства в Египте.

Мы с вами христиане, мы называем себя Его именем, мы такие же друзья Иисуса как и апостолы, разделившие с Ним хлеб и вино. Всякий раз, во время Святого Причастия, мы разделяем с Господом один стол. И это не только плотское единство, но и духовное. Здесь речь не насыщении плоти, здесь речь о нашем присоединении к Небесному Царству. Божье Царство пришло к нам вместе с Иисусом. Теперь мы приходим к Нему в Его Царство. Сидеть за одним столом с Господом, иметь единство с Иисусом Христом — наивысшее блаженство, наивысшая награда, которая только может быть.

 Тот, кто причащается, должен признать, что он в этом нуждается. Мы жаждем этого и сопереживаем происшедшее на кресте! Кто принимает Причастие и понял его значение, тот распят со Христом.

Распятие Иисуса стало необходимым, так как Один должен был умереть за многих. Он должен был умереть, чтобы спуститься в преисподнюю, познать бездну смерти и победить. Человек не может уйти глубже, чем во тьму смерти. Однако там ожидает его Тот, Который способен вывести из тьмы в свет. Поэтому мы и верим в Иисуса Христа. Поэтому мы говорим, что Он умер для нас.

Принимая пасхальную трапезу, израильтяне «вспоминали» о том, как Бог сохранил их среди смертельной бури, бушевавшей во всём Египте. Эту форму «воспоминания» утвердил Сам Бог, и евреи придерживаются этой традиции доныне. Иногда еврейский праздник Песах и ортодоксальная Пасха совпадают с западным календарём. Но, в основном, эти праздники отмечаются с разницей до 5 недель.

Но Иисусу была важна не дата Пасхи, а гораздо больше ее новое значение. В то время как для евреев это трапеза в воспоминание о их спасении от руки египтян, для нас это обновление. Веруя в смерть Иисуса на кресте и Его победоносное Воскресение, мы свидетельствуем о нашем  спасении в Иисусе Христе. Павел говорил: «Таким образом вы возвещаете Божью благодать!» Этим вы предвещаете Царство Божие! Это гораздо больше, чем только воспоминание.

Следует заметить, что еврейские семьи были спасены тогда в Египте не потому, что они закололи агнца, употребили в пищу всё съедобное и сожгли остатки. Здесь дело в послушании Богу. Кровь животного, принесённого в жертву, была самым важным элементом. Ею нужно было помазать снаружи оба косяка и перекладину дверей, но не порог. В домах должны были собраться готовые в путь семьи и есть с поспешностью мясо. Проходивший же по улице ангел смерти должен был видеть кровь на дверях — знак послушания.

Давайте представим, что одна иудейская семья не заколола бы  агнца: тогда бы не была помазана кровь на обоих косяках и на перекладине дверей, и ангел смерти тогда, пожалуй, должен был бы поразить этот дом, так как он ничем не отличался от других. «И будет у них кровь знамением».

Кровь агнца была знамением, которое, вероятно, вызывало у египтян лишь удивление, вопросы, насмешки и, возможно, даже отвращение и антипатию. Но она была знамением не для израильтян, а для ангела смерти, чтобы он их сохранил, и для Бога, чтобы Он их спас.

Наше сегодняшнее участие в Причастии должно сигнализировать Богу о том, что для нас это очень серьёзно. Не Причастие спасает нас, не облатки и вино. Но, принимая Причастие мы показываем, что верим в Бога. Мы предвещаем Царство Небесное, которое явил нам Иисус. Мы одновременно говорим о том, что это Царство началось, и что мы Его граждане.  Для мира это сигнал, что мы принадлежим Богу. Нам же это знак, что мы верим в Бога и будем в вечности прибывать в Его Небесных Обителях.

Мы проповедуем миру, что в этой Крови скрыто наше спасение. Причастие — внешний признак для тех, кто ещё извне, чтобы они увидели и вошли. Иисус пригласил к Своему столу Апостолов и всех тех, кто желает приобрести спасение. И будет у вас кровь знамением. Поэтому мы воспеваем чудную силу спасающей Крови Иисуса.

Мы молимся не Телу и Крови, а Иисусу. И смысл Причастия заключается не в том, что мы «едим» тело Христово, но в том, что мы видим в нём великого Господа Бога и самоотверженную жертву Иисуса за нас.

Да, Иисус умер и пролил Свою Кровь: она была пролита за тебя и за меня. Остаётся это лишь признать и с благодарностью принять.

И самое главное - верую ли я: И будет нам Кровь знамением!

 И мир Божий, который превыше всякого ума, да соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе.

Аминь.

Пастор Андрей Кузнецов. Одесса.