14 июля 2019 г.  4 воскресенье по Троице.

Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов.       (Гал 6:2).

Псалом:  Пс 9: 2-3.5.8-9

Литургический цвет: зеленый

Послание: Рим 14: 10-13

Евангелие: Лк 6: 36-42

Проповедь: Ин 8: 3-11

Благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа! Аминь.

Ин 8: 3 Тут книжники и фарисеи привели к Нему женщину, взятую в прелюбодеянии, и, поставив ее посреди, 4 Сказали Ему: Учитель! эта женщина  взята в прелюбодеянии; 5 А Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями: Ты что скажешь? 6 Говорили же это, искушая Его, чтобы найти что-нибудь к обвинению Его. Но Иисус, наклонившись низко, писал перстом на земле, не обращая на них внимания. 7 Когда же продолжали спрашивать Его, Он, восклонившись, сказал им: кто из вас без греха, первый брось на неё камень. 8 И опять, наклонившись низко, писал на земле. 9 Они же, услышав то и будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних; и остался один Иисус и женщина, стоящая посреди. 10 Иисус, восклонившись и не видя никого, кроме женщины, сказал ей: женщина! где твои обвинители? никто не осудил тебя? 11 Она отвечала: никто, Господи. Иисус сказал ей: и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши.

Возлюбленные во Христе братья и сестры!

Книжники и фарисеи!

Как же их много было во время служения Иисуса Христа! Как же много их и сейчас!

Вот и в истории апостола и Евангелиста Иоанн эти внешне благочестивые святоши привели к Иисусу женщину, взятую в прелюбодеянии. Конечно же, их действия основывались на Торе, Законе Моисея, в котором на самом деле написано, что таких нужно побивать камнями. Используя закон по-своему, они готовили ловушку для Иисуса. Они хотели, чтобы Он занял позицию, которая привела бы Его к осуждению и падению.

Книжные мужи неправильно цитировали Писание, на которое опирались, потому что в книге Левит 20:10 как женщина, так и мужчина, взятые в прелюбодеянии, должны были умереть под ударами камней. Но учителя закона привели лишь женщину. Связано ли это с тем, что обвинители сами были мужчинами? Вероятно, это признак того, что люди, которые настаивают только на формулировках закона, часто не замечают, что, используя написанное в своих собственных интересах, упускают из виду всё остальное. В этой истории ситуация напряжена до предела, становясь опасной для жизни женщины и, в конечном счёте, - для Иисуса!

Иисус делает нечто неожиданное: Он наклоняется и между делом пишет на земле. Тогда Он, взглянув на них, произносит фразу: «Кто из вас без греха, первый брось в неё камень», - и продолжает писать. Иисус поступил мудро. Поступив так, Он дал им возможность отступить, избежав позора.

Старейшины ушли первыми. При вынесении смертного приговора старейшины должны произнести: «Я осуждаю тебя!» Если старшие уходят не произнеся этих слов, дело закрывается автоматически. Когда все ушли, Иисус посмотрел на женщину не свысока. Он не осуждал её, хотя имел полное право первым бросить в неё камень! Вместо этого он освободил её.

В истории с прелюбодейкой есть несколько интересных аспектов, о которых стоит говорить. Говорить для того, чтобы глубже вникнуть в суть и не довольствоваться лишь поверхностным смыслом истории, рассказанной евангелистом Иоанном.

Иисус пишет! Это единственное упоминание о том, что Господь что-либо писал. Если смотреть на историю христианства, со  всем ее набором ересей, перегибов, законничества, пролитой кровью; то напрашивается мысль: Насколько было бы проще, если бы Иисус оставил нам Евангелие в письменном виде!

Богослов Тобиас Фек (* 1969) из Марбурга однажды сказал: «Можно было бы избежать многих споров в современном христианстве, если бы Иисус после Себя оставил не двенадцать учеников, а двенадцать книг».

Иисус писал на песке. Что же на самом деле Он там писал?  Евангелист Иоанн об этом умалчивает. Но само действие Иисуса может перекликаться со словами пророка Иеремии: «Отступающие от Меня будут написаны на прахе». (Иер 17: 13).

Книжники и фарисеи не приняли учения Господа и тем самым отступили от истины.

Почему Иисус не оставил нам записей?

Все просто!

Всегда есть опасность в том, что благословенные Писания будут превращены в закон. Тогда слепое следование написанному становится невероятно важным, а человек теряет ценность. Апостол Павел писал: «Буква убивает, а дух животворит!» 2 Кор 3:6. Иисус писал на песке, который сдувается ветром, не оставляющим следов.

Всё написанное ограничено и пересматривается. Оно подлежит истолкованию, но в этом и заключается проблема. Кто истолковывает? И в каком смысле? Дух Божий живёт и даёт жизнь. Он желает жизни, а не смерти, которая бы удовлетворила букву закона. И если не на земле, то тогда в наших сердцах Дух Божий пишет: «Прощаются тебе грехи твои», Или: «Я не осуждаю тебя!»

Иисус показывает путь между двумя крайностями: крайностью бесчеловечности, которая презирает людей и крайностью вседозволенности, которая переступает все мыслимые границы. Но Иисус называет грех «грехом». Он называет грех своим именем, не задевая при этом достоинства человека. «Где они, женщина? Никто не осудил тебя? - Никто, Господи. - Иисус сказал: и Я не осуждаю тебя, иди и впредь не греши».

Иисус не ловится на удочку. Он не позволяет навязать Себе чуждую логику. Он пишет на песке и делает вид, что не понимает их. Своим промедлением Иисус усмиряет их рвение.

Да, женщина согрешила. И штраф известен всем. Иисус не уменьшает вину прелюбодеяния. И Он не расшатывает закон.

И вдруг обвинители сами становятся обвиняемыми. Их обличает совесть. Они стали уходить, один за другим. Иисус остался наедине с женщиной.

Он называет грех по имени и обращается с окружающими людьми в духе любви.

По представлениям Иисуса, супружеский брак создан на всю жизнь. Умышленное невыполнение обещания супружеской верности не пустяк. Шестая Заповедь остаётся в силе и не осталась забытым еврейским правилом. Бог хочет дать жизнь с избытком! Поэтому Он защищает  супружество, в том числе от фарисействующих.

И мир Божий, который превыше всякого ума, да соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе!

Аминь.