11 Воскресение после Троицы – Галатам 2:16-21

16  однако же, узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть.

17  Если же, ища оправдания во Христе, мы и сами оказались грешниками, то неужели Христос есть служитель греха? Никак.

18  Ибо если я снова созидаю, что разрушил, то сам себя делаю преступником.

19  Законом я умер для закона, чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу,

20  и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня.

21  Не отвергаю благодати Божией; а если законом оправдание, то Христос напрасно умер.

Возлюбленные в Господе!

Тема сегодняшней проповеди является одновременно и одной из основополагающих доктрин нашей лютеранской церкви: оправдание верою во Христа Иисуса. Насколько это легко и просто было для Апостола Павла, настолько сложно принять это сегодня нам. Мы говорим о том, что в современном мире идут гибридные войны, причина которых кроется в размывании таких категорий как добро и зло. Мы стремимся к миру, не взирая на то, что мир с идиотом на его условиях может только ухудшить наше положение. И всё труднее и труднее искать компромиссы в повседневной жизни, когда, с одной стороны, мы должны решать преходящие политические, экономические и социальные проблемы, а, с другой, в духовной жизни мы должны думать о жизни вечной. А, оказывается, как говорит Апостол Павел, компромиссов здесь быть не должно. В первую очередь их не должно быть с теми, кто объявляет себя «своим по вере».

Именно к своим по вере обращается Павел, протестуя по поводу того, что те братья, которые должны были бы быть в жизни примером для других по вере в Бога, начинают жить по законам человеческим, вводя в искушение слабых или только что вступивших на путь следования Христу. Более того, чем больше авторитет человека в церкви, тем более жёстко, говорит Апостол, мы должны его обличать. Павел осуждает Петра, несмотря на то, что в данном случае речь идёт о признанном главе всех апостолов, с одной стороны, и покровителя лично Павла с другой, ибо когда Павел посетил Иерусалим, то Петр и другие апостолы «подали ему руку общения». Павел осуждает брата не для того, чтобы показать ему свою мудрость и, тем самым, возвыситься над ним. Он ревнует о Боге, и заботиться о том, чтобы своим поведением Пётр не скомпрометировал бы чистоту Евангелия.

А всё началось с обыкновенного приёма пищи.  Прибыв в Антиохию, Петр обнаружил, что местные верующие - как иудеи, так и бывшие язычники, вместе собираются за трапезой и не соблюдают еврейских законов о пище. По причине откровения, полученного Петром (Деян. 10:9-15,28), он решил есть вместе с язычниками, что и вошло у него в обычай. И это как бы служило веским свидетельством единства иудеев и язычников во Христе. Но брешь между ними возникла, когда в Антиохию прибыла из Иерусалима группа иудеев, которые были возмущены поведением Петра. На Петра подействовало их «взбучка», и он постепенно стал таиться и устраняться от язычников. Поначалу он пропускал одну совместную с ними трапезу, потом - две. Поступая таким образом, Петр из страха навредить, тем самым показывал, что церковь Христа разделяется на две части: иудейскую и языческую. Показательно то, что насколько Петр мужественно защищался перед иерусалимскими церковными вождями, настолько он быстро в этот раз капитулировал перед своими иудейскими друзьями. Лицемерие Петра повлекло за собой лицемерие прочих иудеев, потому что, исповедуя и уча, что во Христе они одно с язычниками, в то же время своим поведением они эту истину опровергали.

Реакция Павла была скорой и решительной. Поскольку Петр лицемерил публично, то и обличить его тоже нужно было публично. Кроме того, он поступал не по истине Евангельской, т. е. отрицал на практике, что на основании смерти и воскресения Иисуса Христа иудеи и язычники, верующие в Него, имеют одинаковый доступ к Богу. Павел решительно защищает ключевую доктрину своего благовествования - оправдание верою. Он обращается к иудеям по происхождению, включая Петра и самого себя, что, несмотря на все свои преимущества, данные им свыше, спасение они получили исключительно по вере. Зачем же нужно «грешникам из язычников» навязывать узы закона, если они также спасаются верою во Христа?

Самое главное слово в послании – оправдывать, оправдание. Это - юридический термин, позаимствованный из судебной практики, который означает «объявить невиновным». Термин, противоположный ему по значению - "осудить, объявить виновным". Но как же грешный человек, может быть оправдан перед святым Богом? На этот подразумеваемый вопрос Павел отвечает заявлением - сначала как бы в негативной форме, что не делами закона оправдывается человек, а затем в форме позитивной: а только верою в Иисуса Христа.

Оппоненты Павла возражали тем, что поскольку принцип оправдания верою делает ненужным Закон, то это ведет к греховной жизни. Человек, мол, может поверить во Христа и, получив спасение, жить в свое удовольствие, не заботясь о том, чтобы делать добрые дела. Павел горячо отвергает такое мнение, замечая: если мы сами оказались грешниками, или другими словами эгоистами, то это никак не означает, что Христос служит греху. Напротив, если человек, доверившись Христу в спасении своем, вновь возвращается к закону, то последний, лишь выявляет в нем грешника, другими словами - нарушителя этого закона или преступника. Павел имеет в виду Петра, который тем, что избегал общения с язычниками, свидетельствовал, что возвращается к закону, т. е. «снова созидает то, что разрушил». Насколько эта тема актуальна и злободневна для нашей лютеранской церкви в Украине. Такое впечатление, что Павел стал свидетелем тех проблем, которые сегодня переживает наша церковь. Он говорит о тех людях, которые сначала нарушали все законы (и церковные и светские), прикрываясь, с одной стороны властью, а, с другой, добрыми намерениями; а когда их вывели на чистую воду, начали обращаться к законам (опять же, не только церковным, на и светским, которые не имеют для церкви никакого значения), тем самым раскрывая своё лицемерие.

Но вернёмся к Павлу. Он подчеркивает разницу между собою и Петром в их отношении к закону. Процесс преобразования человека, который пришел к Богу, уверовав во Христа, Павел описывает, пользуясь понятиями смерти и воскресения. Концепция эта присутствует в обоих стихах, и в обоих говорится о союзе верующего со Христом в смерти Его и в воскресении Его. Это то, о чём мы говорили вначале проповеди. В отношениях с Богом мы должны думать не о преходящем, а о непреходящем, о вечном. Поэтому Павел констатирует, что законом он умер для закона не потому что Апостол анархист, а потому что намного почётней, хотя и намного труднее следовать закону Божьему, чем несовершенным законам человеческим. Потому что закон человеческий требует, чтобы нарушитель его был предан смерти, в то время как Христос умер за всех грешников, чтобы предоставить им свободу жить. И жить не только в этой земной, но и в вечной жизни для Бога.

А способность «жить для Бога» он обрел потому, что Христос живет в нем. Соединившись таким образом со Христом и объединившись в Нем, они соучаствуют в Его смерти, погребении и воскресении. Этим обусловливается изменение во взгляде человека на самого себя: уже живу не я как самоправедный и самолюбивый эгоист, исполняющий законы больше для показухи в лояльности системе (какой бы она не была) и в своей праведности перед людьми. Смерть со Христом положила конец возвеличению Павлом себя; сделаться центром его жизни он предоставил другому, а именно - Иисусу Христу. Однако не своею силой способен был Павел жить христианской жизнью, но сам Христос поселился в его сердце: но живет во мне Христос. Тем не менее, это не означает, что Христос действует в жизни верующего автоматически; дело тут в том, чтобы жить обновленной жизнью верою в Сына Божия. Именно вера, а не дела или соблюдение закона, дает силе Божией проявлять себя в жизни верующего. А вера эта, по заявлению Павла, имеет своим основанием жертву Иисуса Христа, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня. Осознание и принятие этого постулата приносит мир Божий.

А мир Божий да соблюдёт сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе! Аминь.