Пятидесятница
Чтения
Иоан. 14,23-27
Деян. 2,1-18
Иоан. 16,5-15
Пятидесятница восходит к иудейскому календарю праздников, где она была сначала праздником приношения первоплодов (Исход 23:16). Позже она называется "праздником седьмиц" (Исход 34:22) и (вероятно, лишь с межзаветного времени) празднуется через пятьдесят дней после Пасхи (Деяния 2:1).
Церковь уже рано отмечала этот праздник, через пятьдесят дней после Пасхи, как завершение пасхального времени.
С четвертого века этот праздник становится все более самостоятельным днем памяти излияния Святого Духа. Скоро добавилась всенощная, на которой тоже, как до того только на Пасху, крестили.
Одно время этот праздник длился восемь дней (октава), а позже был сокращен до четырех или трех дней.
Протестантская церковь переняла этот праздник, но без всенощной. Он остался особо важным праздником до сих пор.

Повествование о событиях, которые мы празднуем, на этот день находится не в Евангелии, а в Деяниях 2:1-18, и читается как чтение из послания. Рассказ полон странностей. Шум в воздухе и огненные языки ознаменовывают пришествие Духа - участвуют воздух и огонь, две из четырёх стихий. Позже еще добавляется вода: три тысячи человек принимают крещение. Где же четвёртая стихия, земля? Возможно, ее представляют те многочисленные, непроизносимые края мира, перечисленные в 9-11 стихах?
Ветхозаветное чтение (Числа 11:1-12.14-17) рассказывает очень приземлённую пятидесятническую историю. Тут речь идет о регрессии народа ("как нянька носит ребенка", ст. 12), о депрессии Моисея ("то лучше умертви меня") и, наконец, о "демократизации" Божьего Духа: Он берётся от Моисея и распределяется среди старейшин.
Чтение из Евангелия, напротив, говорит о великом и неопределяемом, о том, что Утешитель, Дух Святой, "научит вас всему и напомнит вам всё".

Литургический цвет Пятидесятницы - красный, цвет огня Святого Духа.